В Книге Гиннесса есть как минимум один рекорд, который вряд ли кто-то в здравом уме решит побить. Принадлежит он сербской стюардессе Весне Вулович: в 1972 году девушка упала с высоты 10 160 метров без парашюта и осталась жива. И без того уникальной ситуации предшествовала цепочка судьбоносных случайностей, которые сделали ее совсем уж невероятной и даже какой-то полумистической. «Я вообще не должна была лететь в этом самолете», — любила повторять Вулович в интервью. Вместе с Betera рассказываем еще одну историю чудесного спасения, которая началась махинацией с кофе, а закончилась встречей с Полом Маккартни.
Вот быстрая хронология событий в небе. Днем 26 января 1972 года лайнер McDonnell Douglas DC-9 югославских авиалиний вылетает из Стокгольма и примерно через час приземляется в Копенгагене. В датском аэропорту проходит смена экипажа — дальше самолет должен был следовать в Загреб, а затем в Белград. Взлет проходит в абсолютно штатном режиме: самолет — новенький и исправный, пилоты — опытные и выспавшиеся. Но стоит лайнеру достичь высоты в 10 тысяч метров где-то над границей Чехословакии и Восточной Германии, как он в мгновение разваливается на куски.
На земле тем временем происходило следующее. Бруно Хонке, житель чехословацкой деревни Србске-Каменице, спокойно себе рубил дрова — и вдруг услышал взрыв и звуки падения обломков. Все местные уже высыпали на улицу и побежали кто куда, узнавать, что случилось. Бруно, сам не зная почему, рванул в лес — смеркалось, и разглядеть что-то в глухой чаще на склоне холма было сложно. Мужчина уже собирался возвращаться назад, как услышал крик. Поскальзываясь и с трудом продираясь сквозь ветки заснеженных деревьев, Хонке поковылял на звук. Вскоре он увидел часть фюзеляжа самолета, которой была придавлена к земле девушка в окровавленной бирюзовой униформе.
Бруно кое-как освободил стюардессу от обломков, но куда-то тащить до прибытия помощи не стал — мужчина в прошлом был военным врачом и предположил, что у пострадавшей может быть сломан позвоночник. Так оно, в общем-то, и оказалось.
В пражской больнице у 22-летней девушки, кроме этого, диагностировали внутричерепное кровоизлияние и раздробление таза. Врачи прогнозировали, что она не очнется, но пару недель спустя пострадавшая уже просила закурить и с удивлением читала о своей истории в газете. Потом медики говорили, что стюардесса вряд ли сможет ходить — через 10 месяцев не сбылся и этот прогноз. «Все благодаря детской диете — из шоколада, шпината и рыбьего жира», — смеясь, рассказывала девушка, которую, как вы уже догадались, звали Весна Вулович.
Но вернемся к самому невероятному падению с десятикилометровой высоты. То, что Вулович смогла его пережить, конечно, чудо — правда, как это часто бывает, сдобренное комбинацией из техники безопасности и везения. В момент катастрофы стюардесса сидела пристегнутая в хвосте самолета. Это раз. Два — ее не выбросило, как всех остальных находившихся в салоне людей, в воздушное пространство благодаря тележке с едой, которая покатилась назад и прижала кресло Весны к обивке. И три — хвостовая часть приземлилась на заснеженный склон под острым углом, что смягчило удар.
Здесь у всех насмотревшихся документалок про расследования авиакатастроф возникает резонный вопрос: почему на такой высоте Вулович не умерла от нехватки кислорода после разгерметизации салона? Эксперты считают, что все дело в пониженном артериальном давлении девушки. По идее, оно должно было спасти ее еще годом раньше: с такими особенностями организма в бортпроводники не берут. Но Весна так хотела летать, что обманула комиссию, напившись кофе перед контрольным медосмотром.
Еще один раз судьба пыталась уберечь сербку перед самим полетом. На тот момент Весна работала в авиакомпании всего полгода, у нее был только стажерский контракт, с которым на дальние зарубежные рейсы, как правило, не пускали. В список экипажа девушку внесли по невнимательности, перепутав с тезкой. Можно было отказаться, но Вулович, давно мечтавшая побывать в Дании, естественно, на ошибку коллег не обратила никакого внимания.
На полное восстановление после выписки из больницы у Весны ушло почти четыре года. За это время девушка успела стать суперзвездой и чуть ли не национальной героиней Югославии. Вулович часто давала интервью, в которых делилась все новыми подробностями своей истории. Например, о том, как она гуляла одна по Копенгагену, а в это время все остальные члены экипажа безвылазно сидели в отеле и были какими-то нервными — будто что-то чувствовали. Или про странного мужика, который слишком долго околачивался у багажного отсека. Что-то, конечно, вызывает сомнения, учитывая, что до этого Весна утверждала, якобы вообще не помнит роковой рейс и события в течение месяца после него. Но красок добавляет.
Благодаря амнезии, к слову, Вулович не заработала аэрофобию, не потеряла страсти к полетам и даже хотела вернуться к работе стюардессой. Но в этот раз медкомиссию обвести вокруг пальца точно бы не получилось — авиакомпания предложила девушке лишь менеджерскую должность на земле.
Весна проработала в офисе до начала 1990-х, а потом была по-тихому уволена за участие в протестах против Слободана Милошевича во время распада Югославии. Арестовать женщину власти тогда не решились, все-таки мировая звезда. К тому моменту экс-стюардесса уже побывала в Лондоне на вручении сертификата Книги рекордов Гиннесса, где познакомилась с Полом Маккартни. Говорят, что «битл» даже попросил у Весны автограф, так уж его поразила история сербки.
Так, ну а что все-таки случилось с тем злополучным рейсом? Вроде как ответственность за взрыв самолета взяла на себя ультраправая организация «Усташи», боровшаяся в 1970-х за независимость Хорватии. Но были и расследования, утверждавшие, что лайнер сбили чехословацкие ВВС. Поговаривали, что и никакого падения Вулович не было, ну или было, но не с такой большой высоты, а ее чудесное спасение якобы было частью каких-то подковерных операций прикрытия. Сама Весна теории заговора никак не комментировала — после увольнения и до самой смерти в 2016 году женщина в основном затворничала в своей квартире в Белграде и лишь иногда выбиралась в Србске-Каменице на поминальные мероприятия.
Читайте также:
Английский кочегар пережил шесть кораблекрушений. Был даже на «Титанике»
Betera (ООО «Статускво») — топовый игрок гемблинг-индустрии Беларуси — платформа для развлечений с широкой линейкой казино-продуктов на любой вкус. Сегодня это более 1300 игр: слоты Бетера, live-казино, виртуальный спорт и ТВ-игры. Компания объединяет технологии, бизнес и спорт, чтобы дарить эмоции от азартных развлечений.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner запрещена без разрешения редакции. ng@onliner.by