На Олимпийских играх постоянно происходят драмы, за которыми даже далекие от спорта люди следят с повышенным вниманием. Здесь и сенсационные победы, и триумфальные возвращения, и личные истории спортсменов, и даже гибель кого-то из атлетов. Такое не оставляет равнодушным. Часто драматизм олимпийских сюжетов настолько зашкаливает, что они выходят за рамки спорта. В совместном спортивном спецпроекте Onlíner и Parimatch мы собрали пятерку трогательных историй с зимних Олимпиад.
Скорее всего, имя биатлониста из ГДР Дитера Шпеера сегодня почти никто не вспомнит: немец выступал пятьдесят лет назад, однако титул чемпиона все-таки выигрывал — в 1971 году в индивидуальной гонке. А в 1972-м Дитер отправился на Олимпийские игры в Саппоро. Шпеер попал в четверку биатлонистов, которым доверили представлять Восточную Германию в эстафете. Когда гонка стартовала, немецкий спортсмен разминался в лесу: он должен был бежать третьим.
В советской команде первым на старт вышел Александр Тихонов, у которого все шло по плану, пока не сломалась лыжа. Биатлонист был вынужден передвигаться на одной лыже, наблюдая за тем, как его обходят конкуренты. К слову, советские биатлонисты неудачно выступили и в индивидуальной гонке, поэтому хотели реабилитироваться в эстафете, где сборная СССР считалась фаворитом.
Тихонов все больше отставал от соперников, и помощи ждать было неоткуда. Неизвестно, как бы все закончилось, если бы на спортсмена не обратил внимание разминавшийся Дитер Шпеер. Увидев Тихонова, немец быстро сообразил, что случилось, и бросился на помощь. И это при том, что биатлонисты СССР и ГДР конкурировали друг с другом за медали эстафеты. Шпеер отдал Тихонову свою лыжу, и, несмотря на разницу в размере обуви, миссия советского спортсмена упростилась. Александр Тихонов, проехавший на одной лыже порядка километра, частично смог наверстать упущенное и передал эстафету девятым.
В итоге советские биатлонисты смогли вернуть себе лидерство и стали олимпийскими чемпионами. А команда из ГДР с Дитером Шпеером в составе завоевала бронзу.
Поступок Шпеера поняли не все, многие его даже осуждали. Интересно, что на ЧМ-1971, где Дитер стал чемпионом, он «привез» Тихонову почти полминуты. А винтовку, из которой стрелял Шпеер, ему подарил именно Александр Тихонов. Биатлонисты тепло между собой общались и вне спорта и относились друг к другу не как к обычным оппонентам.
Вспоминая драматичные истории «белых» Олимпийских игр, нельзя обойти сюжет из Сочи-2014, в котором главные роли между собой разделили канадский могулист Александр Билодо и его брат.
Для Билодо Олимпийские игры в России были третьими в карьере. И если на Олимпиаде в 2006-м спортсмен только набивал шишки, то в 2010-м занял первое место. До поездки в Сочи Александр трижды становился чемпионом мира в параллельном могуле и дважды брал серебро. Фристайлист подумывал о завершении карьеры и, возможно, оставил бы спорт, если бы не одно «но». В детстве у старшего брата Александра — Фредерика диагностировали целебральный паралич, медики даже прогнозировали, что со временем мальчик утратит возможность ходить.
Перед стартом соревнований в могуле на ОИ-2014 Билодо поделился личной историей и объяснил, ради кого приехал в Сочи. По словам Александра, он бы давно ушел из спорта, если бы не больной брат, который убедил могулиста отправиться на Игры и защитить титул олимпийского чемпиона. «Много раз я просыпался и думал, глядя в окно: ну что с того, что я пропущу одну тренировку, не пойду на трамплин или в тренажерный зал в такой ливень?
А потом смотрел на брата и понимал, что он отдал бы все на свете, чтобы хотя бы на один день поменяться со мной телом, чтобы получить хоть малейший шанс выступить на Олимпиаде. Он был бы готов каждый день бегать марафон, лишь бы иметь такую возможность. И все мысли о том, чтобы пропустить тренировку, куда-то исчезали.
Фредерику часто снятся фантастические сны, в которых я обладаю какими-то сверхспособностями. Я не могу его разочаровать и стараюсь делать все, что в моих силах, лишь бы оправдать его надежды», — кажется, эта цитата канадского спортсмена разлетелась по спортивным СМИ всего мира. В том же комментарии журналистам Билодо добавил, что у него уже есть одно олимпийское золото, которое никто не отнимет, но ради брата стоит попробовать еще раз стать лучшим. Также могулист отметил, что на старте всегда думает о брате и настраивает себя на то, чтобы сделать все возможное.
Отметим, что на сочинскую Олимпиаду Александр Билодо приехал в статусе одного из фаворитов в своей дисциплине. Главным соперником виделся другой канадец — Микаэль Кингсбери, который в итоге завоевал серебро. А второе золото ОИ подряд выиграл именно Билодо. Потом спортсмен скажет, что победу, добытую на Играх-2014, он посвятил Фредерику.
Самый трогательный момент этого сюжета произошел сразу после того, как канадец пришел к финишу первым. Он подбежал к бортику и вытащил из-за него брата, который находился среди зрителей. Александр крепко обнял и поцеловал Фредерика. А затем братья вместе подняли над собой канадский флаг. Вот такое красивое завершение спортивной карьеры двукратного олимпийского чемпиона.
Честность, стремление к победе по справедливости и благородство — это про итальянского бобслеиста Эудженио Монти, который проявил себя на зимних Олимпийских играх в Инсбруке в 1964 году. В Австрию Эудженио ехал, имея за спиной большой опыт выступлений и достижений. Спортсмен не раз выигрывал золото чемпионатов мира по бобслею, к которым добавились два олимпийских серебра. В Инсбруке звездный итальянец имел все шансы на титул, но сделал выбор в пользу фейр-плей.
После двух из четырех заездов бобслейных двоек итальянский экипаж во главе с Монти лидировал. Итальянцы удержали лидерство и после третьего заезда, но британцы Энтони Нэш и Робин Диксон отставали всего на сотые доли секунды. В четвертом заезде итальянская двойка снова показала отличный результат, и теперь казалось, что золото точно никуда не денется от лучшего пилота мирового бобслея, коим многие считали Монти.
Британцы должны были провести последний заезд, но тут выяснилось, что болт, который крепил один из полозьев бобслейных саней, ослаб и не держался в резьбовом ложе. Британцы старались закрепить деталь, но им это не удавалось. Запасного болта под рукой не оказалось, а время до заезда стремительно таяло.
Как только Эудженио Монти узнал, что у главных соперников проблема, он сказал своему напарнику несколько слов и принялся выкручивать нужный болт из полозьев своего боба. Затем итальянец подбежал к соперникам и собственноручно заменил их деталь на свою, усердно закрутив болт на место.
Энтони Нэш и Робин Диксон в четвертом заезде продемонстрировали класс и, обогнав итальянцев на двенадцать сотых секунды, стали олимпийскими чемпионами. Монти и его партнер и вовсе были вынуждены довольствоваться лишь бронзой. Разумеется, Эудженио понимал, к чему может привести помощь соперникам.
Позже спортсмен даже сказал: «Разве я мог завоевывать победу не в равной борьбе с сильным конкурентом, а с помощью постигшей его беды?»
Спортсмен заверял, что соперники победили не из-за чужого болта, а благодаря тому, что были лучше на трассе.
На следующий день, когда соревновались бобслейные четверки, произошла похожая история. Итальянский экипаж во главе с Монти снова шел к золотым медалям, но им в спину дышали канадцы, которые отставали совсем на чуть-чуть. Как назло, у североамериканцев перед заключительным этапом сломался боб. Увидев, что у соперников проблемы, Монти бросился на помощь, подключив к делу механиков своей сборной. В итоге сани были приведены в порядок, а канадцы выиграли золотые медали. Итальянский квартет стал третьим, проиграв серебро команде из Австрии. Партнеры по сборной не упрекали Эудженио Монти в том, что он собственноручно помог соперникам победить: настолько высоким был авторитет бобслеиста.
Поступок пилота не остался незамеченным: о благородстве Монти говорили и писали газеты разных стран. А Международный олимпийский комитет наградил спортсмена особой медалью Пьера де Кубертена, которая вручается за выдающиеся проявления спортивного олимпийского духа.
Однако и без золотых медалей Олимпиады Эудженио Монти не остался. Он добился права выступить на Играх 1968 года в Гренобле, где смог взять золото как в двойке, так и в четверке. Правда, и здесь стремление бобслеиста к честной борьбе дало о себе знать.
В соревнованиях двоек экипаж Монти с ходу установил новый рекорд трассы. После второго заезда итальянцы увеличили отрыв от второго места, на котором расположились спортсмены из ФРГ. На следующий день, когда должны были продолжиться заезды, солнце светило так ярко, что лед на трассе стал мягким. При таких условиях соревнования не могли продолжаться, судьи уже подумывали остановить борьбу и присудить победу по результатам первого дня. Это значит, что судьба наград решилась бы после двух заездов вместо положенных четырех. Но Монти таким раскладом возмутился и заявил, что медаль, о которой он мечтал двадцать лет, за «половину победы» ему не нужна. Разгоняющий Лучано де Паолис со своим пилотом не спорил.
К счастью, вскоре солнце скрылось за облаками и лед быстро затвердел. Судьи решили продолжить состязания, и между немцами и итальянцами развернулась упорная борьба. В заключительном заезде итальянцы побили собственный рекорд трассы, но немцы тоже проехали на уровне, и по сумме четырех заездов две четверки показали одинаковое время. По правилам в таком случае победителем становился экипаж с лучшим временем в любом отдельно взятом заезде, поэтому золото должны были получить пилот Эудженио Монти и его разгоняющий Лучано де Паолис.
Вот только Монти решил, что ребята из ФРГ тоже заслуживают медали высшей пробы, потому что выступили наравне с его экипажем. Бобслеист всерьез считал, что с рекордом в самом удачном заезде Италии всего лишь повезло. Спортсмен намеревался отправиться к судьям и убедить их, что немцам тоже стоит присудить победу, потому что так будет справедливо. Тогда Эудженио обступили бобслеисты из четверки и стали уговаривать не идти к рефери, а согласиться на первое место. Спортсмены доказывали, что все честно, а он, Эудженио, должен согласиться с тем, что его титул олимпийского чемпиона заслужен. С трудом, но Монти уговорили ничего не доказывать судьям.
К сожалению, время от времени Олимпийские игры омрачаются гибелью их участников или жуткими травмами. Подобная трагичная история произошла с фристайлисткой Марией Комиссаровой, которая должна была выступить в ски-кроссе на Олимпиаде в Сочи. 23-летняя спортсменка даже не успела посоревноваться: беда случилась на тренировке. Россиянка упала и сломала позвоночник.
Позже Мария будет вспоминать, что она слишком сильно толкнулась с трамплина и перелетела приземление. По словам спортсменки, она приземлилась на плоский участок на прямые ноги. От удара о землю ноги отказали, и Комиссарова упала. Она оставалась в сознании и ощущала адскую боль. Когда подъехали тренеры и начали задавать вопросы о самочувствии, девушка поймала себя на мысли, что не чувствует ног.
Сразу после падения Марию прооперировали: операция длилась больше шести часов. Спортсменку даже навестил Владимир Путин, у которого Комиссарова попросила, чтобы ее отправили на лечение в Европу. Мария была уверена, что европейские врачи способны оказать более квалифицированную помощь, чем российские. На следующий день, когда состояние девушки улучшилось, ее спецрейсом отправили в Германию, где провели еще одну операцию.
После лечения в клинике Мюнхена начались месяцы реабилитации. «Это вообще, наверное, было самое сложное время. Я плакала каждый день. И часто не один раз в день. Многие говорят, что у колясочников депрессия длится два-три года, а потом они забивают, привыкают к такой жизни и вроде бы им все нормально. Но это все злые языки. На самом деле нет ничего нормального. Все хотят ходить, бегать и танцевать. Просто ждут. Прогресс не стоит на месте», — делилась Мария.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
В 2016-м Мария вышла замуж за товарища по команде Алексея Чаадаева, который бросил свою спортивную карьеру, чтобы находиться рядом с женой. Сейчас у супругов двое детей, и семья Чаадаевых живет в Испании. У Марии есть блог в Instagram, где она рассказывает, как ей удалось принять новую реальность и научиться жить без возможности передвигаться самостоятельно. Кроме того, бывшая спортсменка написала автобиографию, которую издали в позапрошлом году.
Про таких, как австрийский горнолыжник Херман Майер, говорят, что они родились в рубашке. У этого спортсмена действительно было несколько шикарных возможностей погибнуть или навсегда остаться инвалидом, но Майер выкарабкивался и возвращался на трассу. Австрийца за его «неубиваемость» прозвали Херминатором.
В 1998 году, когда Майер ехал на Олимпийские игры в Нагано, он уже был топовым спортсменом, претендующим на золото главных стартов четырехлетия. Для горнолыжников соревнования начались со скоростного спуска. Однако не прошло и двух десятков секунд, как на одном из первых поворотов Херман вылетел с трассы, проломил две заградительные сетки и сделал в воздухе несколько пируэтов, потеряв при этом обе лыжи и палки. Зрелище было ужасающим — болельщики на трибунах вскрикнули.
Предчувствуя худшее, на помощь горнолыжнику бросились медики и спасатели. Каким же было удивление всех присутствующих, когда Майер самостоятельно поднялся на ноги и пошел к финишу. Австриец не получил почти никаких повреждений, но прекрасно понимал, что ему сказочно повезло.
Журналистам он сказал: «Если я перенес это, я бессмертен».
Через несколько дней горнолыжник завоевал золото в супергиганте, а еще через несколько — стал олимпийским чемпионом в гигантском слаломе.
Успех продолжал сопутствовать Майеру. Австриец выигрывал на чемпионате и этапах Кубка мира, а если не побеждал, то все равно то и дело поднимался на пьедестал. Олимпийские игры в Солт-Лейк-Сити могли стать для Хермана еще более богатыми на титулы, но все сломал несчастный случай. В августе 2001-го Майер попал в ДТП. Горнолыжник ехал на мотоцикле и попытался обогнать внедорожник. В этот момент водитель внедорожника решил перестроиться, не глянув в зеркало, и произошло столкновение.
В момент аварии спортсмена протащило по асфальту, и позже врачи пересаживали и наращивали содранную с правой ноги Хермана кожу вместе с мышечными тканями. Берцовая кость Майера была раздроблена, поэтому медики собирались ампутировать ногу. В итоге хирурги решили обойтись без ампутации и провели серьезнейшую реконструктивную операцию. Специалисты предполагали, что спортсмен всю жизнь будет ходить с тростью.
Но Майер не был бы Херминатором, если бы так просто сдался. Горнолыжник приступил к тренировкам уже осенью, правда, так и не смог до конца восстановиться: пришлось пропустить ОИ-2002. Херман продолжал работать и тренироваться, а в январе 2003-го вернулся на горнолыжную трассу. В сезоне 2003/2004 австрийский спортсмен завоевал Кубок мира, и в 2004-м Майера отметили премией Laureus World Sports Awards в категории «Возвращение года».
Австриец выиграл золото в гигантском слаломе на ЧМ по горнолыжному спорту — 2005 и готовился поехать в следующем году на свои вторые Олимпийские игры в Италию. К Херминатору на Олимпиаде было приковано вполне заслуженное повышенное внимание. Журналисты и болельщики восхищались тем, как горнолыжник справился с испытаниями ради возвращения и поездки на Олимпиаду. Сам президент МОКа Жак Рогге отмечал, что в Турине будет болеть за Майера, спортсмена с успешной, но в то же время непростой карьерой. И Херман Майер не подвел: с ОИ-2006 он привез серебряную и бронзовую медали.
Врывайся в зимнюю Олимпиаду с Parimatch! Играй на событиях из разделов «Олимпиада», «Хоккей», «Биатлон» от 7 рублей с коэффициентом от 1,5 и зарабатывай баллы за победные исходы. Больше баллов — выше шанс побороться за 20 000 рублей. Дерзай!
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by