24 184
28 сентября 2022 в 15:00
Автор: Антон Коляго. Фото: Анна Иванова
Спецпроект

Смотрим фильмы с красивыми домами и квартирами вместе с дизайнером интерьеров

Автор: Антон Коляго. Фото: Анна Иванова

Ну расскажите, кто не мечтал сделать из собственной жилплощади квартиру как в сериале «Друзья»? Или неужели не найдется ни одного эстета, который не хотел бы преобразить гостиную винтажным креслом из фильма Альмодовара? Наверняка где-то есть и сумасшедшие, готовые отдать незанятые метры под красную комнату из «Твин Пикса». Это мы к чему: крутых, стильных и запоминающихся интерьеров в кино — уйма. Не зря же декораторы получают свои зарплаты и «Оскары». Но насколько детали из них применимы в реальной жизни? Давайте разбираться.

Это новый выпуск нашего совместного с VOKA спецпроекта «Разговорчики в строю». Здесь мы вместе с экспертами из разных сфер жизни составляем тематические подборки кино и рассказываем, как смотреть его так, чтобы не просто вечер убить, а еще и вынести что-то важное и полезное. Сегодня вместе с архитектором и дизайнером интерьеров Екатериной Бриль смотрим фильмы, действие которых разворачивается в красивых винтажных домах и модных футуристических квартирах, и учимся на их примере, как можно организовать собственный интерьер — даже в типовой двушке или где-нибудь на даче под Минском.


— Сразу: на что готовиться смотреть и обращать внимание при просмотре картин из подборки?

— Почти во всех фильмах из списка есть какие-то невероятно дорогущие вещи и предметы интерьера, сделанные легендами дизайна. Некоторые из них я знаю, но сколько все это стоит — нет. Конечно, можно было сидеть и разбирать кадры фильмов на предмет ценных вещей, но лучше на примере фильмов будет поговорить о том, как дизайн интерьера может повлиять на вашу жизнь. Выявлять ритуалы, любимые занятия и делать все, чтобы было комфортно за ними проводить время дома. Я бы хотела, чтобы в этом была какая-то метамысль всей статьи.

— То есть вообще нет смысла приходить к дизайнеру со скриншотами и просить сделать как там? Чтобы потом не вышло так, что твой быт не впишется в интерьеры любимых героев.

— Главная задача дизайнера — создать индивидуальное пространство для жизни. Когда человек приходит, показывает картинку и говорит, что хочет так же, мне нужно в первую очередь выявить типологию предметов, которые на ней есть. Грубо говоря, понять, что вам нравятся круглые столы. Или прямоугольные стулья — не важно, какого они будут бренда или фирмы. И не повторять это все в точности, а найти, возможно, что-то похожее, но другое, как-то себя проявить. Для заказчика это будет близко к тому, что он хотел, но люди из сферы уже будут понимать, что в этом есть что-то индивидуальное.

— Окей, тогда пройдемся подробнее по каждому фильму.


Спайк Джонз, 2019
«Она»


Теодор (Хоакин Феникс) — одинокий писатель, покупает новую техническую разработку — операционную систему, призванную исполнять любое желание пользователя. К удивлению Теодора, вскоре между ним и виртуальной личностью с голосом Скарлетт Йоханссон возникает роман.

— В этом фильме по интерьерам можно проследить состояния, в которых пребывает главный герой. По сюжету есть основные места жизнедеятельности: офис и квартира, куда он заселяется после развода. И жилое помещение полностью отражает его состояние. Квартира находится в высотке — из окон не видно людей. Это показывает то, что персонаж живет немного оторвавшись от реальности, не хочет ни с кем контактировать. Это, кстати, действительно хороший прием. Если вы не хотите бывать поближе к другим людям и скоро предстоит покупка квартиры — выбирайте ту, что повыше. Пройдитесь по этажам, прочувствуйте, где комфортнее.

Про дизайн самой квартиры мало что можно сказать — там все просто. Но стоит обратить внимание на то, что у героя есть любимое занятие: он приходит домой и играет в видеоигру. И делает это в удобном классном кресле, в котором он себя комфортно чувствует. То есть вроде бы у него ничего особенного дома нет, но важная для него зона проработана очень даже хорошо.

Что касается офиса: тут сразу важно отметить, чем занимается главный герой — написанием писем, но не обычных. В реальности фильма люди перестали писать друг другу письма, за них это делают специальные организации. Все это звучит довольно депрессивно, потому что уходит вся искренность и чувства. И чтобы на контрасте усилить это ощущение, создатели наполняют этот сделанный специально для фильма офис яркими деталями. Он весь такой яркий, на окнах витражи, из-за которых всегда кажется, что на улице хорошая погода. Помещение излучает только позитив, но от этого фильм на самом деле становится еще грустнее.

Если у вас есть ощущение какой-то грусти и печали в помещении, не обязательно обклеивать его какими-то яркими деталями, чтобы искусственно создать позитив. Да можно просто, условно, поставить хороший стол и стул, которые будут приносить конкретно вам радость, — и, сидя за этим столом, вы получите гораздо больше приятных эмоций. Особенно если есть потребность — например, работаете из дома.

Ну и обратите внимание на устройства, которыми все пользуются в фильме. Гаджеты минималистичные, нет никакого визуального шума, компьютеры вообще без клавиатур и управляются со специальных панелей. В большинстве наших квартир такого не увидишь — все в спутанных проводах, а на рабочих местах вообще анархия. Такие моменты сильно влияют на восприятие дома: неприятно каждый раз быть слегка недовольным помещением, в котором проводишь время. Не призываю, конечно, всех покупать «маки», но постараться организовать пространство можно — дизайнер, если что, вам в помощь. Уже давно все придумано, как сделать так, чтобы все проводочки были аккуратно засунуты в одну дырочку и шли ровно к розетке.


Пон Джун-хо, 2019
«Паразиты»


Семья бедняков обманом и хитростью устраивается на работу в дом богачей. Скрывая родство друг с другом, герои пользуются имуществом своих обманутых работодателей в их отсутствие. Чтобы сохранить секрет, находчивые жулики пойдут на любые, даже самые отчаянные меры. «Золотая пальмовая ветвь» Каннского кинофестиваля и главный «Оскар» 2019 года.

Смотреть на VOKA

— Дом, в котором живет богатая семья, — это дом архитектора. Это важно и несколько раз оговаривается: был какой-то условный архитектор, который для себя спроектировал жилье, а потом он перешел к новым владельцам вместе с экономкой. Это и объясняет, почему дом такой прикольный: им занимался профессионал.

Есть одна интересная деталь: диван стоит прямо напротив окна. И размер этого окна такой же, как у экрана киношного формата. То есть полная имитация просмотра фильма. Мы же сейчас отказываемся от телевизоров — по крайней мере, есть такая тенденция. Как минимум хотим проектор. Когда узнаем, сколько он стоит, — в целом согласны и на окно. Поэтому такой вот совет людям, у которых из квартиры видно что-то прикольное: почему бы не поставить диван так, чтобы по утрам сидеть, пить кофе и смотреть в окно? Мне кажется, идея супер.

В принципе, в «Паразитах» такая сцена есть: когда жена с мужем лежат на диване и смотрят, как их сын что-то делает во дворе в палатке. Просто смотреть на сад — тоже то что надо. Другая проблема в том, что у нас многие покупают участок на 100 квадратов, строят дом на 90 и в панорамное окно будет виден только забор.

— А если в квартире панорамное окно поставить, то может быть как в мемах про то, что из него видны только соседние панельки и грязь.

— Да-да. Поэтому совет хороший, но надо, конечно, подумать заранее, не будет ли потом грустно осознавать, где ты находишься. В загородных домах стоит организовать сад, чтобы было на что смотреть.

Вообще, почему дом из «Паразитов» всех так цепляет? Возможно, дело не столько в материалах и мебели, сколько в световых сценариях. В них — весь уют дома и желание в нем оставаться. Днем герои смотрят в это окно-телевизор, а еще там есть фраза: «Мы купаемся в лучах солнца». Вечером у каждого места, в котором можно что-то делать — готовить, есть, подниматься на второй этаж, писать за столом, лежать в кровати, — есть свой источник освещения. Можно выключить все вокруг и сидеть, например, только с подсветкой над столом — это создает комфорт. Каждая зона с теплым светом, все такое приятное — по такому дому хочется перемещаться.

У бедной семьи — все ровно наоборот. Там окно размером с киноэкран, а тут — два каких-то квадратных отверстия, еще и отрезанных под линию горизонта. Для них цитата про лучи вообще не подходит, солнце не попадает в помещения совсем. Тут уже игра контрастов. Если человек стремится к более комфортной жизни, то первым делом нужно сделать так, чтобы в комнатах было больше света. Но это тоже задача дизайнера: расспросить человека о его привычках, организовать все так, чтобы солнечный свет попадал куда надо, а не просто был.

И самый главный момент — о том, как дизайн интерьера и хорошая архитектура влияют на нашу жизнь. В фильме же есть еще третья семья: экономка и ее муж, живущий в подвале. И они рассказывают, как они жили, пока не пришла семья этих «паразитов». Описывают, как восхитительно было сидеть на диване, пить чай из фарфоровой чашечки и тоже купаться в лучах солнца. А еще они рассматривали картины — там весь дом увешан искусством — и пытались как-то в этом всем разобраться, «эволюционировать» на фоне дома: они понимали, что не вписываются в него в своем статусе. То есть сам красивый дом мотивировал людей становиться лучше.


Уэс Андерсон, 2013
«Отель „Гранд Будапешт“»


Фильм рассказывает об увлекательных приключениях легендарного консьержа Густава и его юного друга, портье Зеро Мустафы. Сотрудники гостиницы становятся свидетелями кражи и поисков бесценных картин эпохи Возрождения, борьбы за огромное состояние богатой семьи и драматических изменений в Европе между двумя кровопролитными войнами XX века.

Смотреть на VOKA

— Не очень, конечно, люблю такие надуманные и искусственные фильмы. Здесь даже экстерьер самого отеля снимали на макете — это просто коробочка. Все эти перемещения туда-сюда, наигранность какая-то — даже толком не успеваешь понять, в каком времени это все происходит. Сказка какая-то. Если другие фильмы можно разбирать с точки зрения взаимосвязи личностей людей и их интерьеров, то здесь никакого влияния нет. Просто упоминается, что владелец — какой-то интересный человек, поэтому и купил такой отель.

Но можно разобраться, почему такая стилистика всех увлекает. Интерьеры фильма выполнены в стиле ар-деко, а для него характерны именно эксперименты мастеров того времени. Все хотели разбавить скучную классику и добавить новых форм и элементов. Также повлияла промышленная революция, начало использования новых материалов, что давало больше возможностей, при создании мебели. Действительно, по сей день этот стиль актуален, поэтому все кажется таким интересным, хотя все это тоже уже можно отнести к классике.

— Такой винтажной эстетикой Уэса Андерсона много кто вдохновляется. Есть популярные аккаунты в Instagram, где собирают похожие объекты, а самого режиссера зовут проектировать кофейни в Италии…

— Ну, на это, возможно, прикольно смотреть людям, которые не разбираются. Это все равно что я выйду на улицу и начну говорить по-английски — хотя я его не знаю. Кто-то скажет: «О, классно». А репетитор по английскому найдет кучу ошибок. Так и здесь: персонажи меня не очень зацепили, а интерьеры эти я уже сто раз видела — все и так понятно.


Том Форд, 2009
«Одинокий мужчина»


Профессор английской литературы Джордж отводит себе один день для ответа на вопрос, есть ли у него будущее после внезапной смерти любовника Джима, с которым он прожил 16 лет. В рассыпающемся на части мире Джордж ищет утешения у давней подруги Шарлотты, пытается зацепиться за красоту окружающей реальности, чтобы заново открыть смысл жизни.

Смотреть на VOKA

— Дом профессора сделал архитектор Джон Лотнер. Главным делом его жизни было проектирование премиальных вилл. У него есть, по-моему, около тридцати знаменитых домов, из которых шесть точно снимались в кино. Все точно знают, например, кафе из «Криминального чтива». То есть дом из «Одинокого мужчины» не первый его объект, который появлялся на экране, были и более легендарные места.

Этот дом он спроектировал для людей, которые купили участок с выходом в лес, потому что хотели быть поближе к природе. И когда есть такая потребность, то лучше не сопротивляться природе, не ставить посреди леса белый дом. Если не хочешь облажаться, лучше применить самый простой принцип любого архитектора: бетон, дерево и стекло. Выходит всегда хорошо или как минимум нормально. Дом из фильма сделан из красного дерева и стекла. В общем-то, если задаться вопросом, почему дом получился таким цепляющим, то все просто — его создавал мастер своего дела.

В фильме есть мужчина и женщина — они уже взрослые, у обоих жизнь сформирована. Даже несмотря на то, что главный герой находится в отчаянии из-за того, что у него умер молодой человек, он все равно продолжает делать свои утренние ритуалы, находится в каком-то цикле. Точно так же и женщина: она каждое утро сидит в своем любимом кресле, потом, сидя в кровати, разговаривает по телефону. И это можно взять на вооружение: если у вас есть какие-то привычки и занятия, пусть даже разговоры по телефону в кровати, важно обустроить интерьер под них. Нет ничего хуже, чем когда вы, например, любите рисовать, но каждый раз вынуждены искать место, где это можно сделать.

Если вы обращаетесь к дизайнеру или архитектору, который вам помогает делать дом, то обращайте внимание на вопросы, которые он задает, и не бойтесь их. Чем больше он узнает о вашей жизни, тем лучше. Хотя многие люди заполняют анкеты и, например, на вопрос о любви к чтению отвечают: «Конечно, да мы капец как любим читать, вы даже не представляете». А потом на пятидесяти «квадратах» появляется библиотека, которая на самом деле никому не нужна.

— Иногда людям просто по кайфу вся эта «книжная» атмосфера. У меня тоже куча полок с книгами, которые я не читал, — мне нравится просто сам факт обладания ими.

— Для таких есть отдельный пункт — про коллекционирование. Это все туда подойдет. Но я скорее про то, что нужно честно относиться к себе. Дизайн интерьера — это для людей, которые знают себя.

— Короче, лучше сначала к психологу сходить, а потом уже к дизайнеру.

— Да, кстати. Очень сложно создать что-то для человека, который сам о себе ничего не знает. В «Одиноком мужчине» как раз хороший пример четко сложившейся жизни: у героев свое расписание, любимые занятия, они знают, что, как и когда будут делать, — все как положено. У женщины есть гостиная, в которой она в молодости устраивала тусовки. Сейчас всего этого нет, но она все равно себе старается создавать атмосферу. Наряжается, музыку включает, не изменяет традициям. Хороший совет, в общем, разобраться в себе.


Лука Гуаданьино, 2017
«Назови меня своим именем»


Италия, 1983 год. 17-летний Элио проводит лето на вилле у родителей — американского профессора и переводчицы-итальянки. Начитанный и любознательный юноша разбавляет обычные летние занятия вроде купания в море и ленивого флирта с подругой Марцией чтением и транскрибированием классической музыки. Однажды безмятежность летнего отдыха нарушает приезд ассистента отца Элио — молодого ученого Оливера.

Смотреть на VOKA

— В «Назови меня своим именем» дом тоже в системе находится — он как будто связан с ландшафтом, с деревьями вокруг. И там много открытого пространства, окна тоже открыты в каждой сцене. Приятно, наверное, жить так: к тебе может подруга заехать на велосипеде, кто угодно зайти в любой момент, со всеми поздороваться — у нас я такое себе могу представить только в какой-нибудь глуши, где живет пятнадцать человек и все друг друга знают. Приятная атмосфера у них там, персики растут — я смотрела и думала: «Как бы я туда сейчас хотела...»

У нас же обычно наоборот все закрываются. Забор, туи пятиметровые в ряд. Все, готово. Ничего не видно. С одной стороны, хочется на примере фильма посоветовать точно так же открываться побольше, объединяться с природой. С другой — в Италии всегда тепло, а в наших широтах все эти закрытости могут быть обусловлены тем, что в какой-то момент становится очень холодно…

— Примерно на девять месяцев в году...

— Да. Так что все это звучит хорошо, но не всегда работает в нашу сторону. Сделаешь все открытым, а потом будешь мерзнуть — тоже такое себе.

Что касается самого дома, то тут тоже важно подчеркнуть: он принадлежит человеку, который занимается реставрацией искусства. То, что это особенное место, можно как раз понять по профессии одного из героев. Там даже прямо на стенах что-то нарисовано. Классические итальянские интерьеры и обстановка такая, что вроде бы кажется, будто все беспорядочно валяется, но в то же время ничего лишнего нет. Много деталей, на стенах полно каких-то маленьких портретов — но кажется, что они и должны там быть, бардака не чувствуется.

Классный элемент — и очень мало людей приходит с такими референсами — в кухне есть только столешница, а нижняя группа, где хранится всякая утварь, просто завешена шторками. Раньше в Италии так было принято — бюджетный лайфхак для тех, кто хочет красиво обустроить жилье. Мало, конечно, кто хочет так делать: думают, зачем вешать какую-то тряпку.

Хороший элемент дома — ставни. Вот что еще можно почерпнуть из итальянского стиля. Ставни — те же блэкаут-шторы. Подойдут для тех, кто говорит про пылесборники и пылесосит шторы каждые выходные. Они и от солнца закрывают, и выглядят красиво, и места занимают гораздо меньше.

Еще у семьи в фильме есть свой домашний ритуал — они каждый вечер садятся ужинать за столом на улице. Не потому, что у них какой-то праздник, а просто так. Классный способ разнообразить жизнь, тоже связанный с организацией пространства: если вы живете в частном доме, почему бы так не начать делать? Есть стилисты, которые занимаются сервировкой, — на YouTube можно посмотреть обучающие видео, купить недостающий декор и устроить ужин. Мне очень понравился этот момент.


Райан Джонсон, 2018
«Достать ножи»


На следующее утро после празднования 85-летия известного автора криминальных романов Харлана Тромби виновника торжества находят мертвым. Налицо — явное самоубийство, но полиция опрашивает всех присутствующих в особняке членов семьи. Но больше всех в этом деле заинтересован частный детектив Бенуа Блан. Тем же утром он получил конверт с наличными от неизвестного и заказ на расследование смерти Харлана.

Смотреть на VOKA

— Дом из этого фильма — это имение. Надо понимать, что раньше к проектированию имений достаточно внимательно относились. Но на самом деле про него мало что можно сказать — это просто здание-образ, который сразу читается. Обычно во всех похожих детективах действие происходит в кирпичном доме, где много книжек и все вещи старинные. Здесь это еще и отсылка к тому, что хозяин дома — писатель.

Смотреть было совсем не на что до какого-то момента, когда на экране не показали другой дом — Капитана Америки (имеется в виду персонаж актера Криса Эванса — Прим. Onlíner). Абсолютной красоты белая коробочка, наглядный пример для людей, которые считают, что современная архитектура — это очень дорого и сложно. Там все просто и лаконично, ничего лишнего: прямоугольные формы, окна панорамные, но не слишком все открытое.

Вот оттуда можно взять лайфхак для нашей местности: если хотите, чтобы в доме было много света, но никто не смог посмотреть, что там внутри, — заложите одну стену стеклоблоками. Кажется, что через них будет проходить холод, но это не так. Можно сделать целую стену в таким виде: светло, необычно и никто вас не увидит.

Интерьер дома не уступает экстерьеру. Внутри идет продолжение архитектуры — ничего лишнего, можно сказать, минимализм с винтажными деталями. Я бы не сказала, что дом огромный: там гостиная, кухня, две спальни. То есть не обязательно иметь «километры дома», что бы жить хорошо.

Сам фильм, кстати, тоже чуть-чуть сказочный — с такими еще странными отбивками на фоне, как в «Шерлоке Холмсе». Прикольно, как там все герои ругаются между собой: у них реально у всех миллиард каких-то проблем, а все держалось на одном этом несчастном дедушке. Но в целом сюжет простой. Когда показали это завещание, сразу стало понятно, к чему все идет.


Эти и другие фильмы с интересными интерьерами ищите в специальной подборке на VOKA.



Партнер проекта — VOKA

Видеосервис VOKA для жадных до всего интересного. Больше позитивного, яркого и в то же время содержательного, а главное — всего самого интересного в одной подписке! VOKA — лидер в ассортименте контента, на видеосервисе вы сможете найти контент самых известных и популярных правообладателей: онлайн-кинотеатров, студий (Amediateka, Premier, Start, more.tv, ivi, Paramount, Disney, Fox, Sony, Warner), более 130 ТВ-каналов, спортивные трансляции от Setanta Sports и собственный эксклюзивный контент платформы.

Спецпроект подготовлен при поддержке УП «А1», УНП 101528843.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner запрещена без разрешения редакции. dm@onliner.by