Сегодня изучим альтернативы Zara и Bershka. Мы заглянули в локальные шоурумы, которые очень похожи на массмаркет по ассортименту и трендовости, но, понятное дело, не обладают такими же объемами. Некоторые из них очень амбициозны и готовы конкурировать с привычными для белорусов брендами. Что и почем они предлагают?
Espireo полюбился девушкам, предпочитающим спокойные базовые вещи, которые можно носить и в офис, и на свидание. Шоурум бренда расположен на Петра Мстиславца, 12. Кстати, у этого места есть все шансы стать концентрацией небольших белорусских магазинов одежды, так как уже сейчас их там немало.
— Изначально мы хотели заниматься перепродажей вещей российских и украинских брендов, но по ряду юридических моментов решили, что будем производить сами, — рассказывает основатель Espireo Наталья Тарасевич. — Сейчас в штате работает пять человек, плюс есть подрядчики и фрилансеры, так что наша компания достаточно большая.
Дизайн одежды придумываю я. Затем модели обсуждаются коллективно и дорабатываются конструктором-разработчиком. Я не могу решать только со своей колокольни: если дизайн нравится одному человеку, это не значит, что он зайдет другим.
Как создавалась концепция бренда? Очень просто: Наталья решила закрыть свой собственный запрос на одежду. Его она описывает так: наряды в стиле Mango и Massimo Dutti, но с ценами как в Zara.
— Я человек с офисным прошлым. Зарплата росла по мере продвижения по карьерной лестнице, но все равно мой бюджет был ограничен. Моя боль — оптимальное соотношение цены и качества.
Мне было непонятно, почему выбор всегда один: либо дешевый, но некачественный массмаркет, либо премиум-сегмент с космическими ценами.
Кроме того, мне нужны были вещи, которые можно носить в офис, — не слишком модные, не экстравагантные, не яркие. Сперва мы ориентировались на офисных девушек и базовый гардероб. Наличие определенной целевой аудитории позволяет правильно таргетировать рекламу. Нельзя распыляться и пытаться угодить всем. Но сейчас мы уже выходим за пределы этой концепции, так как наши клиенты хотят видеть разнообразие.
Бренд появился на свет в 2020 году, что дает Наталье основание сделать вывод:
— Брендам, стартовавшим раньше, есть о чем вспоминать и жалеть, нам — нет.
Хороших времен мы не видели: 2020-й — кризисный, 2021-й — кризисный, 2022-й — кризисный.
Кстати, в 2020 году все было стабильно и предсказуемо, мы росли и развивались. Сейчас становится сложнее, потому что очень много людей из нашей целевой аудитории уехали из страны. Многие экономят из-за невозможности что-то планировать.
Антикризисные меры следующие:
— Если раньше у нас было долгосрочное планирование на несколько месяцев вперед, то сейчас приходится думать только в краткосрочной перспективе. Закупаем меньше ткани, разрабатываем и шьем меньше одежды. Стоимость тканей выросла, потому что выросла стоимость сырья. А вот в плане аренды время, наоборот, хорошее: можно поторговаться.
Теперь о самом насущном — о ценах. Те, кто побывал в последнее время в массмаркет-магазинах, не могли не обратить внимание: вещи подорожали, и покупать сразу несколько позиций теперь больновато. Так вышло, что белорусские бренды с демократичными ценами теперь могут составить конкуренцию массмаркету, и они не собираются упускать эту возможность.
— Цены на одежду мы уже подняли, но постарались оставить их демократичными, — говорит Наталья. — Тест на адекватность наших цен мы проводим, спрашивая себя: можем ли мы сами купить эти вещи? Некоторые наши покупатели даже не заметили подорожания.
С моей точки зрения, откладывать деньги с зарплаты, чтобы купить повседневную вещь, неправильно. Нужно пересматривать ситуацию: либо покупать вещи дешевле, либо думать, как больше заработать.
Я человек амбициозный. Мне бы хотелось построить белорусский массмаркет. Звучит громко, но пусть будет так. Два года назад у нас была всего одна вешалка в общем шоуруме, через полгода мы арендовали маленький магазин, через два — магазин побольше. Если продолжать бороться, может быть, через пять-семь лет Espireo станет сетью? Большая цель дает жизни смысл.
Еще одно место концентрации небольших и уютных шоурумов белорусских дизайнеров — Свободы, 2. Здесь размещается бренд Unno. Анна и Анастасия познакомились случайно в соцсетях, а потом начали заниматься совместным творчеством. Сперва запустили прокат собственноручно пошитых платьев, а потом пришли к полноценному бренду.
— Нельзя сказать, что наш бренд кардинально отличается от всего, что есть в Беларуси, — размышляют владельцы Unno. — Мы шьем базовый гардероб. Изначально мы вдохновлялись природой, натуральными оттенками и тканями. Обращаем пристальное внимание на состав материалов. При этом стараемся, чтобы в каждой вещи был какой-то «изюм».
Например, топы в корсетном стиле обычно делаются из текстиля, а мы подумали, что их можно шить из трикотажа. Теперь этот топ — наша знаковая вещь, многие нас по ним узнают.
Для классического тренча мы придумали отличительный декоративный элемент в виде пояса и завязок на манжетах.
Также мы хотим, чтобы клиент мог прийти к нам и одеться с ног до головы: к брюкам подобрать рубашку, а затем — верхнюю одежду. Наша одежда впишется в любой гардероб.
Девушки подтверждают наши догадки: цены массмаркета и небольших шоурумов практически сравнялись. Появился повод задуматься.
— Считаем, что для пальто, имеющего в составе 73% шерсти, цена в 490 рублей вполне оправданна. Вы будете носить его не один сезон и еще детям оставите. При этом в массмаркете верхняя одежда — это практически всегда синтетика. В нашем бренде вообще нет синтетики — только шерсть, лен, хлопок, шелк.
Почему многие считают цены белорусских брендов высокими? Надо понимать, что у нас нет таких объемов, как у массмаркета. А ведь пошив оптом всегда дешевле. Для нас и пошив выходит дороже, и закупка тканей. Сравнивать с крупными производителями некорректно. Кроме того, наши вещи эксклюзивные. Но когда мы обсуждаем цены, мы равняемся на себя и спрашиваем себя: а купили бы мы эту вещь по такой цене?
Спрашиваем: что вообще ждет индустрию моды в ближайшее время и как люди поменяют свой подход к гардеробу?
— Как зачастую происходит? Человек приходит в массмаркет и покупает две вещи плохого качества. Но ведь лучше купить одну вещь нашего бренда, которая и пошита качественно, и телу приятна.
Люди будут покупать меньше, но более качественные вещи. Начнут осознаннее подходить к выбору.
Опыт работы у Unno примерно такой же, как у Espireo, — бизнес-леди попросту не помнят легких периодов.
— Во время ковида люди меньше выходили в свет, сидели дома. Бывало, приезжаешь на фешен-маркет — и никого нет. А участие в маркетах — это затратно и по деньгам, и по ресурсам. Девушки, которые давно участвуют в маркетах, говорили нам: было время, когда людей было много, продаж было много.
Начиная с конца февраля 2022 продажи ощутимо упали. Раньше к нам приезжали клиенты из Литвы, Латвии, Германии, но сейчас они не могут этого сделать. Когда случились военные события, все замерли: не было жизни ни у брендов, ни у клиентов. Мы тоже не понимали, куда двигаться и стоит ли. Но сейчас жизнь продолжается. И пока наша одежда будет пользоваться спросом, мы будем ее делать.
На Свободы, 2 можно найти еще один интересный и часто цитируемый в «инсте» бренд — Nine 22. Здесь делают акцент на платья, но также закрывают и другие гардеробные запросы.
В этом году Nine 22 исполнится 4 года. Создатели вспоминают, как все начиналось:
— У истоков бренда стоят две девушки. Все началось с мечты и желания Вики сделать нечто особенное для девушек Минска, показать свое видение стиля. Начинали мы только с доставок, и первое время у нас не было своего помещения. Оно появилось спустя пару месяцев — маленькая комнатка в 15 «квадратов». Мы с большой любовью вспоминаем это время.
Девушки внедрили интересную фишку — коллекции никогда не фотографируются на приглашенных моделях. Эту роль на себя взяли сами создательницы. Кстати, отказ от нереалистично красивых моделей в пользу обычных девушек со своими достоинствами и недостатками — общемировой тренд.
— Наша одежда — для женщин, как бы банально это ни звучало. Для женщин, которые хотят выглядеть красиво в любой ситуации и на любом мероприятии. В наших коллекциях есть вещи и базовые, и трендовые — от комфортных спортивных костюмов до вечерних платьев.
Цены у локальных производителей стремятся к максимальной доступности, чтобы привлечь как можно больше новой аудитории.
— В текущих реалиях некоторые позиции в массмаркете стоят дороже, чем наша одежда. Мы относим себя к средней ценовой категории.
Больших сложностей в работе девушки не ощущают. По одним компаниям кризисные ситуации ударяют значительно, других по разным обстоятельствам жалеют.
— В каждой из ситуаций мы ищем новые пути развития, пересматриваем текущую стратегию. Так было во время пика пандемии, так происходит и сейчас.
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by