Гомельчане Сергей и Катерина со взрослой дочерью репатриировались в Хайфу три года назад. Уже освоились, работают, отдыхают, получают удовольствие. Они нормальные живые люди, чему-то удивлялись после Беларуси, чем-то восхищались, чем-то были недовольны (но понимают, что не все же могут организовать жизнь так складно и безупречно, как в Гомеле). С помощью этих соотечественников мы сейчас постараемся беспристрастно сравнить разные стороны жизни в Хайфе (280 тыс. жителей) и Гомеле (около 500 тыс.). И немного в Тель-Авиве. Дальше чистые ощущения наших, почти без лирики.
Как ни странно, при всей куче впечатлений во время переезда первое, что удивило в Израиле, — это запах. Сразу показалось, что воздух пахнет иначе. В последующие месяцы выяснилось: не показалось. Здесь очень любят ароматизаторы в быту: в чистящих средствах, салфетках, шампунях, стиральных порошках — да во всем, куда можно их засунуть. Активно пользуются духами, дезодорантами. Первые дни в Хайфе это удивляло: проходит кто-то мимо — и сразу такая волна. Иногда прямо химия!
Мы-то в Беларуси привыкли, что шампунь, мыло, влажные салфетки и прочее надо выбирать без аромата, никаких резких запахов, резких движений. А в Хайфе вот считают иначе.
Это не плохо и не хорошо, но есть такая особенность.
Цены удивили сразу: очень высокие. Притом что мы заранее читали и старались быть психологически готовыми к такому. Потому что если начнешь переводить ценники на рубли, то просто охренеешь и так и останешься.
Сначала мы покупали очень мало, потому что денег просто не было. Когда начали работать, все наладилось. Сейчас у нас доход 12 тыс. шекелей на двоих. Это немного ниже среднего. Но этих денег достаточно, чтобы ни в чем себе не отказывать.
Ниже мы предметно сравним некоторые цены.
Здесь сбивается ориентация в пространстве. Сначала думали, это просто у нас такая странность, но нет: многие переехавшие сказали, что у них похожая проблема.
Ты идешь по улице и в конце концов возвращаешься к исходной точке, а не приходишь туда, куда надо. Ну куда это годится? Пока кто-нибудь не подскажет: вот тут надо свернуть в проулок, двигаться в противоположном, казалось бы, направлении — и тогда придешь, куда тебе надо. Да к морю еще попробуй дойди, которое вон, кажется, рядом! При этом мы в Беларуси нормально ориентируемся в пространстве, в лесу не блудим…
Самое простое объяснение — странная планировка. Хотя она все равно все не объясняет. В Гомеле улицы в основном параллельны или перпендикулярны друг другу, все логично и просто. Здесь — нелогичные загогулины. Например, один подъезд нашего дома находится на одной улице, второй — на другой, там вообще не такой адрес. И такое повсюду.
Понятно, что климат другой. 30 ноября мы еще купались… Вы тоже? Ну да, Гомель похож на Хайфу, не поспоришь.
Сейчас у нас наступила зима: днем градусов 20—24, дожди. Самое холодное время будет в феврале: ночью может быть мороз градусов 11. Плюс, плюс…
Вообще, местный климат в общей сложности нам больше понравился, чем гомельский. Даже жару здесь переносишь легче, в том числе потому, что везде кондиционеры — в помещениях, общественном транспорте.
Но вообще-то, в самую жару (это с полудня до четырех часов) на улице стараются не находиться. Воду, головной убор всегда надо иметь при себе.
Зато в зимние месяцы — что-то вроде хорошей белорусской весны.
Ну вы знаете: фишка Израиля — в разнообразии. В том числе это касается природы: на маленькой площади собраны разные природные зоны с разным климатом. Условно говоря, на Голланах — горные лыжи (ладно, пару недель в году), в Эйлате — жара и Красное море. С одной стороны горы — лето, с другой — весна. То лес, то скалы, то пустыня. Есть леса — прямо как белорусские.
В Беларуси ты можешь долго ехать, и вокруг будут одни леса. В Израиле пейзаж постоянно меняется. Это не плюсы и не минусы, это особенности.
Гомель-то тоже, считай, курортный город, мы привыкли: вышел из дома — и можно купаться, ловить рыбу, жарить шашлыки. Выяснилось, что в Израиле это все тоже очень популярно. В лесах, на берегах рек предусмотрены стоянки, есть столики, туалеты, питьевая вода. Мусорные мешки постоянно меняют и выдадут тебе, чтобы не сорил.
Оказалось, что тут тоже есть леса и в них собирают настоящие грибы! Но еще рано, вот сейчас ждем начала сезона. Уже где-то в «инсте» мелькали первые.
На самом деле такого грибного разнообразия, как в Гомельской области, тут нет: ни белых, ни подосиновиков, ни лисичек, ни бледных поганок… Мы собирали только маслята. Говорят, еще бывают рыжики, но мы сами не видели. Маслята здесь не такие, как у нас… у вас. Они раза в три крупнее, немного другой формы. И их полно — мы носили ведрами, задолбались чистить.
Пресноводную рыбу тут ловят в Иордане, других речках, озерах. Да, просто удочкой. Есть и платные водоемы.
Еще, говорят, где-то ловят раков. Ну да, прямо обычные «советские» раки… Только очень маленькие.
Черепахи по канавам ползают, но это так, чисто полюбоваться. Толку с них никакого.
С первых часов в Израиле нам все старались помочь, в том числе совсем посторонние люди. При отсутствии языка это было очень важно.
Они не стесняются улыбаться, очень открыты, добродушны. И мы убедились, что тут нет какого-то подвоха, поисков выгоды. Если, к примеру, забыл маску или еще какая-то проблема и ты обратишься в любую лавку, тебе просто дадут эту маску, поговорят с тобой, помогут просто так. У них нет в голове, что ты взамен должен что-то купить. Это и к евреям, и к арабам относится, и ко всем остальным. Так тут принято.
На рынке, даже если попробовал и не купил, все окей. Вообще, всюду заставляют пробовать: фрукты, сыр — что угодно. Был случай, когда мы только приехали из Беларуси и первый раз пошли в магазин. Все дорого, не ориентируемся вообще, в шоковом состоянии… Выбираем колбасу, и нам предлагают попробовать. Ну давайте. И продавщица отрезает нам такой шматок — на пару хороших бутербродов бы хватило! А мы в панике, не понимаем, что с ним делать, чего она от нас хочет…
Доброжелательность проявляется во всем. Когда Израиль обстреливали и у нас были эти постоянные воздушные тревоги, было особенно заметно. Прибегаешь к убежищу, даже особо не страшно, просто вытер пот со лба — а к тебе уже подходят несколько человек, спрашивают, все ли норм, воду дают. И это не специально обученные люди, а простые гражданские. В таких ситуациях они действуют очень сплоченно.
Единственный продукт, с которым у нас возникли сложности, — черный хлеб. Тут его почему-то толком не умеют печь. Есть и «Бородинский», и «Украинский», но они какие-то не такие.
Мы таки нашли так называемый «Нарочанский» местного производства. Вроде нормальный. Вот эта килограммовая буханка — 15 шекелей (12 рублей).
Все остальное как минимум не хуже, чем в Гомеле. И молочку, и горчицу, и сало, и сладости, и что угодно можно найти. Часто встречаются белорусские и российские продукты. Но тут они, конечно, в разы дороже, чем в Гомеле.
Молоко — в литровых пакетах, никаких 900 миллилитров тут не существует. Кстати, местная сметана очень хорошая. В Беларуси такую уже не выпускают. Она именно такая, как была при СССР, 30-процентная. Для крема взбивается.
Вот конкретное отличие! В Гомеле все слишком модные. Ну или хотя бы аккуратно одеты. Женщины ухаживают за собой: ногти, макияж, прически — все вот это.
Здесь к внешнему виду относятся спустя рукава. Как проснулся, так и пошел на улицу. Часто можно видеть одетых, мягко говоря, небрежно, непричесанных, с «бигудей» в голове. Сигарета, стакан кофе этот, коляска, ребенок рядом…
По этому же принципу, когда дети идут в школу, легко отличить недавних репатриантов от местных. Народ очень красивый, но совсем легко люди относятся к внешнему виду. Им пофиг.
Здесь как-то не сложилось с мусором… К этому мы так и не привыкли. Ты, как белорус, таскаешь несчастную бумажку в кулачке, ищешь мусорку — а там этим не запариваются. Много таких, которые просто бросают все под ноги или рядом с урной: окурки, бутылки, еду, посуду…
Со стола в уличном кафе убирают интересно: просто сгребают все на землю и уезжают. И это потом разносится ветром по всему Израилю.
Очень активно используется одноразовая посуда, в том числе пластиковая. На улице и даже в автобусе многие будут со стаканом кофе, так тут принято. Потом могут поставить этот стакан на тротуар, куда угодно.
Судя по всему, так делают в том числе и «советские» люди из тех, которые переехали давно. По личным ощущениям, недавние репатрианты ведут себя иначе.
В Израиле рай для котов. Их здесь куча. Они сидят на заборах, на деревьях охотятся на хамелеонов, лезут гладиться, просто загорают. Все между собой дружат — не важно, какой масти и породы. Израильтяне их любят, кормят, повсюду стоят емкости для воды.
У нас в Гомеле было два кота, при переезде мы все волновались, как быть с ними. Оказалось, все нормально, можно перевозить, все продумано. В общем, они тоже репатриировались, живут с нами.
Уличных стараются стерилизовать, но они далеко не все здесь стерилизованные. Растут как трава.
Зато диких собак тут практически не бывает.
У нас съемная трехкомнатная квартира в четырехэтажной панельке. Центральное отопление в нашем доме не предусмотрено, как и во многих других. Бывают дома с отоплением, но это не типично.
На случай зимы у нас висит электрообогреватель, но его мы включаем редко, в основном для котов. А так просто одеваемся потеплее. Вот сидим сейчас: кофта, пижамные штаны с начесом… Можно, конечно, кондиционер на обогрев включить, но мы это делаем крайне редко: не видим смысла.
Есть еще минус по сравнению с Гомелем. Там вы можете в любой момент открыть кран, и пойдет горячая вода. У нас это так не работает. На крыше стоят солнечные коллекторы. Если пасмурно, как сегодня, то вода холодная. (А летом, наоборот, из «холодного» крана горячая может течь.) Но есть еще ТЭН — можно заблаговременно нагреть воду, чтобы через час принять ванну.
Вообще-то, нас это не особо напрягает, потому что пасмурных дней мало. Даже если температура низкая, но есть солнце, вода все равно будет нагреваться.
Напомним, Сергей и Катерина с двумя котами живут вдвоем в съемной трехкомнатной квартире. (Взрослая дочь — отдельно в Тель-Авиве. У нее тоже есть некоторые наблюдения.) Говорят, сняли довольно удачно, у других получается несколько дороже, но порядок цифр в общем похожий. Покупать собственную не планируют: жилье в Израиле космически дорогое.
Считаем расходы на жилье и «коммуналку» в соотношении с доходом. На двоих он составляет примерно 13 тыс. шекелей (10 560 рублей).
Итак, аренда квартиры обходится в 2300 шекелей в месяц.
Плюс:
Итого квартира тянет 2600 шекелей (2112 рублей).
Мы купили машину полгода назад. Кстати, брали новую, без всяких там кредитов: зарплата, притом что она у нас не очень большая, позволяет нормально накопить. Но была скидка для репатриантов — 30%.
Ощущения пока такие: тут важно соблюдать правило ДДД. Даже если ты едешь по правилам, всегда лучше убедиться, что дорога свободна. Джигитов хватает. Повороты не особо показывают. И к машинам относятся лишь бы как. Если мы перед лежачим хоть сбрасываем скорость, то они не обращают внимания, хоть машина трещит по швам.
Но если не пропустишь пешехода — капец. Стараются пропускать, даже не на переходе: все будут стоять, терпеливо ждать.
Здесь практикуют такую штуку для водителей: когда долго едешь, чтобы не клонило в сон от однообразного ландшафта, стараются по-разному оформлять обочины. Кроме того, что ландшафт сам по себе очень разнообразный, создают еще какие-то объекты, кусты сажают, камней навалят, дерево посадят.
Система оплаты проезда в автобусе здесь другая: платишь за время. Полтора часа абсолютного времени — 5 шекелей (4 рубля). Причем если до истечения этих 90 минут ты успел сесть в автобус и приложить билет к считывателю, то оплата засчитывается.
Транспорт ходит четко, внутри кондиционеры, и практически всегда есть сидячие места. Обычно водитель не трогается, пока видит, что кто-то не сел. Это связано, возможно, с их манерой езды: те еще резкие гонщики.
Если садится инвалид с коляской или мать с ребенком, водитель выйдет, опустит такой пандус, загрузит. А когда надо выходить, выйдет, выгрузит.
Вообще, в Гомеле мы, считай, никогда и не видели инвалида в автобусе или троллейбусе… А тут они перемещаются очень активно, ни в чем себе не отказывают, все посещают.
Татьяна — дочь Сергея с Катериной. Живет и работает в Тель-Авиве (называет его «Тельчиком», конечно же). Ее наблюдения полезны для полноты картины. Даем прямую речь:
— Жилье супердорогое. Снимаем втроем огромную квартиру, потому что так дешевле и веселее. С каждого выходит где-то 2000 шекелей с «коммуналкой» и налогами.
По сравнению с Гомелем напрягает то, что зимой дома не теплее, чем на улице. Поэтому сижу сейчас в двух штанах, шерстяной кофте и носках, которые маман связала. И все равно мороз. Нужно воду горячую греть, бойлер жрет кучу денег…
Еще из того, чего нет в Гомеле, — тараканы летом. Не эти, советские, а здоровые летающие — им без разницы, что у тебя суперчисто. Они умирать к нам приходят. Утром обязательно находишь одного кверху лапками.
Зато мебель и технику частично можно на улице найти. Диваны, матрасы, столы, духовки — все подряд выносят.
Люди сильно отличаются от наших, вайб на улицах другой. Помню, первое время это было для меня как-то шумно, резко и агрессивно. Теперь не замечаю этого. Очень смешанный народ, все по-разному живут, и при этом вроде относительно мирно.
Тут вообще в порядке вещей общаться с рандомными людьми на улице. Улыбаться просто так, и это не выглядит подозрительно. Можно говорить всякие приятности случайным встречным. Можно прийти чинить велик, выпить с ними пива и остаться потусить, потому что клевая музыка. Нормально приходить в кофейню и первым делом бежать обнимать бариста. В общем, тут больше такого открытого, человеческого. Мне это очень нравится и подходит.
Еще тут детям внушают, что они самые крутые, и все разрешают (но при этом не дают воспитания). Может, это плюс, но непривычно встречаться с абсолютной самоуверенностью тех, кто так вырос, так как она бывает ни на чем не основана. Для меня это странно, нас учили себя любить за что-то и любили тоже за что-то.
Из минусов — многие работают хреново и очень медленные, везде опаздывают. На чиле такие, когда не надо. Это бесит, сложно привыкнуть.
Примерные цены приведены в рублях.
Продукт | Цена в Израиле | Цена в Беларуси |
Молоко (1 л) | 4,9 | 2,3 |
Яйца (30 шт.) | 20,3 | 7,9 |
Спагетти Barilla (0,5 кг) | 6,4 | 3,2 |
Сливочное масло (180 г) | 4,7 | 3,7 |
Батон (0,5 кг) | 11,4 | 1,6 |
Сахар (1 кг) | 3,25 | 1,7 |
Бананы (1 кг) | 5,6 | 3,5 |
Мандарины (1 кг) | 3,3 | 4,2 |
Картошка (1 кг) | 2,4 | 1,6 |
Мука (1 кг) | 2,7 | 1,3 |
Шоколад «Коммунарка» (200 г) | 11 | 4,8 |
Сгущенное молоко, обезжиренное, с кофе (Рогачев, 380 г) | 11,9 | 3,8 |
Крабовые палочки «Санта Бремор» (200 г) | 5,7 | 3,5 |
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by