Нет, на Apple TV+ хватает достойных проектов, как, например, тот же «Тед Лассо». И все же по сравнению с конкурентами «яблочному» сервису недостает интересных сериалов, рассчитанных на как можно более широкую зрительскую аудиторию. Особенно корпорации не везет с фантастикой — даже самые громкие тайтлы в лучшем случае оказывались посредственными. Кажется, вот-вот все изменится. Во всяком случае, «Разделение» сильно обнадеживает.
Все начинается с женщины, которую, как выяснится позже, зовут Хелли. Она просыпается на широком офисном столе и не понимает, что происходит. Голос принимается задавать вопросы. Как она сюда попала? Как зовут ее маму? Много «как» и практически ни одного ответа. Что вообще происходит? Что за чудовищные опыты?
Потом нас знакомят с Марком. Вот он сидит в автомобиле и плачет, а потом весело, задорно и беззаботно идет на работу по бесконечным стерильно-белым коридорам-лабиринтам. Его ничего не беспокоит, он настроен на работу, и скоро именно он задаст Хелли самые важные в ее жизни вопросы.
Оба героя работают в корпорации «Люмон», только Марк здесь уже два года, а Хелли только-только приняли. Оба прошли процедуру «разделения» — это хирургическое вмешательство, в ходе которого в мозг вживляется специальный чип. После процедуры сознание человека буквально разделяется на две части. Одна из них «рабочая» и ничего не помнит о своей личной жизни вне офиса. Человек осознает, что у него есть вторая часть сознания («экстра»), но ничего о ней не знает. Может, он великолепный певец и любящий отец, а может, тиран и алкоголик.
Стоит выйти за пределы офиса, как «включается» вторая часть сознания. Она понимает, что провела восемь часов в офисе «Люмон», но чем человек там занимался — решительно невозможно вспомнить. Да оно и неважно, ведь в кармане у тебя карточка с компенсацией за почему-то разбитый лоб (производственная травма?), время для лежания на диване перед телевизором, для общения с друзьями и сна.
Друзей Марка, к слову, очень интересует, каково это — быть «разделенным». Тема, правда, считается то ли запретной, то ли постыдной. Наверное, именно поэтому Марк на вечеринке воспринимается скорее как безобидный забавный дурачок, прошедший чуть ли не через лоботомию. Только его сестра знает, что брат потерял жену и решился на процедуру, чтобы хоть на восемь часов забыть о несчастье.
А на работе Марк привязывается к той самой Хелли. Она хоть и дала согласие на разделение, но ее рабочую часть теперь совершенно не устраивает то, что с ней сделали. Так девушка начинает разрушать давно сложившийся в офисе порядок, заставляя Марка задуматься о правильности его решения.
Во всяком случае первые две серии. А отличные они потому, что смотришь их на одном дыхании. Авторы сериала закинули много крючков и, кажется, начали рассказывать очень интересную историю. Пока получается в духе «Черного зеркала», но с более тщательным подходом к повествованию. Все-таки здесь перед нами одна история на протяжении всего сезона. Помнится, когда-то в таком же томлении по новым эпизодам держал только Lost.
Наблюдать за развитием сюжета увлекательно даже несмотря на то, что развивается он неторопливо. Авторы сделали так, чтобы зритель получал удовольствие не только от большой истории, но и от мелких ответвлений. Здесь тщательно показан рабочий быт героев, за которым наблюдать не менее интересно, чем за центральной линией сюжета.
Вот, например, место работы. Нам долго показывают, как Марк идет по белоснежному лабиринту коридоров, и это нисколько не надоедает. Забавно, что в целом эстетика корпорации «Люмон» во многом напоминает Apple какой-нибудь 40-летней давности. Сотрудники здесь работают за лупатыми монохромными компьютерами, сама корпорация производит огромное количество самой разной продукции и заморочена на корпоративной культуре. Здесь даже есть великий основатель, цитаты и портреты которого развешаны по коридорам. А еще скоро «Люмон» выпустит новую, «самую лучшую» модель известной серии сумок, которую все ждут. Марк, к слову, тоже чем-то смахивает на молодого Стива Джобса.
Внимание к таким мелочам радует. Видно, что Бен Стиллер, который и снял первые серии, никуда не торопится, как это приходится делать в рамках полнометражного фильма. Здесь же можно тщательнее познакомить зрителей со всеми героями, не только главными. А уж если наполнить их образы деталями, то оторваться от всего этого решительно невозможно.
Скажем, коллеги Марка. Каждый из них — своя вселенная, достойная сольной серии, а то и отдельного проекта. Дилан, например, очень хочет отличиться на работе, и у него это прекрасно получается. За выдающиеся показатели он регулярно премируется ловушками для пальцев, кружками и даже шаржами. Вдвойне забавно, что никто из «отдела обработки макроданных» понятия не имеет, чем конкретно они занимаются. Задача ребят — смотреть в экран на блоки с цифрами и сортировать их по папкам в зависимости от ощущений, которые эти цифры вызывают. У Дилана есть своя теория, зачем все это нужно, но спойлерить не будем.
А вот Ирвинг в исполнении Джона Туртурро. Он чрезвычайно предан корпоративной культуре и наизусть знает все правила из толстенной книги. Пусть только кто-то попробует убрать фотографию из положенного для нее места, как тут же получит порцию нравоучений и занудства. Беда в том, что Ирвинг староват и часто засыпает на рабочем месте. Бороться с этим «недугом» помогает местный аналог психотерапевта, который рассказывает сладкие выдумки о том, кем же Ирвинг является в жизни вне офиса.
Мелькает персонаж Кристофера Уокена, который за пару минут экранного времени успевает создать свою магию. А демоническая начальница Пегги (Патрисия Аркетт), на рукопожатие с которой надо подавать отдельный запрос! Или непосредственный босс Марка мистер Милчек, от способности которого моментально переходить с дурашливого добрячка к угрожающе-холодному взгляду бросает в дрожь! Сейчас он устраивает дынную вечеринку и балагурит, а через мгновение, кажется, готов убить за неподчинение.
Как нельзя кстати пришлась специфическая внешность Адама Скотта, который играет Марка. Уверены, его карьера устремится ввысь со скоростью света или близкой к ней. Уж очень качественно он отыгрывает двух разных «Марков».
Кругом — максимально неуютные помещения, загадочная «комната отдыха», представляющая собой коридор по ширине плеч. Что ни кадр — то очередная тайна, мистификация или триллер со щепоткой комедийности. Правильные ингредиенты отличного зрелища замешаны в нужных пропорциях. Дайте еще.
На момент публикации материала к просмотру были доступны первые две серии «Разделения». Они чудо как хороши и заставляют с нетерпением ждать продолжения. При этом не исключаем, что в конце концов авторы проекта скатятся к глупому морализаторству и все испортят. Поэтому ждем хоть и с нетерпением, но смешанным с опасениями. Если Бен Стиллер не подкачает, то будет хит на девятку.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро