21 929
16 января 2022 в 8:00
Автор: Тарас Щирый. Фото: Максим Малиновский

«Наши „Коники“ круче, чем Новый год». Увидели, как проходит один из самых необычных обрядов Беларуси

Древний и далекий от Минска Давид-Городок, расположенный в Брестской области, — классное место, насыщенное историей: с брукованкой, старыми церквями и замчищем. В самый раз для тех, кто любит кататься по стране и узнавать что-то неизвестное. Тем более есть в Давид-Городке исключительно своя изюминка, которая завлекает народ и из других городов. Каждый год накануне старого Нового года местные жители устраивают обряд «Коники» — переодеваются в костюмы сказочных персонажей, берут гармошки, дудки, барабаны и с песнями вечером отправляются щедровать по улицам городка. Журналисты Onlíner отправились в Давид-Городок и увидели удивительный обряд, в котором без какой-либо обязаловки участвуют и школьники, и пенсионеры, и целые команды с местных предприятий.

Конь, Медведь, Дед и Александр Блок

Сотрудник давид-городокского музея истории Сергей Кулага в детстве сам активно ходил с «кониками», а сейчас хранит память о празднике. В музее «Коникам» посвятили целый стенд с черно-белыми фотографиями, инструментами и большой картиной. Сложно однозначно сказать, когда появился этот обряд, но он чем-то похож на «Щедрик», когда накануне старого Нового года наши предки пели песни и водили по домам козу.

— Это наша местная фишка. Обряд появился ориентировочно более 100 лет назад, во время Первой мировой войны, — объясняет Сергей. — В Давид-Городке находилось два госпиталя российской армии, и в какой-то момент солдаты решили поздравить местных жителей со старым Новым годом. Они переоделись в костюмы (среди которых был костюм коня) и вышли на улицы. Это так понравилось жителям, что в дальнейшем они сами начали так делать. Главные персонажи — Дед, Бабка, Черт, Смерть, Медведь, Лиса и, конечно же, Конь, который символизирует силу и здоровье. Эта традиция никогда не прерывалась, она существовала и при поляках, и при советах, и жива до сих пор. В 2019-м обряд получил статус нематериальной культурной ценности. Перед каждым домом, куда заходили «коники», исполняли песню «Там стояла сосна» на местном диалекте. Поют ее до сих пор. Я вам сейчас исполню.

В этот момент Сергей неожиданно взял в руки старый гармоник, стоящий на стенде, и затянул старую песню, которую этим вечером мы услышим еще не раз. Выглядело это очень душевно и искренне.

Наш собеседник в итоге так разговорился, что даже озвучил одну удивительную гипотезу. Во время Первой мировой войны относительно недалеко, в Лунинце, служил модный поэт-символист Александр Блок. И, как посчитал Сергей Кулага, Блок тоже мог участвовать в давид-городокских вечеринках. Да простит меня Александр Александрович, но я сразу представил его в костюме медведя. Если такого сюрреализма в реальности не было, то его точно нужно было придумать.

«Эти „Коники“ держат Давид-Городок!»

— Я живу на улице Рыбацкой. Если дом не увидите, скажите, что вы к Коваленко. Меня тут все знают, — за час до встречи объясняет по мобильному местная жительница Наталья Андреевна, которая участвует в обряде уже более 50 лет.

Дом нашли. Во дворе тихо, лает лишь собачка. Показалось даже, что мы опоздали и хозяева ушли щедровать, но когда дернули за ручку двери, увидели в доме накрытый стол и с десяток разодетых людей. Все они — родственники или друзья хозяйки. Многие сорвались на обряд прямо с работы, а кто-то специально под праздник взял отгул. Везде шум и гам. Чуть правее бороду поправляет Дед Мороз. Мужчина, одетый в белую рубаху и кальсоны, держит в руках странный колпак с прорезями для глаз — ему сегодня придется исполнять роль Смерти. Тут же и Мухомор с гармонью, а перед зеркалом пудрит носик перед выходом Ангел. Готовится к походу Конь. Сейчас его многие делают из пенопласта, а раньше — из двух объединенных кошей и валенка, заменявшего голову. Еще несколько минут — и они начнут, как говорят в Давид-Городке, «бегать» — поздравлять и веселиться.

— Ой, мама, сколько же я участвую в «Кониках»! Мне сейчас 70 — значит, с 1950-х, — рассказывает Наталья Коваленко. — Сначала ходила вместе с мамой, папой, дядями и тетями. Этот обычай у нас заведен с очень давних времен и продолжается сейчас. Было время, когда «Коники» [при советах] пытались запретить. Я еще в школу ходила, и тогда еще официально запрещали церковь посещать и «Коники» проводить. Милиция еще как гоняла! В основном это происходило в центре, но мы жили в урочище на окраине. Милиция до нас не добиралась, и мы все равно обряд проводили. Ну а ближе к 1990-м все вернулось, и стало уже попроще.

— На ваш взгляд, какая главная идея обряда? Колядовать? — спрашиваю собеседницу.

— Это чем-то похоже, но есть особенности. Мы идем по приглашению. Многие люди нас уже ждут. Приходим с песней, к нам выходит хозяйка — угощает, дает деньги либо приглашает за стол. Все рады. Пойдем поздравим сейчас своих, потом пойдем на праздник в центр, а потом домой, отдыхать.

Немного размявшись и потанцевав во дворе, «коники» шумно и с музыкой пошли (вернее, едва не покатились из-за гололедицы) по улице. В первом же доме никого не застали, а во втором компанию, которую возглавлял Конь, встретили хлебосольно — с чарочкой и добротной закусью.

— Принять «коников» — это у нас святое! — говорит хозяин дома Василий и то ли от эмоций, то ли от ветра пускает слезу. — Они к нам каждый год приходят. Думаю, и другие еще сегодня придут. Эти «Коники» держат город!

«Хотим показать, что в Беларуси есть такой обряд, и выйти на мировой уровень»

На улице Калинина собралась еще одна компания «коников». Сергей Туровец по случаю праздника даже взял выходной за свой счет и приехал в Давид-Городок из Минска.

— Смысл всего — в поддержании традиции и передаче ее детям, — объясняет Сергей, которому происходящее явно в кайф. — Она существует только в нашем городе. Хочется показать всем, что есть такой обряд в Беларуси, и даже выйти на мировой уровень.

Пройдя несколько улиц, ребята наткнулись еще на одну группу «коников». Ими оказались ряженые местные школьники, среди которых огромной головой выделялся Чебурашка.

— Меня зовут Евгений Лавренчук, — стаскивая огромную ушастую голову, говорит парень. — Второй раз иду. В первый меня так затянуло, что опять решил пойти с друзьями и одноклассниками. Мне нравится.

— Как думаешь, что круче — «Коники» или Новый год?

— «Коники». Как мне кажется, это более атмосферно. Очень интересно и весело. [Щедровать] ходит очень много народу. На Новый год ты с семьей за столом сидишь, а тут более динамично, более живо и интересно.

Отпустив тинейджеров, мы пошли дальше гулять по Давид-Городку и минут через 20 встретили еще одних «коников». Возле кирпичного коттеджа зычно пела разодетая группа, а солировала, стоя на ступеньках, Снегурочка.

Как только я подошел поговорить с девушкой, меня сразу со спины атаковал кто-то небольшой и невысокий. Повернувшись, я увидел двойника Попандопуло из «Свадьбы в Малиновке». Да, с фантазией тут точно неплохо.

— Мы все сотрудники больницы, — говорит Снегурочка, она же Алина Головач, работающая в местном роддоме. — «Коники» — это наша традиция и развлечение. Мне так это все нравится! Я в принципе люблю рождественские праздники, а старый Новый год у нас отмечают с колоритом. Помню это с детства. Сколько бы людей к нам ни приезжало, все в восторге от этого праздника. Нас люди заранее приглашают, чтобы мы к ним зашли! И понимаете, приятно, когда нас ждут. Они уже знают, что «больница» к ним точно придет.

Встречают «коников» реально солидно: им дают деньги, смачную ссобойку, бутылку, сладости, а дверь открывают уже со специально приготовленной и сервированной нарезкой на подносе. Так что улов (если учесть, что за вечер некоторые могут обойти порядка 20 домов) серьезный. Безусловно, кто-то ходит щедровать, чтобы немного заработать, но для большинства это своеобразный экшен, когда раз в году можно круто провести время с друзьями в необычном формате. Даже несмотря на то, что сегодня будний день, а завтра далеко не выходной — кажется, многих это не особо волнует.

«Коники», кстати, не только ходят по домам, но и время от времени тормозят машины. Взяв авто в кольцо, они поют водителям песни, а взамен ждут угощение либо рубль — иначе не отпустят. Обычно машины останавливаются, а не тормозят, как мне объяснили, в основном неместные, те, кто в Давид-Городке проездом. Были и трешовые истории.

Один из «коников» рассказал мне, что когда-то даже лег на капот, чтобы остановить машину. К счастью, все закончилось без повреждений и травм.

Немного утонув с «больницей» в местном радушии, увидели, как по дороге проносится настоящий конь с телегой, а в ней — с десяток пассажиров.

— Тормози! Это же Таранда, россиянин! — закричал мне на ухо Попандопуло.

Понять, что происходит, я сумел не сразу. Как мне объяснили, речь идет об известном артисте балета Гедиминасе Таранде. Он дружен с уроженцем Давид-Городка, Героем России Александром Дарковичем. Два года назад Гедиминас открыл здесь бальный класс и уже приезжал на «Коники». Увидеть щедрующим на Полесье звезду европейского балета — чем не новый инфоповод? В поисках Гедиминаса мы и побрели в центр, куда стекался весь народ.

Увы, артиста не идентифицировали (хотя Instagram уверяет, что в Давид-Городке в этот день он все же был), зато увидели настоящий фешен и маскарад. Были тут и Верка Сердючка, и масочник из «Игры в кальмара», и обезьяна с барабаном, и аистенок, и пират, и масса страшных и не очень персонажей. Все эти герои устроили возле сцены дэнс, закружившись в диких танцах.

На этом праздник постепенно завершался. Выезжая из центра Давид-Городка, мы заметили, как некоторые «коники» лишь только направлялись к сцене, а кто-то, не сняв с себя костюм Коня, неуверенной походкой шел по старой брукованке домой. Надвигался очередной рабочий день. Его в Давид-Городке никто не отменял.

1000 элементов, тематика города, рекомендуемый возраст 9 - 14 лет, 50х69 см
Нет в наличии
500 элементов, тематика люди/морская/мультипликация/транспорт, сюжет Гарри Поттер, рекомендуемый возраст 5 - 6 лет, 61х43 см
100 элементов, тематика животные, 31х28 см
500 элементов, тематика города, рекомендуемый возраст 9 - 14 лет, 47х33 см

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by

1000 элементов, тематика города, рекомендуемый возраст 9 - 14 лет, 50х69 см
Нет в наличии
500 элементов, тематика люди/морская/мультипликация/транспорт, сюжет Гарри Поттер, рекомендуемый возраст 5 - 6 лет, 61х43 см
100 элементов, тематика животные, 31х28 см
500 элементов, тематика города, рекомендуемый возраст 9 - 14 лет, 47х33 см

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by

Автор: Тарас Щирый. Фото: Максим Малиновский