В начале распространения коронавируса мы периодически отслеживали эвакуационные рейсы для белорусов, застрявших в других странах. Кажется, еще вчера наши соотечественники записывали видеообращение с Гоа и говорили, что не живут, а выживают там. Были и другие, кто решил поддаться воле судьбы и вообще не возвращаться в Беларусь, пока не будет ясности и не закончатся деньги. Так и поступила сегодняшняя героиня Татьяна, которая полетела в Таиланд в марте 2020-го, а вернулась более чем через год.
Татьяне Бирюковой 47 лет. До судьбоносной поездки она занималась программным обеспечением для банковской сферы, не один год увлекалась медитацией и успела побывать на многих сессиях и ретритах. Обычно слишком далеко женщину не заносило: она плохо ориентируется, поэтому боялась потеряться. Но к первой поездке на таиландский остров Самуи ее подтолкнул сын. Женщина летела с пересадками в Париже и Бангкоке, но все прошло хорошо, поэтому в следующее путешествие она собиралась с более спокойным самочувствием. Но тут нагрянул коронавирус…
К марту 2020 года Татьяна запланировала трехнедельную программу медитации на острове. На билеты туда-обратно ушло $900, за проживание она отдала около $600, еще столько же — за участие. Заявление на отпуск ей подписали аккурат до того, как в ее компании временно запретили отпускать людей на отдых.
— Для меня это какое-то волшебство, — забегает вперед минчанка, но одергивает себя и вспоминает время перед перелетом. — Страшно было? Да. Уже начало появляться много новостей о заражениях и отменах рейсов, но мои руководители не отговаривали меня от отпуска и поездки.
Когда женщина попала в аэропорт Парижа, она была в шоке: здание было практически пустым и безжизненным. На таиландском острове тем временем были зафиксированы единичные случаи заболевания коронавирусом и в целом волноваться было нечего: все работало, туристы отдыхали, как и прежде.
— Но примерно через неделю границы закрылись и пришло оповещение, что мой авиарейс отменен, — говорит она. — Я сразу разволновалась: что же делать? Мне помогло то, что я была не одна, а в группе, да еще и русскоязычной. У нас продолжались занятия, организатор ретрита и администраторы нас не бросали и постоянно давали информацию.
Татьяне удалось связаться с тогдашним консулом, и тот говорил о возможности эвакуационных рейсов. Но их так и не запустили.
— Эвакуация планировалась, но цена была примерно $900, а моя авиакомпания не могла вернуть мне стоимость билета на отмененный рейс. Сумма выходила немаленькая, но в итоге эвакуационный самолет тоже отменили, — рассказывает женщина.
Когда приближался конец отпуска, белоруска продлила его еще на неделю, потом взяла за свой счет, а позже написала заявление об увольнении. Потому что выбраться с острова, как и работать удаленно, она не могла. До этого она проработала в одной фирме более шести лет.
— Вначале была уверенность, что надо возвращаться, но все же решила остаться, — отмечает Татьяна.
К слову, с собой она брала около $4 тыс. Такая сумма ей была не нужна, но сработали вечное «на всякий случай» и, возможно, интуиция.
Жить после официальной программы отпуска Татьяна осталась в том же отеле, куда приехала на ретрит. Хозяин комплекса пошел навстречу застрявшим туристам и снизил цены на номера. На двоих выходило не очень дорого — особенно тем, у кого была заначка. Татьяна также первое время жила с другой девушкой в домике-номере.
— Сначала мы просто стали жить плотнее, чтобы сократить расходы, а потом цены несколько раз снижались, и номера стали намного доступнее. Самая дешевая комната обходилась примерно в $250 в месяц. Отель был действительно хороший. Можно было найти и что-то подешевле, но здесь жили все свои. Россиянам, кстати, государство выдавало помощь — некоторые на работе получали меньше, чем эта сумма, — вспоминает минчанка.
С визами, кстати, тоже был квест. Сначала у Татьяны было разрешение на 60 дней пребывания, потом каждый раз добавляли по два месяца. За продление визы нужно было доплачивать примерно $80.
— Время там летело незаметно. Вечное лето, цветы вместо листьев, рядом море — виды на миллион долларов! Две виллы на берегу — и все пустое! Гуляешь по берегу, а вокруг все закрыто. Ходишь по красивым местам практически в одиночестве.
С едой у Татьяны проблем не было. Дело в том, что женщина много лет не ест рыбу и мясо, ее основной рацион — фрукты. К тому же она с детства не переносит холод, поэтому «застревание» на острове оказалось для нее счастливым билетом в рай. На питание, говорит женщина, у нее уходило около $200 в месяц (но это с учетом того, что мяса и прочих привычных и дорогих продуктов она не покупала).
— Арбузы я ела каждый день, это была моя самая любимая ягода. Вместо воды и еды — я и дня не могла провести без арбуза. Также покупала кокосы, которые очень питательные, манго, папайи — таких вкусных фруктов я не ела никогда. Вначале я по инерции покупала овощи в рыбацкой деревеньке — огурцы и помидоры. Но они оказались специфическими, не такие, как у нас, немного безвкусные.
После этого Татьяне пришла идея посадить свои овощи. Как и почему это взбрело ей в голову, она до сих пор сказать не может. Но эта мысль задала тон всему пребыванию белоруски на таиландском острове.
Сначала женщина купила три пачки семян: укроп, огурцы и базилик. Территория вокруг отеля была огромная и вся засажена цветами. Как раз в это время Татьяна познакомилась с тайцем, который работал укротителем тигров в местном зоопарке и немного занимался цветоводством.
К слову, увлечение Татьяны цветами довольно давнее. Например, ими был украшен практически весь офис, где она работала. Перед отъездом в каждый отпуск она переживала, как растения останутся без нее.
— Я стала понемногу ухаживать за теми цветами, что росли возле моей комнаты: поливала, подрезала, подметала территорию… На самом деле, это крутые ощущения. Было жарко, но я могла работать хоть целый день.
Позже, купив три пачки семян, минчанка попросила персонал отеля выделить ей немного места. Землю возле сада она вскопала сама, посадила на грядку овощи и зелень, полола все и поливала.
— В первый раз выросли малюсенькие огурцы — и больше не росли. Таец увидел это и сочувственно покачал головой. Но я все равно не бросила свою затею. Узнала, как сделать почву, удобряла ее фруктовыми очистками из кафе — ребята из группы помогали разными идеями. Позже все стало расти все лучше и лучше.
Ближе к ноябрю русскоязычная компания попросила еще больше территории: захотели посадить манговое поле. Татьяна проращивала косточки этого фрукта в мешочках, а потом группа пересаживала их в грунт.
— В итоге мы высадили небольшой манговый сад, а позже я еще попросила место для огорода, — смеется женщина. — Ребята вскопали землю, накупили семян и посадили все что можно: базилик, спаржевую фасоль, огурцы, помидоры, перцы, баклажаны, морковь и даже зеленую гречку. И картошку, конечно же, пробовала! Но она вышла очень дохлой и не выросла, потому что в Таиланде более популярен батат.
Со второй попытки, кстати, огурцы выросли красавчиками. По вкусу они были гораздо лучше, чем покупные. Даже таец, подсмотрев затею, посадил их и на своем участке. Среди огурцов компания туристов, кстати, растила и авокадо — оказалось, эти овощи прекрасно «подружились».
Куда все это уходило? Татьяна относила овощи и зелень в отельное кафе, где из них готовили салаты и другие блюда. За работу женщине и ее коллегам по несчастью (или счастью?) не платили, люди делали это в свое удовольствие.
Кроме увлечения грядками, люди продолжали занятия по медитации, путешествовали по острову, купались в море, организовывали курсы и кружки — не жизнь, а сказка. Но зачем было утруждать себя работой, если можно было просто год чилить и жить в свое удовольствие?
— Мы посадили около 50 деревьев манго и авокадо, нашли участки по всей территории отеля. Было ощущение, что ты сделал что-то важное и классное для будущего, — этого не передать словами. Сил уходило очень много, потому что поливали все утром и вечером, когда не было дождей и так далее. Но эта радость перекрывала тяжесть труда, — делится Татьяна. — Мне бы, конечно, хотелось продолжить это дело — в Таиланде, Беларуси или других странах. Я думаю, что фрукты должны быть более доступными для людей.
По возвращении домой организм минчанки был в шоке. Резкий перепад питания и ассортимента дал о себе знать: женщине просто не было чего есть.
Кстати, из Таиланда Татьяна уезжала, никого не предупредив, потому что заканчивались деньги и дома ждали сыновья, родители и собака. Но знакомая тайка очень расстроилась, что белоруска покидает остров, и даже предлагала жить у нее бесплатно и подрабатывать нянькой для ребенка.
— Будь я свободным человеком, без детей и родителей, конечно, осталась бы. Внутри мне не хотелось уезжать, потому что там я была счастлива. Теперь я обучаюсь видеомонтажу и планирую найти удаленную работу — может быть, моя мечта вернуться все же осуществится. Уезжая, чувствовала, будто покидаю дом. У меня просто текли слезы, когда я прощалась со всем и со всеми, — подытоживает женщина и говорит, что тайцы постоянно спрашивают у ее знакомых, когда она вернется.
Жилье, по словам Татьяны, на острове можно было найти и за $200 — если скинуться на двоих, выходит вполне приемлемо. Если временами с деньгами совсем уж туго, то спать можно хоть в беседках — так даже делают местные, чтобы отдыхать в прохладе. Рис и некоторые зерновые культуры тоже очень доступны, а в супермаркетах часто проводятся «счастливые» часы: в определенное время на продукты действуют большие скидки. Подработок тоже хватает: россияне из группы минчанки предлагали услуги из того, что умели: стрижки, фотосессии, уборка и прочее.
Если вы готовы поделиться своей историей, напишите нашему журналисту на почту ds@onliner.by.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by