22 408
07 апреля 2022 в 12:45
Источник: Сергей Солонкевич. Фото: Getty Images, fcbayern.com, welt.de
Спецпроект

Аэрофобия чуть не загубила карьеру. Истории спортсменов, которые боялись летать

Источник: Сергей Солонкевич. Фото: Getty Images, fcbayern.com, welt.de

Боязнь летать — известная проблема, и столкнуться с ней может любой из нас. Страх сесть в самолет, который чисто теоретически может упасть и разбиться вместе с тобой, вполне понятен. Однако если у кого-то аэрофобия проявляется в легком волнении или нервозности, то есть и те, кто запросто откажется от перелетов, лишь бы только не переживать страшные минуты нахождения высоко над землей. Особенно сложно приходится аэрофобам, которым по роду деятельности необходимо часто пользоваться авиатранспортом. В эту категорию попадают и спортсмены. В совместном спецпроекте Onlíner и Parimatch вспоминаем несколько напряженных историй известных спортсменов, невероятно боявшихся летать.

Есть причины волноваться

К сожалению, в спорте хватает примеров, когда разбивались самолеты не только с отдельными атлетами, но и с целыми командами на борту. Например, в 1949 году потерпел крушение самолет, в котором летела футбольная команда «Торино». Погибли все: 31 человек, в том числе и 18 футболистов.

Еще более известной стала катастрофа, произошедшая в 1958-м в Мюнхене. Тогда в самолете летела команда «Манчестер Юнайтед». В итоге погибли 23 человека, среди которых оказалось и восемь футболистов.

Чем больше самолетов не долетало до посадочных полос, чем громче были трагедии, тем актуальнее становился вопрос аэрофобии. Специалисты, занимавшиеся изучением этой проблемы, констатировали, что иногда аэрофобия проявляет себя достаточно жестко. Например, еще за несколько дней до полета у человека может появиться нервозность. Сюда плюсуем учащенные сердцебиение и дыхание во время полета, а в результате — необходимость принимать успокоительные или вовсе отказ от такого вида транспорта.

Нелетучий голландец

Спортсмены — народ летающий, и весьма часто. Поэтому неудивительно, что на фоне новостей о разбивающихся авиалайнерах некоторые атлеты поддаются аэрофобии. С такой проблемой столкнулся известный нидерландский футболист Деннис Бергкамп, впоследствии получивший прозвище Нелетучий голландец. Многие его помнят в первую очередь по выступлениям за лондонский «Арсенал», с которым голландец несколько раз выигрывал АПЛ. В национальной сборной Деннис тоже не затерялся — он входит в число ее лучших бомбардиров. За карьеру талантливый нападающий насобирал немало индивидуальных наград и командных трофеев.

В жизни нидерландской звезды аэрофобия стала отдельной главой. Неприятности начались в 1989-м. Тогда Бергкампу было двадцать лет, и он уже выступал за основной состав «Аякса». В авиакатастрофе погиб его друг по клубной академии Вирджелл Юманкхан. Самолет компании Surinam Airways со 170 пассажирами на борту потерпел крушение, заходя на посадку недалеко от Парамарибо — столицы Суринама. Для футболиста потеря друга стала серьезным ударом. Бергкамп тоже должен был лететь на том злополучном самолете, и мысль об этом приводила спортсмена в ужас. Благо в последний момент Деннис поменял планы на отдых.

«Аякс», за который выступал Бергкамп, почти не летал на гостевые матчи чемпионата: расстояния позволяли отправляться на выезды наземным транспортом. Поэтому Деннис Бергкамп мог выдохнуть и сконцентрироваться не на своих страхах, а на футболе. Но где-то в душе у спортсмена тревога все-таки поселилась.

После того как нидерландец перешел в миланский «Интер», аэрофобия приобрела новые масштабы. Почти на все выездные игры «черно-синие» добирались по воздуху. Но и это еще не все: самолет, на котором в то время летал «Интер», был старым и тесным. Во время перелетов лайнер могло так сильно трясти, что сердце Бергкампа сжималось от страха и игрок уже представлял, как вот-вот разобьется. В такие моменты футболисту частично помогали таблетки, с ними Деннис не расставался весь дебютный на полях Италии сезон.

Летом 1994 года сборная Нидерландов с Бергкампом в составе отправилась в США на чемпионат мира. По ходу турнира у команд случались перелеты из города в город. Во время одного из таких авиарейсов нидерландский журналист решил пошутить и сказал стюардессе, что у него с собой бомба. На борту началась паника, а самолет совершил аварийную посадку. Журналист был арестован и депортирован, но Бергкамп испытал сильнейший стресс: не помогло и принятое перед полетом успокоительное.

В следующем сезоне в рядах «Интера» кошмар спортсмена продолжился. Страх приходил за день до вылета на гостевую игру и не давал Деннису заснуть. Нидерландец уже ненавидел тесный самолет «нерадзурри». Жизнь в Италии стала адом, моральный фон Бергкампа был никаким, и о футболе совсем не думалось. Дошло до того, что однажды спортсмен отказался садиться в самолет, который должен был лететь на гостевую встречу во Флоренцию. Паническая атака произошла прямо на взлетной полосе, когда Бергкамп увидел авиалайнер. В итоге на матч и обратно игрока везла жена. Тогда нидерландец решил, что он перестанет играть здесь и с Италией пора прощаться.

Переходя в лондонский «Арсенал», Бергкамп для себя совершенно точно определил: он больше не будет летать. Позже футболист признается, что после отказа от полетов он обрел свободу, душевное спокойствие, смог полноценно сосредоточиться на футболе и игре за новый клуб. В Лондоне знали, что они подписали игрока с такой проблемой, но компромисс был найден. Если гостевой матч «Арсенала» проходил относительно недалеко, то Бергкамп отправлялся на него на клубном автобусе или поезде. А вот дальние еврокубковые встречи на выезде футболист пропускал. Такие индивидуальные условия отражались на зарплате Денниса, но оно того стоило. Избавившись от стресса и тревог, нидерландец начал показывать свой отменный уровень.

Иногда, чтобы сыграть в Лиге чемпионов, Нелетучий голландец преодолевал более тысячи километров на машине. По словам спортсмена, переезды его нисколько не утомляли, а езда на авто была в удовольствие. Футболист провел в «Арсенале» 11 сезонов и ни разу за это время не летал на самолете. Сам Бергкамп говорил, что пусть он и пропускает важные матчи из-за аэрофобии, но отказ от полетов — лучшее решение.

Спасло чудо и непристегнутый ремень

Известный немецкий футболист, звезда 70-х годов прошлого века Ули Хёнесс не так панически боялся самолетов, как Деннис Бергкамп, однако по возможности старался пользоваться наземным транспортом. Если нынешний почетный президент мюнхенской «Баварии» и садится в самолет, то делает это не от большого желания. Неприязнь к воздушному транспорту у Хёнесса появилась после того, как самолет, в котором летел футболист, разбился.

Трагедия произошла в 1982-м — спустя три года после того, как чемпион Европы в составе сборной Германии завершил карьеру игрока и стал генеральным менеджером «Баварии». Тогда в Ганновере проходил товарищеский матч между Германией и Португалией. Хёнесс захотел слетать на игру, и один знакомый пилот взялся доставить его из Мюнхена в Ганновер. В шестиместном самолете в рейс отправились четыре человека. Два места на борту оставались свободными. Ули Хёнесс решил не терять времени даром. Он перебрался на одно из задних сидений в надежде подремать во время полета.

Приближаясь к Ганноверу, пилот сообщил диспетчеру аэропорта, что у него проблемы с видимостью: обзор застилал туман. Самолет уже заходил на посадку, но в аэропорту пилоту посоветовали набирать высоту. После этого связь с бортом исчезла, а самолет пропал с радаров. До взлетно-посадочной полосы ему оставалось порядка двенадцати километров.

После падения самолет проехал по земле примерно 100 метров. Позже спасатели найдут его корпус, врезавшийся в землю. Обнаружат и изуродованные тела тех, кто был на борту. Повезет лишь Ули Хёнессу. Менеджер «Баварии» не помнил, как все произошло. Возможно, потому, что спал, а может быть, просто потерял память и не мог восстановить в голове момент падения. Но это было неважно, ведь Хёнесс остался в живых буквально чудом. Ули не был пристегнут ремнем безопасности, и в тот момент, как самолет столкнулся с землей, футболиста выбросило из салона.

Когда Хёнесс очнулся после падения, то в первую очередь почувствовал даже не боль, а дикий холод: на календаре был февраль. Ули хоть и пострадал в авиакатастрофе, но мог двигаться и наугад пополз в надежде встретить людей. Вскоре менеджер увидел свет автомобильных фар. Хёнесса обнаружил местный охотник, который в тот день выбрался за добычей и, уже возвращаясь домой, заметил мигалки спасателей. Выяснив, в чем дело, он на своей машине, легко проходившей по зимней лесной дороге, отправился на поиски выживших.

Ули провел на холодной февральской земле порядка полутора часов, поэтому получил сильное переохлаждение. Охотник помог Хёнессу добраться до своей машины, но она уже не завелась. Пришлось еще какое-то время ждать спасателей. Уже в больнице у менеджера диагностировали контузию легкого, сотрясение мозга и несколько переломов — мелочь по сравнению с гибелью всех, кто, кроме него, находился в уничтоженном самолете.

Позже тот самый охотник будет вспоминать, что катастрофа в феврале 1982-го наложила отпечаток и на его жизнь. Мужчина расскажет, что видел тела трех погибших и периодически в мыслях возвращался к этому мрачному моменту. Как признается спаситель Хёнесса, с того неприятного дня он сам стал очень редко летать на самолетах.

К слову, мужчина совсем не интересовался футболом, и когда ему сказали, что он спас самого Ули Хёнесса, то в ответ прозвучал вопрос: «Кто такой Ули Хёнесс?» А менеджер «Баварии» быстро оправился от травм и вернулся к работе. Именно в его эпоху мюнхенский клуб превратится из погрязшего в долгах неудачника Бундеслиги во флагмана немецкого футбола.


Следи за чемпионатом Беларуси вместе с Parimatch. Выбирай фаворита с бонусом 30 рублей для новых игроков.

Спецпроект подготовлен при поддержке ООО «Статускво», УНП 101011505.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by