Дыня беспредела: 4-классникам предложили решить простую задачу. Наши читатели помогли

 
UPD
25 октября 2022 в 11:10
Автор: Андрей Рудь. Фото: Александр Ружечка
Автор: Андрей Рудь. Фото: Александр Ружечка
Выиграй модный аэрогриль! Покупай в приложении с доставкой Príme и получай шанс выиграть аэрогриль Roome

Уведите от экрана детей. У нас сегодня задача про дыню. Наконец-то реальная ситуация из жизни, а не эти ваши абстрактные дискриминанты. Читатель, приславший задачу, утверждает, что такая есть в некоем пособии для четвертого класса, но мы сомневаемся. Как бы то ни было, попробуйте найти ответ (пользуясь инструментами и формулами для четвертого класса). Но будьте осторожны, эти дыни довольно коварны.

Важно понимать — это задача не из обычной школьной программы для четвертого класса, она предназначена для дополнительных занятий и развития логики у олимпиадников. Продублируем условие текстом.

«Съели три килограмма дыни, и осталось съесть столько, сколько осталось бы съесть, если бы съели в два раза меньше, чем столько, сколько осталось съесть. Сколько весила дыня?»

Поговаривают, вместо капсулы с синильной кислотой эта задача находилась в ящике с котом Шредингера. Но мы все же надеемся получить от читателей ответ и варианты решения. Возможно, оно на поверхности и проще, чем кажется. Поделитесь с коллегами, детьми, недругами, займите чем-то ваш трудовой коллектив. Но избегайте рукоприкладства при решении.

Дополнено: варианты решений и ответы

Делить дыню самоотверженно бросились инженеры, пенсионеры, школьники, репетиторы, программисты, гуманитарии и представители прочих сословий. Встали цеха, офисы, СТО, ларьки с шаурмой... Многих задела за живое именно формулировка. Ну и, конечно, нельзя сбрасывать со счетов актуальность научной проблемы.

Методы решения применялись разные (не все для четвертого класса), ответы в итоге тоже различаются. У некоторых в процессе решения дыня преобразовалась в тыкву, что в корне поменяло подходы. Задачу решали на бумажках, мониторах, школьной доске, кто-то прислал вводящее в транс видео. Кто-то срочно телеграфировал: «Я люблю арбуз».

Мы приведем основные доктрины наших читателей. А потом предложим проголосовать за правильный вариант ответа.


Многие сразу принялись строить систему уравнений с двумя переменными. Правда, это чит: системы проходят только в 7-м классе. И все же посмотрим, что получилось.

Вес дыни примем как D. Недоеденное — X. Таким образом:

D = 3 кг + X.

При этом из условия (если пробраться сквозь словесные дебри), следует: не доели разность между весом дыни D и половинкой икса.

X = D – X/2.

Из этой пары простейших уравнений в несколько действий находим: X = 6 кг.

Осталось найти вес исходной дыни: D = 3 + 6 = 9.

Получается, дыня весила 9 кг.


Правда, системы уравнений — тоже не бесспорная штука. У разных читателей дают разный результат. У кого-то получилось 5, у кого-то 3, у кого-то дыню съели полностью, сколько бы в ней ни было веса...

Вот, например, как читательница Анастасия (не только она) получила ответ 6 кг. «X — начальный вес, Y — остаток дыни. Тогда: X – 3 = Y.

Если я правильно понимаю русский, то остается столько же, но изначальный вес надо разделить на 2: Y = X/2.

Система уравнений получится такая:

X – 3 = Y.

X/2 = Y.

Отсюда:

X = 2Y.

2Y – 3 = Y.

Соответственно, Y = 3, X = 6. 

Подставляем в условие: было 6 кг, съели 3 кг, осталось 3 кг. Остаток 3 кг — это столько, сколько осталось бы, если бы съели в два раза меньше».

У Анастасии, кстати, немало сторонников. Мы бы не связывались!

Вот вариант в защиту 6 кг от Елены.


Но системы — это слишком просто. Наша квантовая (или струнная?) дыня умеет весить по-разному в разных системах. (Не исключаем, что без наблюдателя она и не такое вытворяет.) Вот что пишет 52-летний программист по имени Vr+. Он как раз понимает, что при решении надо обойтись без системы уравнений. «Можно привести ряд выкладок с уравнениями, но отталкиваемся от того, что это логическая задача для 4-го класса. Здесь, скорее всего, проходят тему на умножение и деление нуля. Поэтому правильный ответ — 3 кг. Все действия над остатком, то есть нулем, приводят к нулю».

Возможно, мы не до конца поняли тут логику, но в двоичной системе и не такое случается.


Немного экзотических версий (которые не факт, что неправильные).

Читатель Сергей выдвигает смелую гипотезу: дыня весила меньше, чем от нее отъели. Мы не совсем поняли обоснование, но возражать опасаемся: «Думаю, она весит 750 г. Так как, если было 3 кг, от нее отъели в два раза меньше — это 1,5 кг. И осталось в 2 раза меньше. Следовательно — 750 г».

Пользователь Na Shs уверен, что от тыквы ничего не отъедали:

«3 + X = Y

X = X/2

Следовательно, X = 0, а тыква весит 3 кг».

Иван обосновывает, как у него получилось 4,5 кг: «Съели 3 кг (2/3), осталось съесть 1/3. Сколько осталось бы съесть, если бы съели в два раза меньше (1/3), чем столько, сколько осталось съесть (2/3)».

У Павла своя версия событий: «Оставшаяся часть — это половина съеденного, поделенная на 2, получается 0,75. Дыня весит 3,75 кг».

У читателя по имени Raduyk 4,5 кило. Все документы имеются! И инфографика! Он тоже не одинок.

В теории — подходящий для четвероклассника способ предложила репетитор из Гродно Анна Павловна: дыню надо представить в виде отрезка. Не частицы! Получилось 9 кило.

Вариант с дробями тоже хорош — но не уверены, что детвора уже знает дроби.


А теперь — реформа математики! Будем определять правильный ответ голосованием. Никто еще так не делал.

Таки сколько кг весила дыня?

Чтобы сделать свой выбор, войдите или зарегистрируйтесь
Выбор покупателей
Onlíner рекомендует
отдельностоящая, стиральная машина, с паром, загрузка до 7 кг, отжим 1200 об/мин, глубина 45 см (с люком 49.5 см), энергопотребление (new) A, прямой привод, 14 программ, 6 Motion (LG)

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро