Сооснователь Red Bull австриец Дитрих Матешиц стал культовой фигурой, начав относительно поздно. Вся история миллиардной корпорации строилась за суперкороткий срок на глазах у миллионов ныне живущих свидетелей. Вчера его не стало. Матешицу было 78 лет.
Дитрих Матешиц работал маркетологом в гиганте Unilever, продвигая средства для мытья посуды и хозяйственное мыло на европейском рынке. Потом перешел в корпорацию Procter & Gamble директором по маркетингу зубной пасты. В этой должности в 1982 году он приехал в Таиланд, где встретил неведомый продукт — энергетический напиток с таурином. Его рецепт придумал Чалео Йювидья, ставший в итоге миллиардером (тогда еще миллионер). Напиток назывался Krating Daeng (в переводе с тайского «красный бык»). Йювидья вроде привез рецепт напитка из Японии.
Маркетолог Матешиц, Телец по гороскопу, сразу все понял. Он уволился с неплохой работы, запартнерился с тайцами и стал тратить все свои и не свои деньги на производство напитка в Европе. Фирма открылась в 1984 году — Матешицу было 40 лет.
Несколько лет ушло на получение разрешений продажи напитка. Местные регуляторы с подозрением относились к энергетикам. Некоторые европейские страны открыли свои рынки для продажи Red Bull в XXI веке. Когда компанию уже было не остановить.
Любопытная история создания дизайна банки и слогана. Были забракованы десятки эскизов, пока рекламное агентство не предложило двух бросающихся друг на друга быков на фоне солнечного диска. Со слоганом работа шла еще хуже: чистая энергия, энергия победы, несокрушимая энергия, качай энергию… Учредители хотели уйти от лобового решения. Последним вариантом был тот самый Red Bull gives you wings («Red Bull окрыляет»). Позднее он был изменен на более игривый wiiings!
Австрийский рецепт отличался от тайского меньшим содержанием сахара, более высоким содержанием газа и витаминными добавками — европейцам нужна была полезность.
После запуска были годы убытков, которые многие бы не пережили. Но Дитрих Матешиц оказался на редкость упрямым человеком.
Взрывной рост сменял провалы, компенсируя их убытки. Иногда требовалось просто время, чтобы люди распробовали, иногда Матешиц результативно менял команду маркетологов.
Red Bull вирусил так, что входил в учебники. Вы все помните Mini с большими муляжами банок напитка на крыше, бесплатное распространение энергетиков на вечеринках и всех этих девушек.
Затем началась новая беспрецедентная по эффективности маркетинговая стратегия. «Мы не занимаемся доставкой продукта потребителю, мы доставляем потребителя к продукту», — сказал Матешиц. И начал организовывать экстремальные шоу, формируя моду на Red Bull как напиток удалых и отважных.
После этого Матешиц ворвался в традиционный спорт: «Формула-1», футбол, хоккей.
В 2021 году продажи энергетического напитка по всему миру выросли на 24,3%, до 9,8 млрд банок. На четверть выросла и выручка – до 7,8 млрд евро. Это позволило акционерам — Дитриху Матешицу и его тайскому партнеру Чалерму Йювидье (сыну Чалео, автора рецепта, умершего в 2012 году) — разделить между собой около 1,5 млрд евро дивидендов.
Сегодня состоится гонка F1 Гран-при США. Говоря со Sky Sports перед квалификацией в субботу, сразу после объявления о смерти Матешица, директор гоночной команды Red Bull (раньше это была команда Jaguar) Кристиан Хорнер сказал, что они намерены «сделать все возможное для него» в воскресной гонке.
— Многие из нас должны быть очень благодарны Дитриху Матешицу за те возможности, которые он предоставил, за то видение, которое у него было, за силу характера и за то, что он никогда не боялся гнаться за своей мечтой.
Уточним, что Макс Ферстаппен из Red Bull — действующий чемпион мира.
Состояние Дитриха Матешица оценивается в $25 млрд.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро