Спецпроект

Психолог: «До двух лет детям вообще нельзя смотреть мультики и видео»

36 736
15 июля 2022 в 10:00
Источник: Полина Лесовец. Фото: Анна Иванова. Карточки: Максим Тарналицкий
Спецпроект

Психолог: «До двух лет детям вообще нельзя смотреть мультики и видео»

Источник: Полина Лесовец. Фото: Анна Иванова. Карточки: Максим Тарналицкий

Пожалуй, ни в одной теме не было сломано больше копий, чем в вопросе «как правильно воспитывать ребенка». В Древнем Риме хороший отец вполне мог продать в рабство своего сына и при этом пользоваться уважением в обществе, а в 2022 году нас приводит в ужас одна лишь мысль о том, что ребенок посмотрит «не тот» мультик или окажется в комнате с «неправильным» увлажнителем воздуха. Вдруг его психика травмируется! Не уходя в непроглядную глубь веков, вместе с детским и семейным психологом, супервизором, гештальт-терапевтом Надеждой Морозовой мы обсуждаем, как изменились семейные системы у разных поколений белорусов, что формирует психику ребенка до шести лет, какую роль в этом играют мама, папа и мультики. Если вы хотели прямых советов психолога, что и как смотреть маленьким мальчикам и девочкам — вот они. Onlíner и VOKA продолжают совместный проект «36,6», чтобы помочь детям и родителям не потеряться в океане контента.

— Что именно формирует психику ребенка до шести лет, его представление о себе и мире?

— Принятый постулат гласит, что все свои навыки — социальные, интеллектуальные, эмоциональные и так далее — ребенок приобретает к 7-8 годам. К этому возрасту перед нами практически сформированный человек (в области отношения к миру, себе и людям). Хотя окончательную точку можно будет поставить к 25 годам.

Развитие мозга, эмоциональной сферы и тела идет параллельно, в совокупности за семь лет складывается определенная картина. Исследования подтверждают, что ребенок рождается с количеством нейронов в три раза большим, чем у взрослого человека. Но нейроны не собраны в сеть, а потому задача — создать эту самую сеть, чтобы пользоваться ею всю оставшуюся жизнь. Если в процессе воспитания и развития ребенок не задействует определенные нейроны, они отмирают как ненужные.

Мышление, стереотипы поведения, способ выстраивания отношений, понимание и переживание собственных чувств, личность и тело — все созревает к тому моменту, когда ребенок идет в школу. Маленький человечек пользуется тем, что «насобирает» за первые семь лет жизни.

Часто родители растеряны: они совершенно не понимают, что нужно делать с ребенком для того, чтобы он был счастлив. Я родилась в семидесятых. Тогда было проще, почитали Спока — и хотя бы на него опирались (улыбается. — Прим. Onlíner). Воспитывать детей даже не было принято. А сейчас век результата, и родители хотят получить результат в воспитании и развитии ребенка, но не понимают как. Информации огромное количество. Видов и стилей воспитания так много, что они не поддаются подсчету.

Вот что я наблюдаю: родители очень ответственно относятся к работе, точно знают, как получить результат и заработать деньги. Чуть меньше знают, как удержать отношения, что делать с семьей и с парой. А вот что делать с ребенком — для многих это терра инкогнита. Здесь полный разброд и шатание. Чтобы выстроить четкий план воспитания ребенка, нужно обладать структурными знаниями в области физиологии, генетики, психологии и нейропсихологии.

— Выходит, если ты не эксперт-генетик, нечего и в родительство соваться?

— Нет конечно. Моя мысль — к родительству нужно подготовиться. Относиться чуть ответственнее, не просто: «Я родил и интуитивно пойму, что нужно ребенку, решу вопросы по ходу дела». Нужно так же относиться к воспитанию, как к своей работе. И тогда все получится.

— Семейные системы у разных поколений белорусов меняются?

— Да. Раньше была единая система: мама с папой на работе, ребенок — в школе, потом все вместе приходят, делают уроки, готовят еду, убирают квартиру, доживают вечер, в выходные ходят, скажем, в зоопарк. Это была скорее система выживания, где нужно заработать, прокормить, одеть, выучить. Она просуществовала примерно до середины восьмидесятых, а дальше появилось больше достатка. Не нужно было так выживать, и система поменялась. Детей стали возить в кружки, и мама превратилась в водителя-логиста. Сегодня считается, что якобы ребенок будет не развит, если мама не станет целый день возить его по разным секциям. В семидесятых и восьмидесятых никто так не делал. Дети записывались сами и ходили сами туда, куда хотели.

С тех пор мир стал гораздо более интенсивным и непредсказуемым . Уже почти никто самостоятельно не играет во дворе. Родители полностью контролируют, куда и зачем ходит ребенок, с кем он дружит, куда ездит… Ребенок постоянно находится в замкнутом пространстве: дом — машина — школа — машина — кружок — машина — дом. Он выполняет только те задачи, которые родитель считает правильным. А потом взрослые переживают: «Где мой самостоятельный ребенок? Почему он сам ничего не может? Что за безобразие, почему он все время сидит в компьютере?» Мир вынужденно поменялся. И в итоге мы получаем такую интересную штуку, когда дети приходят ко мне на консультацию в пятом-шестом классе и не умеют ездить в общественном транспорте, в метро, боятся подойти к прохожему на улице и спросить, как дойти куда-либо. Они настолько контролируемы!

Выглядит так, будто родители перестарались. Очень хотели помочь детям, чтобы они были образованными, самостоятельными, активными, а в итоге… Отношений на основе доверия, уважения и сотрудничества так и не случилось у половины семей.

Наши родители жили в дефиците и искали возможность что-либо себе добыть. И мы так выросли. Умеем добыть то, что нам необходимо. Дети нынешнего поколения находятся в совершенно другой концепции. Им приходится отфильтровывать ненужное из множества предложенных вариантов. Понимать, что главное, а что — второстепенно. Идти туда, куда сами считают правильным. Это касается даже мультиков. Но тут вмешивается взрослый, он ведь лучше знает! И ребенок не понимает: ему двигаться за тем, что хочет он сам, или слушать маму, или идти туда, куда говорят в школе… Что вообще выбрать? Когда дети сидят онлайн в стриме, записывают видео, придумывают игры — это не «ай-яй-яй, куда катится мой мальчик!», а способ собраться из хаоса во что-то целостное. Отбиться ото всех и понять, а чего же я стою в реальном мире, чего хочу, что у меня получается без папы и мамы.

— Какова роль матери и роль отца до шести лет? И разве в современном мире они не взаимозаменяемы?

— Нет. Именно мама влияет на то, как у ребенка будут выстроены отношения с окружающими. По принципу отношений с мамой ребенок выбирает себе партнера. Душевность, возможность (или невозможность — кому как повезет) получать и отдавать тепло, заботу — это все мама.

Когда мама говорит младенцу: «Я рада тебя видеть. Ты проснулась, мое солнышко» или спрашивает у ребенка постарше: «Как дела? Что было в детском саду хорошего?» — это все в будущем влияет на умение строить контакт. Если ребенок этого не видел, то он контакт не понимает и строить не умеет.

У папы совсем другая задача. Какой бы ни был ребенок, мама скажет: «Ты великолепен! Все, что ты нарисовал, слепил, вырезал, — великолепно! Это самый прекрасный зайка!» Папа оценит честно. Его задача — сталкивать ребенка с реальностью и давать переживать это. Папа скажет: «Нарисовал ты, конечно, непонятно что. Это совсем не зайчик, а какая-то кракозябра». Ребенок пойдет плакать к маме, она утешит: «Знаешь, сыночек, ты вообще великолепный у меня. Но давай ушки и ножки зайчику подправим, научимся рисовать, принесем папе, он скажет, похож или нет». Мамина задача — сглаживать углы, делать реальность более переносимой.

Еще одна папина задача — устанавливать правила, по которым живет ребенок. Наблюдать, чтобы границы не нарушались. Держать их. Если сказано, что ложимся спать в девять, значит, ложимся в девять. Папа отвечает за связь с социальным миром, за честность, за принцип «сказал — сделал». За ценностные концепции, которыми человек потом пользуется во взрослой жизни.

— Играют ли мультики, фильмы, интернет-контент такую значительную роль в формировании психики ребенка, как об этом принято думать?

— В литературе много говорится об отрицательном влиянии. Но интернет уже — важная составляющая нашего мира, мы не можем его исключить. Телевизор можно регулировать. Современным детям перестали нравиться мультики, им очень нравятся блогеры: Влад Бумага на YouTube, Даня Милохин в TikTok. Я сейчас не о подростках, а о детях лет пяти.

Что важно знать о мультиках. В первые три года формируется речь, ощущение границ, умение концентрировать внимание на важном, ходить, переживать эмоции, любить, сопереживать, интересоваться. Словно в шкаф складывают много-много предметов одежды — вот так выглядит мозг и эмоциональная сфера. Если постоянно включен мультик, то мозг выбирает только те нейроны, которые позволяют включать, смотреть, выключать. Все. В итоге ребенок не говорит до четырех лет, может быть очень раздраженным, агрессивным, не различать эмоции на лице. Это я сейчас говорю о крайностях, когда ребенок все время с телефоном или планшетом в руке.

— Ребенок, оставленный круглосуточно перед планшетом с мультиками, — это следствие материнского истощения?

— Варианты могут быть разными. В любом случае такая история очень плохо заканчивается: ребенок не может полноценно спать, не может есть без мультиков, ничего не может делать без фона.

Часто мультик ставится, когда ребенка нужно успокоить. Это большая проблема. Потому что задача ребенка до шести лет — научиться самостоятельно успокаиваться, переключать внимание, фокусироваться на главном, различать собственные эмоции и чувства других людей. Помимо этого, нужно еще научиться завязывать шнурки, самостоятельно кушать, убирать игрушки в ящик. Работы невпроворот! Если взрослые нагружают ребенка этими делами, то ему, в общем-то, некогда смотреть мультики и видео (улыбается. — Прим. Onlíner). Такая история, когда ребенок постоянно сидит в планшете, бывает, если родители все делают за него. Возможно, они не умеют ждать или хотят, чтобы любые задачи малыш исполнял в лучшем виде. Тогда ребенок не умеет трудиться, он в расслабленном состоянии — такой герой виртуального мира.

— Что и как смотреть маленьким детям? Прямо дайте советы, пожалуйста.

— По всем нормам, что белорусским, что американским, детям до двух лет вообще ничего смотреть нельзя. У мозга в этом периоде очень много задач, и, если дать гаджет, все пойдет не так. Нужно учиться распознавать образы, сформировать принадлежность к расе, понять, мальчик ты или девочка, начать ходить в туалет самостоятельно, развивать моторику, знакомиться с новыми словами… Так что, если вы любите своего ребенка и хотите, чтобы он развивался, не давайте ему смотреть видео, залипать в телефоне, планшете или телевизоре до двух лет.

Когда ребенок научился ходить в туалет, примерно в 1,8—2 года, это говорит о том, что он научился что-то самостоятельно регулировать внутри себя. Он начинает говорить не «Петя хочет кушать», а «я хочу кушать». Тогда можно начинать что-либо просматривать. При этом важно, чтобы нейронные связи во время просмотра не разрушились. Значит, это должны быть малюсенькие видео на 15 минут и только по делу. Например, мультик для малышей Tiny Love. Там ходит прикольный слон и учит говорить: «Привет, я пришел к тебе в гости». Потом уходит, говорит: «Пока!» — и машет прямо в экран. Мультик хорош, когда вы выучили что-нибудь новое. Например, этот конкретный мультик подтвердит, что мама так здоровается, папа, а еще — слон в телевизоре. Это общая система, которую придумали люди.

Нужно начинать с очень простых вещей: одна или две фигуры на экране, которые беседуют с ребенком. Хороший мультик — тот, где герой напрямую общается с малышом, а не просто что-то рассказывает.

Как измерить, нанес ты счастье или вред своему ребенку? Если после просмотра мультика малыш становится не таким, каким был до (очень капризным, недовольным либо, наоборот, странно тихим, сонным), значит, вы посмотрели неправильно. Нужно либо меньше по времени, либо другой мультик.

Считается, что экранного времени у детей с трех до шести лет должно быть 1—2 часа. Не больше. Все, конечно, на эту тему спорят. В любом случае после трех лет это время, какое бы оно ни было, должно быть легально выделено. Параметры такие же: если ребенок становится не очень адекватным после просмотра, или требует мультики, или у него невозможно забрать телефон/планшет, значит, вы неправильно посмотрели. Или пересидели время, или выбрали не тот контент. Методом проб и ошибок нужно найти золотую середину. То есть смотреть можно, если знать, зачем и сколько.

Важно фильтровать контент мультиков, TikTok и YouTube. Смотреть, что говорят люди на экране. Взять историю просмотров ребенка и послушать, что попало в его голову в течение дня.

Смотреть фильмы всей семьей, и взрослым, и детям, — это большая редкость. Из моего опыта, смотрят либо мультики, либо что-то волшебное типа «Аватара». Часто ребенок, увидев то, что включили родители, теряет интерес и уходит заниматься своими делами. Если ребенок посмотрел взрослый фильм пять минут и сказал: «Мне неинтересно» — что ж, так тому и быть. Заставлять не нужно.

Очень важно знать этапы развития. Например, с четырех до пяти лет — период формирования сексуальности (образа себя, какой(ая) я красивый(ая), какая одежда красивая, какое лицо красивое и т.д.). Нельзя давать те мультики, которые ее искажают. В это время формируется то, как будет выглядеть сексуальный объект — образ будущей девушки или будущего парня. Человек определяется, в кого он будет влюбляться, какой будет сам и будет ли себе нравится. Если в этот период он смотрит мультик «Клуб Винкс» с волшебницами-феями, у которых огромные глаза, несуразное тело и непропорционально тонкие талии, то потом очень сложно найти и воссоздать такую партнершу. Например, у меня был случай с подростком, который хотел найти себе девушку. Открывает телефон, а там у него корейская девушка-кошка: лицо как у кошечки, с ушками, на человека вообще не похожа, грудь достаточно большая, талия непропорционально тонкая… И где он такую найдет? А мечтает встретить именно такую.

Есть вещи, которые категорически нельзя делать.

Нельзя, чтобы в квартире фоном шел телевизор. Или мультики. Или что-то работало фоново. Сейчас очень много тревожных и эмоциональных расстройств. Есть такие люди, которые заходят в квартиру, включают телевизор, делают все под него и выключают, только когда ложатся спать. Когда в каждой комнате стоит телевизор, это говорит о том, что в семье высокий уровень тревожности. Если ребенок растет в такой обстановке, он автоматически захватывает высокий уровень тревоги. Психика будет развиваться медленнее в этом шуме.

Желательно маме не залипать в гаджеты. Если мама все время просматривает телефон, планшет, телевизор, то и ребенок начинает поступать так же. У мамы и ребенка теряется связь. Она становится поверхностной, мимолетной, в перерывах между просмотрами чего-либо. Меняется сам способ привязанности. Это прямо доказано исследованиями.

Нельзя есть с мультиками. Это может привести к расстройству пищевого поведения в будущем. Прием пищи должен быть автономным, чтобы ребенок мог выбрать, что из лежащего на тарелке он хочет съесть, взять вилку, ложку, самостоятельно донести до рта, почувствовать вкус, получить удовольствие от еды. В СССР телевизора в кухне не стояло, зато во время еды читали газеты или книжки. Если нет желания развить у ребенка расстройство пищевого поведения, так лучше не делать.

Нельзя засыпать под мультики. Современное исследование: взяли две группы детей, первые неделю вообще ничего не смотрели, а вторые — смотрели столько, сколько хотели, в том числе засыпали под мультики. Предварительно у детей измерили уровень мелатонина. Оказалось, что у первой группы мелатонин не изменился, а у второй — снизился на 10—15% — существенный результат для всего лишь одной недели. Мелатонин отвечает за хороший сон, работу иммунной системы. Это очень важный гормон для человека. Засыпание под мультики дает сбой прямо на гормональном уровне.

В целом же мультики несут радость, познавательные моменты, дают возможность виртуально путешествовать, проживать эмоции. Мультики — это прекрасно, если вы понимаете, какие, в какое время и зачем.


По ссылке — подборка мультиков для маленьких детей разных возрастов, от двух до шести лет. Целых 50 вариантов, чтобы порадовать ребенка. Все они есть на VOKA.



Партнер проекта — VOKA
Видеосервис VOKA для жадных до всего интересного. Больше позитивного, яркого и в то же время содержательного, а главное — всего самого интересного в одной подписке! VOKA — лидер в ассортименте контента, на видеосервисе вы сможете найти контент самых известных и популярных правообладателей: онлайн-кинотеатров, студий (Amediateka, Premier, Start, more.tv, ivi, Paramount, Disney, Fox, Sony, Warner), более 130 ТВ-каналов, спортивные трансляции от Setanta Sports и собственный эксклюзивный контент платформы. Для новых подписчиков первые 30 дней БЕСПЛАТНО!

Спецпроект подготовлен при поддержке УП «А1», УНП 101528843.

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner запрещена без разрешения редакции. ng@onliner.by