Бубен желаний, разговоры с духами и 5642 метра над уровнем моря. Минчане хотят стать первой парой, побывавшей на высочайших вулканах планеты

10 656
27 ноября 2021 в 8:00
Источник: Каролина Губаревич

Бубен желаний, разговоры с духами и 5642 метра над уровнем моря. Минчане хотят стать первой парой, побывавшей на высочайших вулканах планеты

Источник: Каролина Губаревич

Лето 2017-го. На Кавказе дождь, лютый холод и размытые дороги. Группа альпинистов, продрогнув, разбивает палатки. Согреться нечем: гид забыл газовые баллоны. Но проходит ночь — и на небе ни облачка. Сияет солнце, кругом зеленые долины и горные пики Эльбруса. Так Константин Лапко вспоминает свое первое восхождение. За четыре года он с женой Анастасией побывал на четырех высочайших вулканах мира, не считая вулканов поменьше. Еще три — в Океании, Южной Америке и Антарктиде, — и они станут первой парой белорусов, добравшихся до самых высоких точек планеты.

«Понюхайте, как пахнет дьявол», — заговорщицки произносит Константин и протягивает кусочек застывшей серы из индонезийского вулкана Иджен. Аромат там стоит такой, что ни один турист не доберется до кратера без респиратора. От трофея же зловония почти не ощущается: видимо, даже сатана иногда принимает душ.

Дорогой «снежного барса»

На коленях у мужчины устроилась Фрида — бесшерстный пес породы ксолоитцкуинтли, чьи предки защищали ацтеков, а их наследница охраняет сокровища супругов Лапко — не только технику и детей, но и сувениры из путешествий, сгодившиеся бы для экспозиций музеев или карманов Вассермана: статуэтку Катрины, символа Дня мертвых, иранский латунный кофейник, календарь майя. И бубен желаний, когда-то принадлежавший шаману из племени Масаи. Ударишь по нему что есть мочи — и мечты сбываются. Сбылись они и у этой семьи.

— Долгое время я даже себе не мог объяснить, чем привлекают горы. Пока не прочел книгу Сергея Филимонова, белорусского «снежного барса». Автор предполагает, что в крови альпинистов есть что-то такое, чего нет в организмах других людей. И пишет, что те, кто ходит в горы, — это и поэты, и романтики, и мечтатели, — заводит разговор Константин. — А ведь так и есть. Поднимаешься в гору — кислорода не хватает, пульс зашкаливает, нос и губы синие, за плечами штурмовой рюкзак, — и проклинаешь судьбу за то, что туда потащился.

Нет чтобы на пляже лежать или в музей пойти. Но, оказавшись наверху, видя оставшиеся позади ледники, чувствуя мощь вулкана, который может рвануть, замираешь и забываешь обо всем на свете. Тут-то и наступает точка невозврата, своего рода зависимость. На сколько хватит здоровья и возможностей, столько и будешь возвращаться сюда снова и снова.

— Стоишь на вершине, самолеты рядом летают. Солнце палит так, что защитный крем и очки не спасают. А под тобой черные тучи, молнии бьют. Потрясающее зрелище! — подхватывает Анастасия. — Нет ни одной простой горы: где-то сумасшедший ветер, где-то снега так много, что проваливаешься по пояс и выбиваешься из сил, выбираясь из ловушки. Многие не справляются и возвращаются. А ты продолжаешь идти, несмотря ни на что, и радуешься, осуществив мечту. Раз сделал это, значит, и все остальное по силам.

Топ-менеджер крупной торговой компании Константин и научный сотрудник Института биоорганической химии НАН Беларуси Анастасия женаты 13 лет. Их любовь к путешествиям — это семейное. «Поездки объединяют нас», — говорят они. Раньше супруги исследовали Таиланд, Камбоджу, Китай и другие страны и не подозревали, что когда-нибудь предметом их обожания станут и вулканы.

«Ходи высоко — спи низко»

На это как будто намекала сама судьба: в ноябре 2010 года на свет появился первенец пары, Степа. В этот же день в Индонезии произошло извержение вулкана Мерапи. Лава выжгла все живое, погибли сотни человек. Минчане своими глазами увидели последствия разгула природной стихии: сгоревшие дома, расплавленную технику. Но случилось это позже. А началось все в один мрачный, холодный день. Домочадцы смотрели «Мою планету», речь шла об Эльбрусе. Решили: «Было бы прикольно там побывать».«Давай попробуем?»«Давай!» Купили тур и стали готовиться: бегать по лестнице на свой 16-й этаж — Костя с 15-килограммовым рюкзачком, Настя налегке.

— Неподготовленный человек при всем желании не сможет сразу зайти на вершину. Первое правило в альпинизме — «Ходи высоко — спи низко». Поднялся на определенную высоту, отдохнул, попил чаю, спустился, переночевал. И так несколько дней подряд, каждый раз поднимая планку. Параллельно снежно-ледовые занятия, чтобы знать, как закрепиться на склоне и не сорваться. Экстремальных ситуаций, к счастью, не было, не считая, конечно, горной болезни, — произносит Константин, посматривая на жену.

— Симптомы «горняшки» были у всех участников той экспедиции. Я взяла хорошую аптечку, но лекарства помогли не всем. А если у вас признаки кислородного голодания, выход один: нужно спускаться. Из той экспедиции до вершины дошли не все. Я же чувствовала себя великолепно: ни тошноты, ни головной боли, ни учащенного сердцебиения. Лишь на седловине Эльбруса что-то пошло не так, меня выворачивало наизнанку, но мы не свернули с пути, — продолжает Анастасия.

Вид с высоты в 5642 метра неописуемый. Но насладиться красотами искатели приключений не успели: начался страшный буран. Разглядеть что-либо сквозь снежную пелену можно было лишь на расстоянии вытянутой руки. Члены экспедиции развернули белорусский флаг, зафиксировали достижение и осторожно, шаг в шаг, стали спускаться. Вспоминая то восхождение, альпинисты признают: мало тренировались. Поездка на Кавказ была для них сродни отдыху в Турции или Египте.

Разговоры с духами

Но опасности не остановили супругов — наоборот, уже через полтора месяца чета Лапко стала готовиться к восхождению на Килиманджаро. Об этом вулкане Константин мечтал с детства. «Сюжеты из книги Хемингуэя будоражили мое воображение задолго до поездки», — делится он. Спустя пять месяцев муж и жена сложили альпинистское снаряжение и отправились в путь.

— Это восхождение заняло пять дней: три с половиной наверх и полтора вниз. Настя чувствовала себя прекрасно, она буквально забежала на вершину — а это 5895 метров над уровнем моря. А у меня начались галлюцинации, чуть ли не с духами разговаривал. Переставляю трекинговую палку с места на место, а она рисует в воздухе очень красивый узор, который отрывается от нее, увеличивается и маячит на фоне гор. Хорошо хоть таблетки спасли, — вспоминает Константин.

За восхождение на высочайшую точку вулкана, пик Ухуру, пара получила золотой сертификат от национального парка Килиманджаро. Но не только заснеженными пиками запомнилась Танзания.

— Поехали мы на сафари в национальный парк Серенгети. Жили в брезентовых палатках. Вышли ночью, смотрим на Млечный Путь, до которого рукой подать, рты раскрыли. Слышим, возле кухни возня: местные кого-то гонят. Свечу фонариком — а прямо на нас летит гиена. Испугалась света, свернула, остановилась в стороне и смотрит, — говорит мужчина. — Но это еще что. Перед Танзанией мы сделали прививки. Инфекционист предупредила: если на протяжении года после путешествия поднимется температура, обращаться к врачу. А меня там укусила муха цеце, и по возвращении в Минск мне стало плохо. Пришел к медикам, рассказал — они чуть со стула не упали. Но все обошлось, оказалось, обычная простуда.

Правильная зависимость

Как игроки не видят смысла жизни без казино, а татуировщики — без очередного рисунка на теле, так и супруги Лапко не представляли, каково это — перестать заниматься альпинизмом. Вот и отправились вместе с детьми, 8-летним Степой и 3-летним Семеном, в Индонезию. За две недели побывали на пяти вулканах: Тангкубан, Папандайян, Мерапи, Бромо и Иджен.

— Специальной подготовки для ребят не требовалось. Мы, взрослые, держали такой темп, чтобы малышам было несложно подниматься. Вернуться не хотели, наоборот, они были восхищены видами, им хотелось двигаться дальше, чтобы увидеть что-то новое и необычное, — утверждает Анастасия.

— Лаву мы никогда не видели. Зато натыкались на фумаролы. Как-то с мальчишками спустились в кратер вулкана к гейзеру, чтобы сварить яйца. Готовим их, а я никак не могу понять: почему пятка горит? Смотрю — а там маленькие фумаролы. Пришлось выбираться оттуда, чтобы не поджариться, — продолжает ее муж.

По его словам, еще ни один белорус не осилил мировую программу в альпинизме «Семь вулканов». У Анастасии и Константина есть все шансы ее выполнить. Позапрошлым летом минчане взяли еще одну вершину — Демавенд, что на севере Ирана. Высшая точка — 5610 метров над уровнем моря. К тому моменту минчане вступили в федерацию альпинизма, научились самостоятельно организовывать свои восхождения.

— У многих на слуху, что в Иране не совсем спокойно и безопасно. На самом же деле мы были в восторге от Тегерана с его прекрасными жителями и погодой. Такой она была и в день, когда мы планировали взойти на Демавенд. У подножья горы светит солнце, 40 градусов жары, ничто не предвещает беды. Но вскоре небо затянулось, началась буря. Кругом туман, ветер продувает насквозь, ресницы, брови и волосы, выбившиеся из-под шапок и капюшона, вмиг обледенели. На руках у меня три пары перчаток — флисовые, синтепоновые и пуховые, на теле две кофты и штормовая куртка, на ногах ботинки с кошками (альпинистское приспособление для увеличения противоскольжения. — Прим. Onlíner). Все это, впрочем, не стало помехой на пути к цели, тем более что ни я, ни Костя не почувствовали горной болезни, — улыбается Анастасия.

Прошлой зимой она с мужем взошла на Ла-Малинче и Орисабу в Мексике, а летом этого — на вулкан Пичинча в Эквадоре. До мечты осталось всего три: Охос-дель-Саладо в Чили, Сидлей в Антарктиде и Гилуве в Океании.

— Нас все называют покорителями. А мы отвечаем, что не покоряем вершины — горы и вулканы позволяют нам взойти на них. Среди альпинистов есть такой обычай: спустившись с вершины после удачного восхождения, поблагодарить гору за то, что разрешила взойти и отпустила. А друг друга альпинисты поздравляют не с покорением, а просто говорят «С горой!» — резюмирует Константин.

— Мы всегда очень тщательно прорабатываем все путешествия, расписываем их по дням, изучаем тонкости страны и места, нюансы, связанные с маршрутом. Делаем это всегда вместе, обсуждая досконально. А уже во время пути очень важно, что позади или впереди тебя идет человек, который готов сделать для тебя все возможное в случае форс-мажора, а ты готов сделать то же самое для него, — уверена Анастасия.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by