Школьникам предлагают поучаствовать в платной «всероссийской» олимпиаде. Это что?

20 420
30 марта 2022 в 10:00
Автор: Артем Беговский

Школьникам предлагают поучаствовать в платной «всероссийской» олимпиаде. Это что?

Автор: Артем Беговский

Пока в стране проводится заключительный этап республиканской олимпиады, некоторые школы предлагают кое-что помощнее — дистанционную «всероссийскую» или «международную» олимпиаду за 3 рубля, да еще и с гарантированным дипломом. «В школе моему ребенку предложили принять участие в таких дистанционных платных олимпиадах. Примерно 15 человек из класса согласились, и через несколько дней дипломы разной степени (в том числе первой) принесли даже самые отстающие ученики. Ведь задания можно было решать всей семьей или с помощью интернета», — начинает Анна (имя изменено). О том, сколько стоит стать самым умным и есть ли польза от таких соревнований, читайте в нашем материале.

Учителей не оставляют без кешбэка

С такими олимпиадами наша героиня впервые столкнулась еще в 2013 году, когда ее старшему сыну предложили проверить свои знания. Недавно та же участь ждала и младшего. Всего за 85 российских рублей первокласснику, еще не знающему, что такое тетрадь в толстую полоску, удалось получить диплом «международной» олимпиады «Умный мамонтенок».

— Олимпиада по математике, да еще и международная — звучит престижно. Мы перевели 85 российских рублей, зарегистрировались в личном кабинете, и на почту пришла квитанция. Смутило то, что деньги пересылались какому-то ИП. Кому-кому это мы оплачиваем международный конкурс? Кроме нас, еще человек 15 согласились на эту олимпиаду, учительница настаивала. В какой-то момент в личном кабинете на том сайте открылся доступ к заданиям, и они были ну очень простые для первого класса. Диплом пришел в личный кабинет автоматически.

Так как цель конкурса — «выявить одаренных и талантливых детей, развить их познавательные интересы и повысить общекультурный уровень», Анну все чаще терзал вопрос: а как они выявляют таланты, если конкурс проходит дистанционно?

— Ну как возможно выявить умного ребенка, если за него все решают родители, как будто цель у них — заработать на учениках. После этого конкурса нам пришло еще несколько приглашений, но уже на некий «всероссийский» конкурс «Лабиринты» от другой фирмы, директором которой был все тот же предприниматель Денис Ожогин.

Второй вопрос, который мучил Анну: почему учитель так настаивал на этой олимпиаде? Тогда она под видом педагога вступила в переписку с организаторами и предложила привести на конкурс 26 учеников. За это ей пообещали 10% — так называемый кешбэк.

— Помимо 10% от суммы на карту или на телефон, педагогам обещают благодарность за организацию, то есть на стенку можно будет повесить еще одну бумажку.

Вообще, 10% обещают и за меньшее количество детей, по крайней мере в соцсетях. Директор школы на вопрос, почему так настойчиво предлагают платные российские олимпиады, ответил, что все на добровольных началах, а конкурс действительно международный, раз уж у организации есть лицензия от Минобра России.

Предприниматель: «В год от 100 тыс. до 300 тыс. участников, но не все так безоблачно»

Денис Ожогин — создатель этой (и многих других) «всероссийской» олимпиады. Когда-то он выращивал грибы, но созрел и занялся бизнесом в сфере образования. «Лабиринты» — проект фирмы «Формат роста», директором которой он и является. Мужчина рассказывает, что нет тут никаких золотых гор, а соревнования в любом виде пойдут ребенку только на пользу.

— «Лабиринты» не первый наш проект, мы работаем в сфере олимпиад с 2013 года, тогда же сформировалась команда. Были, конечно, молоды, и организация у нас хромала, но в 2014—2015 годах исправились. Перешли на формат онлайн-олимпиад, так как этого требовал рынок. К тому же не все педагоги готовы организовывать конкурсы в школе по старинке, с листиками и в послеурочное время. Сейчас все гораздо удобнее: пришел домой, ввел пароль — и решай задания. Результаты видно сразу.

Точное количество участников Денису назвать трудно: слишком много факторов влияет — начиная от пандемии и заканчивая последними событиями, которые отрезали возможность совершения платежей из соседних стран. Однако если брать данные за прошлые годы, выходит, что от 100 тыс. до 300 тыс. детей в год его примеры решали.

А пока вы умножаете количество участников на рубли и строите планы по переезду в Алтайский край для регистрации ИП, советуем заглянуть на аудиторский портал. Согласно данным оттуда, выручка за 2021 год у компании «Формат роста» выросла в 3 раза — до 6,7 млн российских рублей, но вот прибыль едва перешагнула отметку в 300 тыс. (тоже выросла). В долларовом эквиваленте выходит меньше «штуки» в месяц.

— Доходность этого бизнеса не такая безоблачная, как выглядит. Кажется же, что собрали по 100 рублей с ученика, но тут очень большой затратный фонд — начиная с налогов, комиссий, зарплат и оплаты услуг типографии. Призы всегда меняются, помимо дипломов, мы разыгрывали фитнес-браслеты, смарт-часы. Обладателей этих гаджетов выявляем с помощью генератора случайных чисел среди тех, кто занял первое место.

— Что это вообще за олимпиады и почему их так много?

— Это конкурс для улучшения знаний детей, чтобы они могли посоревноваться с другими, получить диплом для своего портфолио. Не считаю, что олимпиадное движение — это плохо: чем больше соревнований, тем интереснее детям.

— Результаты дистанционных тестов вызывают сомнения…

— Безусловно, дистанционный вариант может вызвать сомнения, но я могу с этим поспорить: во-первых, дети ограничены во времени, во-вторых, все задания уникальны, и искать ответы в интернете нет смысла.

— Сколько денег остается у организаторов?

— В среднем у педагога остается 300—400 российских рублей ($3—5). Это как бонус, и такое решение мы приняли по просьбе самих учителей. Так как есть комиссии при переводе, которые мы не можем взять на себя, плюс издержки на бумагу, если мы берем офлайн-вариант.

Олимпиады не Олимпийские игры, они не изменят вашу жизнь

Репетитор Евгений Ливянт считает, что с этими олимпиадами все не так однозначно.

— Получение хорошего образования — это тренд XXI века, вложение государственных и частных средств в образование везде стало нормой, но до сих пор есть люди, которые почему-то удивляются тому, что хорошее образование требует затрат, в том числе и финансовых, — начинает Евгений.

— Все эти конкурсы — часть образовательного процесса. К ним не нужно относиться как к Олимпийским играм: один раз выиграл и заслуженно гордись всю жизнь. Подготовка к разнообразным школьным олимпиадам, участие в них нужны в первую очередь детям и их родителям. Такие олимпиады — это не только учеба на более высоком уровне, но и тренинг. Нужно в условиях стресса суметь сконцентрироваться на достаточно длительный промежуток времени, внимательно прочитать вопросы к заданиям, решить их, записать или выбрать правильный ответ... Это очень важные навыки, которые точно во взрослой жизни не помешают.

Есть еще один аспект дистанционных конкурсов — честность результатов. Казалось бы, посади рядом родителей или учителя — и ты чемпион. Кстати, иногда чрезмерно тщеславные родители так и поступают. Но абсолютное большинство молодых людей и их родителей понимают, что поступать честно более прагматично. У большинства даже мысли нет списывать. Кого, кроме себя, в таком случае ученик обманывает? Ну набрал он много баллов, но в чем его выгода? Он не узнает свои слабые и сильные стороны, над чем ему стоит еще потрудиться. Только наивный человек думает, что экзамены, которые позволят поступить в приличный вуз или получить интересную работу, тоже можно будет списать. 

Что касается коммерческой стороны вопроса... Образовательные олимпиады и тестирование — это очень распространенное в мире образования явление и серьезный бизнес. Например, по результатам ЦТ, ЕГЭ, ВНО, а также TOEFL, IELTS, GMAT, SAT зачисляют в вузы, принимают на работу, повышают в должности... Адекватность такого подхода — тема отдельного разговора, есть аргументы «за» и «против», но действительность такова, что всякого рода дистанционные олимпиады сейчас проводятся чуть ли не с первого класса и многие дети хотят в них участвовать. Как правило, участие в таких олимпиадах платное, причем подготовка и сами международные экзамены, которые я перечислил, вам обойдутся уже не в три рубля и даже не в триста.

Думаю, что не все эти олимпиады и конкурсы качественно организованы. Прикажете проводить «поголовную» экспертизу всех этих олимпиад? Ну мы же знаем, как такое «лицензирование» повлияет на цену: вместо 3 рублей родители будут платить 10. И да, однозначно плохо, когда детей и их родителей вынуждают покупать ненужную или некачественную услугу, но так ли было в данном случае, судить не могу.

В том, что интерес учителя чисто материальный, я не верю. Возьмем, например, начальную школу: 20 человек приняли участие в олимпиаде, все по 3 рубля скинулись — учитель заработал как посредник 10%, то есть 6 рублей. И где тут выгода?

Скорее всего, учитель объяснял родителям, зачем и почему их ребенку стоит попробовать поучаствовать, но те подумали: «Да-да, рассказывай, небось хочешь 30 копеек с моего ребенка заработать?!»

Кстати, я не разделяю возмущения, когда говорят о том, что школа или учитель что-то зарабатывает при оказании школьникам тех или иных коммерческих услуг. Представим ситуацию: вы в составе туристической группы гуляете по городу и гид приводит вас всех в определенный магазин. Чем все заканчивается? Правильно, гид остается последним, чтобы получить от владельца магазина «благодарность». Посреднические услуги в любом другом бизнесе никого не удивляют. В сфере образования, как я думаю, фотографы, продавцы билетов в театр или музей, организаторы экскурсий тоже отчисляют какую-то часть от сборов школе или тому, кто помогает в сборе денег и организовывает детей. Проблема в том, что эта процедура пока недостаточно юридически отрегулирована.


26", горный, подростковый, алюминий, вилка жесткая, трансмиссия 8 скор. (1х8), переключатели: задний Shimano Acera, тормоз дисковый механический, вес 11.3 кг
Нет в наличии
28", рама XL, гибридный, алюминий, вилка амортизационная с ходом 63 мм, трансмиссия 18 скор. (2х9), переключатели: задний Shimano Alivio/передний Shimano Acera, тормоз дисковый гидравлический, вес 13.45 кг
Снят с продажи
29", рама M/L, горный, кросс-кантри, алюминий, вилка амортизационная с ходом 100 мм, трансмиссия 10 скор. (1х10), переключатели: задний Shimano Deore, тормоз дисковый гидравлический, вес 14.11 кг
Снят с продажи
29", рама L, горный, трэйл, алюминий, вилка амортизационная с ходом 100 мм, трансмиссия 10 скор. (1х10), переключатели: задний Shimano Deore, тормоз дисковый гидравлический, вес 13.77 кг
Снят с продажи

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by