В кинотеатры завезли новый дорогущий блокбастер, скроенный по лекалам 1990-х и начала 2000-х. Помните все эти масштабные фильмы про катастрофы и нашествия инопланетян? Контент был остро востребован, но в последние годы такое снимают все реже и реже. Роланд Эммерих попробовал вернуться к формату, который когда-то принес ему славу и одновременно здо́рово развлекал зрителей. Насколько актуально смотрится история про падение Луны на Землю сейчас? Посмотрели кино и делимся впечатлениями.
Роланд Эммерих — он как Майкл Бэй, только не про трансформеров, а с другой формой гигантомании. Разлетающиеся во все стороны скалы-камни, взорванные достопримечательности, летающие в урагане танкеры и падающие с неба поезда — за все это режиссера еще в 1990-е привыкли любить зрители и ненавидеть кинокритики.
При всей спорности работ Эммериха нельзя не признать, что парочка его творений в историю кинематографа все-таки вошла. «День независимости», например, до сих пор может считаться эталоном боевой фантастики, где земляне сражаются за свою планету с пришельцами. Только не пересматривайте этот фильм сейчас, потому что ощущения будут не сильно отличаться от продолжения пятилетней давности.
«Годзилла», «Патриот», «Послезавтра» — все это неплохие для своего времени блокбастеры с многомиллионными бюджетами и огромной кассой. Из всей фильмографии немца выбивались на первый взгляд (псевдо)исторические «Патриот» и «Аноним». На деле же и в них фирменный почерк с гигантоманией и псевдонаучностью угадывается на раз-два.
К концу первой декады 2000-х фортуна потихоньку стала отворачиваться от Эммериха. И вроде бы тот же «2012» был вполне в стиле режиссера, но публика к подобным проектам уже охладела. Попытка подкорректировать амплуа и податься в боевики ни к чему хорошему не привела: «Штурм Белого дома» и «Мидуэй» были обруганы критикой и, по сути, не окупились в прокате.
Еще хуже оказалась попытка вернуться к истокам. Продолжение «Дня независимости» вышло на редкость дрянным. И все же Роланд Эммерих готов доказать, что списывать режиссера-монументалиста со счетов рано. Вот вам «Падение Луны». Здесь все, за что раньше любили массовое кино: глобальная угроза, гибель человечества, космические негодяи и земные спасители. Получилось и правда как в 1990-е. Но так ли это хорошо сегодня, в 2022-м?
Группа астронавтов в космосе сталкивается с неведомой угрозой, которая практически полностью выводит из строя шаттл. В результате нападения экипаж едва не погибает, но посредством отчаянных усилий «космического волка» Брайана Харпера два человека все-таки спасаются. Один коллега, правда, погибает, и Брайан винит в этом себя.
Спустя полтора года мы видим, что комиссия, расследующая инцидент, Харперу не поверила. Астронавт уходит из NASA и, оставив семью, отправляется бомжевать. Спустя еще десяток лет ученые столкнутся с проблемой: Луна ни с того ни с сего решила сойти с орбиты. Простейшие вычисления показывают, что спустя пару-тройку недель спутник столкнется с Землей, и все вымрут.
Допустить такое, конечно же, нельзя. Поэтому для начала на Луну отправят международную миссию, которую сожрет сущность в виде гномика (зачеркнуто) роя, некогда напавшая на шаттл под управлением Брайана Харпера. Понятно, что без старика-астронавта с угрозой не справиться. Помогать ему будут бывшая коллега (именно ее он и спас когда-то) и смешной толстяк — то ли доктор, то ли уборщик, то ли адепт теории заговора.
Параллельно растянутый хронометраж отдадут на откуп житейским историям о родственниках главных героев. Так, пока батя занят спасением планеты, на Земле сын непутевого астронавта проходит свой обряд инициации и спасает малышню.
Правда, повеяло 1990-ми? Роланд Эммерих словно провел последнюю четверть века в анабиозе, потом проснулся и вынул из закромов старый сценарий с максимально штампованными героями, ситуациями и диалогами. Списанный со счетов покоритель космоса, волевая женщина, вставшая на защиту планеты вместо спасовавших белых вояк, и карикатурный шут, призванный веселить зрителей в перерывах между апокалиптичными кадрами встречи Земли и Луны, — все на месте.
В заслугу постановщикам можно поставить разве что их старание изо всех сил развлечь зрителя. Поэтому никто не катает вату, и задорные разрушения начинаются уже минут через 20 после начала фильма. Население массово записывается в религиозные фанатики, тонут гостиницы и целые города, весело падают глыбы размером с футбольное поле.
Здесь никто не пытается играть в реалистичность. «Падение Луны» — своего рода антипод недавнего хита Netflix «Не смотрите наверх». Поэтому в фильме Эммериха фриковатому псевдоученому верят сразу же все, ведь он поделился информацией через Twitter. Разве что власти, как водится, снова всем лгут.
Режиссер, конечно, старается быть современным. Наверное, Эммерих понимает, что устаревшая формула сегодня сработать, как встарь, не может. Выглядит все так, словно старичок решил воспользоваться новыми технологиями, о которых впервые услышал. Тут и там в фильме тычут несуразными отсылками к Twitter, «веб-сайтам», Илону Маску.
Авторы радуются словно малые дети, что освоили нечто новенькое, и постоянно рассказывают об этом «родителям», то есть нам, зрителям. В случае малых детей и пожилых людей это было бы мило, но мы пришли смотреть вроде как вполне взрослый фильм.
При этом Эммерих не упускает шанса поддеть современные тренды. Так, космическая программа Маска здесь годится только для того, чтобы заправить в космосе древний шаттл NASA. В целом символично, что в «Падении Луны» победу в итоге одерживают именно старые технологии. Желания и страхи авторов понятны, но, увы, сегодня такая история не работает.
Как ни осовременивай «Падение Луны», но перед нами катастрофически устаревшее кино. Да, 25 лет назад можно было выехать на крутой для того времени графике и относительно свежей идее, которые позволяли не акцентировать внимание на шаблонных персонажах и тупых диалогах. Сегодня, когда для визуальных красот есть бесконечные кинокомиксы, удивить компьютерным разрушением планеты не получится. В идее, само собой, нет ничего свежего еще с 1990-х. Поэтому только и остается, что фиксировать бесконечно унылые и не раз виданные сюжетные линии, а также пафосные диалоги на уровне «Нужно нажать кнопку и убить его!» (так высокие чины обсуждают способы убийства инопланетной твари).
Отдельный момент, который злит и отнимает у фильма еще пару баллов, — его нарочитая антинаучность. Нет, никто не ожидает от ленты научного обоснования: в конце концов, это фантастика. И все же Эммерих так настойчиво продвигает идею о полой Луне как образце мегаструктуры пришельцев, что пропустить это нельзя. А уж когда на экране появляется дед из NASA и начинает намекать на фейковость посадки на земной спутник… Никогда не выступал поборником цензуры и морализаторства, но в данном случае сердце екнуло.
Беда не в том, что «Падение Луны» антинаучно, а в том, что авторы картины буквально кичатся этой антинаучностью. И спаситель мира здесь, по сути, бездарь и фрик, убеждавший каждого встречного в глупых теориях заговора. В фильме такие теории подаются в качестве истины. Спасти все это вялое действо мог лишь финал в виде утвердительного ответа на первую часть нашего заголовка. Но нет, куда же без хеппи-энда.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by