Курение, а точнее зависимость, принимает новые формы, развиваясь и мимикрируя быстрее, чем здоровье курильщика. Технологических инструментов и денег хватает: у одних — покупать, у вторых — делать актуальные предложения. Война за умы потребителей ведется между производителями и медиками и носит по-настоящему партизанский характер. Что нам известно о курении XXI века?
Напоминаем, что сегодня мы начинаем бросать. Для пущего интерактива мы завели телеграм-канал, где станем размещать инструкции, а также чат для общения. Вступайте, там разберетесь.
Как известно по этикеткам, главные приверженцы ответственного потребления — производители алкоголя. Табачники — тоже. Неожиданно и те и другие публично оказались на стороне здоровья: алкоголь и никотин — яд, но что поделать… Где тут цифры, рынок и расчет, делайте выводы сами.
Можно заподозрить всех в лицемерии, но, согласитесь, лучший курильщик — это долгожитель. Поэтому корпорации вложили миллиарды не в биткоин, а в разработки и расширили список опасных штук, назвав их альтернативными продуктами.
Основной тезис: альтернативные никотиносодержащие продукты подразумевают снижение рисков по сравнению с традиционными сигаретами. Никотин — плохо, но зависимый все равно найдет к нему путь, так пусть этот путь будет здоров (простите).
Все это зло (смотрите картинку) и предлагают оставить в прошлом.
Но просто так отказываться от этого не всем выгодно. Поэтому обществу предоставили другие возможности.
О чем идет речь:
В разных странах и регионах эти группы развиваются разными темпами.
В целом за два с половиной года количество «альтернативщиков» в мире удвоилось. И нет никаких предпосылок к тому, что тренд изменится.
Но все ли альтернативные пользователи — это бывшие курильщики сигарет? Это лишь один из вопросов. И еще: если горящая сигарета дает тысячи компонентов, то сколько и что дает «альтернативка»?
На белом полюсе ожидаемо находится Всемирная организация здравоохранения. Там прямо заявляют: и системы нагревания табака (ИНТ — изделия на основе нагревания табака), и электронные сигареты токсичны.
«Действие ИНТ основано на нагревании табака или активирования устройства, содержащего табак, что сопровождается образованием аэрозолей, содержащих никотин и токсичные химические соединения. Примерами таких изделий являются изделия Iqos, Ploom, Glo и Pax. В процессе „курения“ такого изделия образующийся аэрозоль вдыхается курильщиком, — говорит ВОЗ. — В последние годы ИНТ рекламируются как „менее вредная“ альтернатива табакокурению или как способ отказа от обычных сигарет. Пользователи ИНТ подвергаются воздействию токсичных химических веществ, многие из которых вызывают рак, и на данный момент доказательств того, что эти изделия являются менее вредными по сравнению с обычными сигаретами, нет.
В настоящее время также отсутствуют достаточные данные о влиянии пассивного вдыхания аэрозолей ИНТ, хотя известно, что эти аэрозоли содержат опасные и потенциально опасные химические вещества».
И еще что касается электронных сигарет: «Долгосрочные эффекты их использования для самого потребителя и окружающих пока до конца не изучены».
Но все противники никотина сходятся в одном мнении: встреча электронных сигарет и подростков таит в себе огромную опасность.
Во-первых, никотин достигает мозга через пару секунд после затяжки, формируя очень сильную зависимость.
И чем слабее нервная система, тем она уязвимее. Здесь нет пренебрежения к подростковому возрасту, просто центральная нервная система формируется примерно до 25 лет.
Во-вторых, электронные сигареты в подростковом возрасте закладывают фундамент для курения на этапе взрослости.
Это тоже факт, подтвержденный исследованием Гарвардской медицинской школы. Среди тинейджеров-вейперов в будущем будет больше курильщиков, чем среди тех, кто не парил.
Использование ЭСДН повышает риск сердечно-сосудистых и легочных заболеваний. Кроме того, они представляют большую опасность для беременных ввиду возможного негативного влияния на развитие плода.
Заявления об отсутствии вреда для здоровья и эффективности в борьбе с курением ВОЗ прямо называет ложными, «пока не будут получены соответствующие доказательства и пока медицинское сообщество не придет к консенсусу относительно эффективности этих изделий».
Белорусская статистика по курению скудна (и по содержанию сурова) и, как правило, ограничивается общими данными — например, что у нас курит 23,5% населения. Есть раскладка по возрасту, говорящая о том, что курят две трети мужчин в возрасте от 30 до 39 лет. По электронным сигаретам и в целом по «альтернативке» статистики нет.
Но есть белорусская часть глобального исследования ВОЗ по курению среди подростков (13—15 лет). За шесть лет (с 2015-го) процент снизился с 9,8 до 8,4.
Красивые, разнообразные, бесконечные вкусовые ноты — производители точно рассчитывают на взрослых курильщиков, мечтающих бросить?
Похоже, что будущие взрослые сделали свой выбор. Осталось им подрасти, чтобы подкорректировать нынешние цифры потребителей сигарет.
В отсутствие крупных белорусских исследований давайте посмотрим на европейские. Недавно британское министерство здравоохранения опубликовало свои цифры. Размеры потребления будут отличаться (в Англии курят от 13,8 до 16 процента, если судить по результатам разных исследований), но некоторые поведенческие тренды являются общечеловеческими.
Великобритания — относительный топ в Европе по курению (и несомненный — по эффективности бросания), и вейперов там уже давно считают отдельно. По итогам исследования 2021 года их набралось 6%. Обе группы стремительно движутся навстречу друг другу (вейперов становится больше, а сигареты постепенно бросают).
Большинство данных исследования занимают социологические сводки: кто, что и сколько курит. В результате приходят к следующим выводам:
Судя по цифрам, речь идет о привыкании. Почему? Все дело в никотине.
Чаще всего в электронных системах доставки никотина (ЭСДН) применяется солевой никотин. Это немного иная форма, но ни разу не новая суть. Солевой никотин был изобретен давно, но получил вторую жизнь благодаря распространению вейпа. Это искусственное вещество, созданное путем добавления различных кислот в свободный никотин. «Соль» быстрее всасывается в кровь, уменьшает тротхит (раздражение верхних дыхательных путей) и быстрее насыщает пользователя никотином. Дальше — тысячи реплик в субъективных спорах о вкусах и ощущениях между сторонниками свободного никотина и солевого.
В изделиях на основе нагревания табака похожая история — миллиарды инвестиций табачных корпораций в технологии и завоевание рынков под девизом «Поможем курильщикам снизить вред от курения». Как уже упоминалось, не все разделяют этот оптимизм. Но суть в том, что ИНТ — это доставка никотина.
На несколько наших вопросов ответил Сергей Лукашук, заведующий отделением Минского областного клинического центра «Психиатрия-наркология».
— Никакой разницы в зависимости нет, это все никотин. Те, кто хочет бросить курить, смогут сделать это без вейпа, не меняя одну зависимость на другую.
Бросайте сразу. Но если верите в то, что можно постепенно, то зачем искать меньшее зло в вейпах? Сначала найдите в себе мотивацию, а затем уменьшайте курение на одну сигарету в день.
— Если допустить, что альтернативные никотиносодержащие штуки менее вредны…
— Я не согласен с этим. Но допустим.
— …у электронной сигареты есть одна особенность: она может не выходить из руки, превращаясь в незаметного спутника целого вечера или поездки на автомобиле. При всей циничности вопроса: лучше один раз принять много никотина или много раз по чуть-чуть? И требует ли никотиновая зависимость постоянного увеличения дозы?
— Что лучше: выпить бутылку водки целиком или в течение дня? Конечно, менее вредно растянуть ее на день, потому что концентрация алкоголя в крови возрастает не так резко. То же самое с наркотиками (там передозировка — самый яркий пример). Так и с никотином.
Что касается дозы, то толерантность растет. Никто не начинал курить с пачки в день — все пробовали одну сигарету. Но есть и предел. Алкоголики не пьют водку ящиками, курильщики не курят блоками.
Передозировка никотином существует. Он токсично влияет на сердечно-сосудистую и дыхательную системы. Но ярче всего это будет видно по работе центральной нервной системы: заторможенность, вялость, дыхательная недостаточность.
— Возможно ли умереть от передозировки никотином?
— Я не слышал о таких случаях. И антидота от никотина не существует (в отличие от опиоидов).
— Что думаете о пассивном курении в системах альтернативной доставки никотина?
— А куда оно денется? Выдыхаемый пар содержит и никотин, и ароматизаторы, и другие компоненты аэрозоля, исследования которых еще ведутся.
Есть один общий ответ: ваш организм в процессе эволюции создавался для переработки чистого кислорода. Если это неубедительно мало, то добро пожаловать в то, что называется «область неопределенности».
Многие национальные ведомства менее категоричны, чем ВОЗ. Например, американское FDA признает, что ЭСДН и ИНТ «могут быть менее вредными, чем сигареты». Но тут же добавляет, что «необходимы дополнительные исследования как индивидуальных, так и популяционных последствий для здоровья»: «На сегодня ни одна электронная сигарета не была одобрена в качестве средства для отказа от курения, поэтому необходимы дополнительные исследования, чтобы понять потенциальные риски и преимущества, которые эти продукты могут предложить взрослым, употребляющим табачные изделия».
Американская ассоциация легких тоже заявила о потенциальном риске при пассивном курении: «Генеральный хирург США и Национальная академия наук предупредили о риске вдыхания продуктов работы электронных сигарет. Пассивное курение содержит никотин, ультрамелкие частицы, ароматизаторы, такие как диацетил, химическое вещество, связанное с серьезными заболеваниями легких, летучие органические соединения, такие как бензол, который содержится в автомобильных выхлопах, и тяжелые металлы, такие как никель, олово и свинец».
Еще есть результаты исследования Университета Северной Каролины, которое показало, что два основных ингредиента, содержащихся в электронных сигаретах, — пропиленгликоль и растительный глицерин — токсичны.
Университет Джонса Хопкинса, который за последние годы стал всем знаком по статистическому борду с данными по коронавирусу, заявляет следующее: «На сегодня кажется совершенно очевидным, что использование электронных сигарет, или вейпинг, вредно для легких. Но исследования того, как именно вейпинг влияет на легкие, находятся на начальной стадии».
«Вейпинг — это система доставки, похожая на небулайзер, с которой знакомы люди, страдающие астмой или другими заболеваниями легких, — говорит Стефен Бродерик, хирург университета, специализирующийся на опухолях в легких. — Небулайзер превращает жидкое лекарство в туман, который вдыхают пациенты. Это эффективный способ доставки лекарств в легкие».
Вместо того чтобы наполнить легочную ткань лечебным туманом, как это делает небулайзер, вейпинг покрывает легкие потенциально вредными химическими веществами, растворенными в маслянистой жидкой основе.
Другие распространенные вещества, содержащиеся в электронной жидкости или образующиеся при ее нагревании, также могут представлять опасность для легких. К ним относятся:
Тогда Бродерику напрямую задали следующий вопрос.
«Опасения есть, учитывая, что при вейпинге в легкие попадает множество химических веществ. Но эти продукты существуют еще недостаточно долго, чтобы мы могли узнать, вызывают они рак или нет. Мы знаем, что курение табака заставляет крошечные частицы оседать глубоко в бронхиальном дереве и может привести к развитию рака. То же самое может быть верно и для вейпинга», — ответил Бродерик.
Официально — нет. Зато они часто приводят к комбо: курильщики сигарет, не успев бросить, начинают вейпить, получая бо́льшие риски.
Возможно, вейпинг следует рассматривать как «меньшее из зол» для нынешних курильщиков сигарет. Пока меньшее.
Потребовалось много лет для того, чтобы признать вред курения сигарет.
Теперь самое время начинать делиться ощущениями, достижениями и неудачами в нашем чате. Также следите за развитием событий в канале «Бросаем курить с Onlíner».
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by