Группа косуль на видео радостно скачет по полю и (ну явно же) поет про родные просторы. Белые задницы задорно сверкают, даль светла, жизнь прекрасна и полна возможностей… На самом деле, конечно, животных гонит дрон. За пару минут этого триумфа жизни они сжигают запасы калорий, которые наели за скудный зимний день. Кто-то из них, возможно, не переживет эту ночь, покормит собой бродячих псов. Мы сейчас, конечно, драматизируем. Но не так чтобы очень.
Сейчас у каждого фотографа есть дрон. Или звено дронов. Кто-то просто снимает поверхность земли, кто-то умеет делать настоящую красоту. Нас сейчас интересует не талантливость операторов, а революция, которую эти машинки устроили в фотографировании живой природы.
Появилась более легкая возможность вплотную подобраться к дикому животному, затесаться в стаю птиц. Вымирают истинные фанатики и староверы анималистики, которые все еще тратят месяцы и тысячи долларов, чтобы подкрасться, подкараулить и сделать кадр в реальной среде.
Соцсети завалены картинками, которые делаются быстрее и дешевле, а выглядят при этом вполне привлекательно. Они действительно дают горожанам представление о животном мире, знакомят с природой родины.
Нет сомнений, что авторы этих съемок любят существ. И, мы уверены, не задумываясь, отдадут жизнь за каждое из них при первой возможности.
Но.
Вот то самое видео, с которого мы начали. Косули под музыку кантри убегают от коптера. В какой-то момент одна из них пытается напасть на летающую нечисть. Это очень мило. «Белые попки растопили ваши сердца», — налегает на попки автор.
Посмотреть эту публикацию в InstagramПубликация от Юрий Шакель (@yury_shakel)
Комментаторы счастливы, ставят сердечки. «Не представляете, как сейчас „горят“ ушки у этих замечательных косуль — пусть это их согреет в такую погоду», — радуется такой реакции блогер.
В чем подвох?
У нас, как всегда, есть хранитель Полесья Ольга Харитонович, она же ветврач, зоопсихолог, гид по дикой природе национального парка «Припятский».
Посмотреть эту публикацию в InstagramПубликация от Ольга Харитонович - ветврач (@dr.olga_haritonovich)
— Вообще-то, настоящий экологический туризм подразумевает, что мы должны обеспечить свое минимальное присутствие, стараться не быть замеченным, не напугать. Но это ладно… Важнее то, что любое телодвижение для животного — это сожженные калории, которые зимой так сложно восполнить. Пища, которую им удается найти сейчас, низкоэнергетическая, надо как можно меньше двигаться и как можно больше есть. И тут мы такие… Заставляя их нервничать, убегать, мы уменьшаем их шансы на выживание, на то, что им удастся убежать от хищника. Эта гонка для кого-то из них вполне могла закончиться тем же вечером в зубах волка или собаки. Кроме того, при таком бегстве возможны травмы — значит, тоже на корм хищникам. Периодически в мелиоративных канавах находят трупы косуль — никто не видел, при каких обстоятельствах они там оказываются, но это вполне может быть результатом такого бегства в состоянии стресса. К физическому истощению добавьте панику.
Что касается этих милых попыток косули атаковать дрон, то это не что иное, как крайняя степень отчаяния. Мы помним три основных рефлекса у нехищного животного в опасности: замри, беги, бей — в такой последовательности.
Вот еще фото — вполне безобидное. Да, лось видит летательный аппарат, но не паникует же, не удирает. Drug — так подписана эта сцена.
Посмотреть эту публикацию в InstagramПубликация от Slava (@mzaas)
«Лось смотрит на тебя как на бога», — довольны подписчики. Насыпали лайков.
Тут-то что не так? Drug же, миленько.
— Здесь положение глаз и ушей животного демонстрирует крайнюю степень стресса. Если говорить человеческим языком, оно находится в капитальном ужасе. А не бежит, потому что находится пока на первой стадии — «замри»: может, оно само исчезнет.
Многие оценили это фото летящего зубра. Ну красиво же.
Посмотреть эту публикацию в InstagramПубликация от D I M I D V A Z H N I K (@dimid_by)
Тут Ольга Харитонович не берется утверждать, что нарушены какие-то этические принципы. У нее нет доказательств. Но есть опасения.
— Для зубра в обычном состоянии такие прыжки — дело очень необычное, особенно зимой, когда надо беречь энергию. Он лучше спокойно перейдет канаву, тем более что там есть возможность. И должно произойти что-то, чтобы решиться на такой прыжок. Например, что-то должно его напугать. Но, может, фотографу повезло и ему попалась такая энергичная пара зубров.
Птицы — еще один перспективный объект для «дронщиков». Заглядывают в гнезда, жужжат, нарушают личное пространство. В худшем случае это может стать поводом бросить кладку или птенцов.
У нас было красивое видео: дрон затесался в стаю аистов.
Орнитолог нацпарка Павел Пинчук главную проблему здесь видит разве что в возможности травмировать аиста. Но обошлось же… Вообще, конкретно в этом случае для крупных птиц особого беспокойства создано не было. А вот с более мелкими видами такие полеты опаснее.
Особенность ситуации в том, что ничего вы таким фотографам не сделаете.
Ясно, что за красивой картинкой гоняются не только в Беларуси. В сообществе фотографов недавно возмущались показательными картинками из России. Там с виду все прелестно: под сосновой лапкой сидит мохноногий сыч.
Потом выяснилось, что это, вообще-то, лиственница. Просто какой-то эстет, чтобы украсить композицию, примотал к шесту сосновую ветку и всунул в кадр. Выглядит тупо, но пока безобидно. Дальше — больше: птица днем оказалась вялой, поэтому «фотограф» пытался расшевелить ее с помощью снежков и все того же колючего веника.
И что с таким делать? Отобрать у него фотоаппарат и вставить веник — нет такого закона. Можно порицать и скрывать локации птиц. Так, похоже, собираются поступить коллеги и орнитологи.
В качестве наглядного пособия у нас сегодня зубры нацпарка «Припятский». Никого в мире не фотографировали чаще, но они по-прежнему не любят, когда лезут к ним в душу. В любой момент могут сбиться в кучу, закрыв детей, а потом уйти или (что опасно для телят) убежать.
Гарик Парусов — как раз сторонник честной съемки животных. Тоже мог бы запустить дрон — но тогда бог фотографов-анималистов поразит его молнией. Главный постулат этой «религии» — минимальное присутствие человека. Если зверь обратил внимание на снимающего, это халтура и брак (ну, во многих случаях).
Посмотреть эту публикацию в InstagramПубликация от Garik Parusov (@garikparusov)
— Для анималиста ценность фотографии — как раз в естественности поведения животного. А способность оставаться незамеченным зависит от знаний о повадках животных, умения идти по следу, беззвучно подбираться — все это ради того, чтобы запечатлеть зверя в максимально естественном состоянии.
В общем, вслед за Гариком мелкими шагами подкрадываемся к стаду. Он то и дело оборачивается, просит не болтать слишком громко. Да куда там… Но спасибо, что не заставил ползти.
Лед на канаве, которую переходило стадо, взломан: если бы не знали, подумали бы, что прошел танк, их тут тоже хватает.
На краю леса стоит чесальная береза. Об это дерево зубры трутся так усердно, что на стволе образовалась выемка. Он весь пушистый, покрыт бурой шерстью — хоть варежки вяжи.
Сами зубры (позже мы насчитали 40 особей) сегодня, почесавшись, изволят завтракать какими-то палками на убранном кукурузном поле. Мы идем краем леса, чтобы не маячить на открытом пространстве. Вообще-то, скорее всего, они нас уже заметили, но пока не считают угрозой.
— Терпение — один из ключевых факторов хорошего кадра, — рассказывает Гарик про специфику своего увлечения. — Надо много ждать и быть готовым к неожиданностям. За красочными фотографиями скрыты ранние подъемы, долгие прогулки в разную погоду, мокрая одежда, обветренные руки и тому подобное. Можно прошагать километров 20 и никого не увидеть. Прелесть каждой вылазки — в неизвестности. Даже направляясь снимать определенного зверя, нужно быть готовым ко всему.
В миру он столичный юрист, а все вот это — исключительно для удовольствия.
— С развитием технологий и повышением их доступности желающих снимать природу все больше. К сожалению, они чаще делают ставку на оборудование, позволяющее получать картинку быстро и с минимальными усилиями. Съемка с того же дрона не требует специальных знаний, техника все сделает сама. И грустно видеть, как в соцсетях такой контент вызывает у пользователей восторг. В силу незнания они неверно читают эмоции животных. Например, принимают страх за любопытство.
Недавно в Беловежской пуще погибло стадо зубров: провалились в воду, не смогли выбраться. На фотографиях вмерзшие в лед туши.
Там еще не закончена проверка, причины произошедшего не названы. Независимо от того, какие результаты объявят (или не объявят) официальные инстанции, среди близких к теме людей будут циркулировать собственные версии. Пока в разговорах одна из наиболее удобных и лежащих на поверхности версий — волки, напугавшие парнокопытных. Верная она или нет, знают погибшие зубры.
Специалисты по волкам сомневаются в правдоподобности такого сценария — но в момент драмы этих специалистов на месте происшествия не было. Ровно так же не видно пока и свидетелей нападения волков, за руку их никто не поймал.
Ольга Харитонович причастность волков считает маловероятной:
— Никакая стая не решится напасть на стадо зубров. Волки дружат с головой, им незачем так рисковать. Да, они могут убить отбившееся, слабое животное или съесть уже погибшее. Но стадо им ни к чему. Тут что-то другое. Не исключено, что человек или собаки.
Подождем результатов.
Повторимся: мы не сомневаемся, что авторы перечисленных снимков — прекрасные люди, любящие природу. Но держите себя в руках, будьте тактичными.
Остальным — не кормите, не приручайте, не нервируйте.
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by