12 142
26 ноября 2021 в 18:30
Источник: Антон Мацулевич

От Адель до Idles. Десять альбомов ноября, которые стоит услышать

В ноябре музыкальные стриминги рвались от новых альбомов, будто музыканты всего мира хотели успеть разобраться с релизами до декабря и рождественских чартов. Судите сами, в этот обзор не вошел альбом Дэйва Гаана, не хватило места Elbow и еще паре-тройке лонгплеев, которые в любой другой месяц считались бы за счастье. Зато в этом обзоре есть Адель, Роберт Плант, Стинг, Idles и еще шесть примечательных альбомов. Включайте, слушайте и наслаждайтесь вместе с нами.

Adele

30

В своем четвертом полноформатном альбоме Адель страдает настолько профессионально, что, кажется, дальше уже некуда. Серьезно, эмоции, которые транслирует певица, понятны: развод, материнство, репутация — все это было до нее много раз и, скорее всего, будет еще не однажды. Но у Адель получается исполнить все это таким образом, чтобы никто в трезвом состоянии не осмелился пойти в караоке — выплеснуть там все эмоции и боль.

Британская певица не только идеальная ролевая модель, но и блестящая исполнительница, которая делает настолько сложные и еле уловимые вещи, что повторить их практически невозможно. И плевать, что над альбомом работала целая куча продюсеров из Швеции, США и Великобритании, что рекламная кампания то ли альбома, то ли нюансов личной жизни Адель по трафику наверняка опередила в цифрах любые стриминги. Главное — нужные люди подобрали для блестящей певицы подходящий саунд, лаконичный и матовый, и благодаря этому практически каждая песня в альбоме раскрывается как-то по-особенному. Сперва кажется, будто ты только что прослушал сборник из разряда Best Ballads, а потом понимаешь: весь этот сборник спел один очень талантливый человек. И это очень круто.

Silk Sonic

An evening with silk sonic

Впервые два выдающихся современных певца Бруно Марс и Брендон Андерсон встретились в 2017 году во время европейской части тура Марса в поддержку альбома 24К Magic. Музыканты быстро сдружились и спустя совсем короткое время уже выступали в прессе с заявлениями, будто работают над совместным проектом, в котором Бруно Марс будет отвечать за гитары и пианино, а Андресон Пак займется ритм-секцией. На реализацию этого проекта, получившего название Silk Sonic, ушло четыре года. Это, конечно, связано с перфекционизмом обоих музыкантов и их востребованностью.

Дебютный альбом звездного дуэта вышел в ноябре. Его сопродюсером значится авторитетный мужчина D’Mile, а среди приглашенных звезд — фанковый гуру Бутси Коллинз и самый востребованный бас-гитарист современности Thundercat. То есть от An evening with silk sonic хотя бы по вывеске можно было ожидать очень мощного материала, и, в принципе, так оно и получилось. Это крепкий альбом двух больших профессионалов, которые с одинаковым успехом выдают респекты классическому каталогу Motown, рубят энергичный фанк и цитируют Коллинза в его же присутствии. Наверное, эта запись может показаться слишком ровной и выхолощенной, будто засахарившейся в своем намерении понравиться всем, но по-другому она и не могла звучать: артисты такого калибра не умеют делать иначе.

Idles

Crawler

Бристольские панки Idles выпускают новый материал так стремительно, будто взаправду боятся потерять позиции в эпоху цифровой интоксикации именами, названиями, мемами и песнями-однодневками. При этом каждый новый альбом британцев значительно отличается от предыдущего. Панк-речовки и песни-гимны сменяются яростными боевиками и околополитическими лозунгами, веселье вдруг превращается в беспросветный мрак, а саунд пляшет от пост-пост до пост-пост-пост, что бы это ни значило для вас.

Crawler — это самая мрачная работа Idles, в которой гораздо более ощутимо влияние постпанка: монотонная ритм-секция, раскатистые гитары и даже временами замогильный и почти безэмоциональный вокал обычно экспрессивного валлийца Джо Талбота. В этом плане Crawler стремится куда-то в сторону другой модной британской группы Fountaines D.C., хотя и куда более изобретателен в плане подхода к аранжировкам.

В Британии новый альбом Idles приняли прохладнее, чем Ultra Mono, выскочивший в какой-то момент на первое место в чартах. С другой стороны, его обильнее хвалит критика, и это вполне объяснимо: Crawler — более цельная, изобретательная и просто красивая работа, если такой эпитет вообще применим к музыке Idles.

Converge & Chelsea Wolfe

Bloodmoon: I

Коллаборация Converge и Челси Вулф уже по вывеске тянет на главный дуэт года. Бескомпромиссная, но при этом очень изобретательная хардкор-метал-группа и разносторонняя готичная артистка должны были сконструировать что-то очень мощное. Достаточно вспомнить последние работы обоих проектов. Converge четыре года назад выпустили крутейший The dusk in us, который с одинаковым энтузиазмом расхваливали и Pitchfork, и Rolling Stone. Челси Вулф в 2019 году представила шестой полноформатник Birth of violence — мрачную фолк-запись, где нашлось место и отличным поп-номерам вроде Deranged for Rock & Roll.

Ожидания от коллаборации оправдались. Музыканты отлично дополняют друг друга: там, где нежному уху слишком громко, слух ласкает своим отрешенным вокалом Вулф, там, где устаешь от дроуна и хочешь выкрутить ручку громкости, вступает Джейкоб Бэннон — и тогда уже мало не покажется. В Bloodmoon: I найден, кажется, идеальный для экстремальных жанров баланс между монументальностью и хаотичным рубиловом, ортодоксальностью и эклектикой, маскулинностью и утонченностью. Крутая работа двух крутых творческих единиц, которая вполне может расширить аудиторию каждой из них.

Damon Albarn

The nearer the fountain, more pure the stream flow

Если в 90-е Дэймон Албарн и проиграл братьям Галлахерам битву, то на дистанции оказался куда более разносторонним и плодовитым музыкантом. Даже если не касаться главного поп-проекта Албарна Gorillaz, в совокупности мы можем наскрести материал на две-три биографии приличных музыкантов — от The Good, the Bad & the Queen до Africa Express. Дэймон Албарн будто живет в режиме постоянного поиска и эксперимента и поэтому каждый раз записывает интересный и нетривиальный материал. Забавно, но при этом The nearer the fountain, more pure the stream flow — всего второй сольный альбом экс-лидера Blur, хотя в его создании принимал участие целый оркестр: в списке значится 18 человек, включая старого товарища и соавтора Албарна Саймона Тонга. Он был сессионщиком Blur и Gorillaz, частью The Good, the Bad & the Queen, то есть постоянно находился рядом и был важным участником творческого процесса, а в данном случае записан соавтором практически всех композиций в альбоме.

The nearer the fountain, more pure the stream flow рожден под впечатлением от поэмы английского поэта Джона Клера. Это тихая интимная запись, которую нужно слушать очень внимательно. Чтобы уловить оттенки и настроение, почувствовать все, что хотели передать музыканты. Можно сказать, у Албарна вышел самый осенний альбом сезона — меланхоличный и утонченный, красочный и удивительно цельный, учитывая международный состав участников. Включайте и наслаждайтесь.

Makthaverskan

För Allting

Шведская группа с непереводимым названием Makthaverskan могла бы остаться среди множества безымянных коллективов из страны с бешеным музыкальным экспортом, но однажды на ребят обратили внимание западные музыкальные издания. Они отмечали умение шведов разбавлять довольно приторные мелодии гитарным шквалом, а еще хвалили за любовь к постпанку 80-х (хотя этим уж точно никого не удивишь). Дошло до того, что у Makthaverskan теперь даже есть страничка в русской «Википедии», — считайте, что вы будете слушать альбом известной шведской группы.

Если собирать вокруг музыкантов облако тегов, то первыми на ум приходят Cocteau Twins и расфокусированный, туманный японский дрим-поп — правда, для полноценной аналогии с восточной музыкой у Makthaverskan довольно резвый и четкий вокал Майи Мильнер. Но в целом вы теперь имеете представление о том, что вас ожидает. Обаятельная гитарная музыка с понятными и достойными ориентирами, действительно красивые мелодии, классный саунд — насколько модный, настолько же и самобытный. В общем, För Allting — это прекрасный повод познакомиться с не такой уж обширной дискографией шведского коллектива. Она заслуживает внимания.

Robert Plant & Alison Krauss

Raise the roof

До 2007 года имя Алисон Краусс было известно в Восточной Европе разве что большим знатокам традиционной американской музыки, зато про Роберта Планта знал каждый. Именно в этом году Плант и Краусс создали совместный альбом Raising Sand, получивший в итоге «Грэмми». Продюсировал его маститый T-Bone Burnett, большой мастер во всем, что касается блюза, кантри и смежных стилей. С тех пор прошло много времени: Элисон Краусс была введена в Международный зал Славы блюграсса, Плант записал несколько крутых сольных альбомов — и в итоге спустя 13 лет вся эта компания решила повторить успех Raising Sand и уселась записывать второй совместный альбом Raise the roof.

Если честно, сейчас Raising Sand кажется слишком приторным и прямолинейным. Наверное, в том числе эти качества принесли ему такой широкий успех. Его продолжение более камерное и изобретательное: T-Bone Burnett нарулил здесь отличный звук, в котором каждый инструмент играет свою важную роль, аккомпанирует и солирует одновременно, но в то же время не мешает раскрываться голосам Планта и Краусс. Певцы при этом гораздо меньше выступают дуэтом — у каждого своя роль и партия, и благодаря этому в записи куда меньше той самой приторности. Вряд ли Плант и Краусс смогут снова получить хотя бы номинацию, хотя на самом деле эта работа заслуживает значительно больших комплиментов. Сочная, интеллигентная и бесконечно красивая запись!

Claire Cronin

Bloodless

Клер Кронин — писательница, ученый и музыкант. У американки есть ученые степени, а изучает она преимущественно американскую поэзию XX века и современность, ужасы, оккультизм, смерть и спектральность в визуальных средствах массовой информации. В 2019 году она записала прекрасный Big Dread Moon, про который мы рассказывали неоднократно: это медленный, мрачный и эмоциональный фолк, спетый под гитару и украшенный атмосферными и потусторонними звуками и эффектами.

Новый альбом Кронин проиллюстрирован настолько же странной обложкой и по настроению едва уловимо отличается от предшественника. Разве что акустической гитары стало гораздо меньше — теперь уже вся эта угрюмая готическая песнь заслужила полноценное инструментальное сопровождение (в четырех песнях засветился даже клавишник Deerhoof Джон Дитрих, он же занимался мастерингом альбома). Bloodless Клер записывала дома с мужем Эзрой, который при этом выступил перкуссионистом, гитаристом и сыграл на альте. Итог получился примечательным: песни Кронин все такие же монотонно-безжизненные, но при этом потусторонне-притягательные. Ты просто погружаешься в этот мир, и он обволакивает тебя до конца хронометража Bloodless. Новая работа Кронин если не лучше Big Dread Moon, то, по крайней мере, ничуть не уступает своему предшественнику.

Makaya McCraven

Deciphering The Message

Главный энтузиаст в мире джаза продолжает открывать широкой публике удивительный мир, с которым раньше сталкивались разве что большие знатоки. Чтобы придумать свой новый проект Deciphering The Message, Макайя Макрэйвен получил доступ к архивам культового джаз-лейбла Blue Note и заимел возможность использовать семплы из обширной фонотеки по своему усмотрению. Но этот альбом не просто микс из стареньких записей, а большое постмодернистское путешествие: для его создания Макрэйвен пригласил талантливых современных музыкантов и проложил прочный мост между традицией и будущим джаза — по сути, это переосмысление джазового коллектива как такового, игра со смыслами что по форме, что по содержанию. Это отражается даже в названиях композиций, которые как бы играют с первоисточником в свою веселую игру.

При этом запись (как и другие альбомы Макрейвена) лишена высоколобого снобства. Она как бы предлагает слушателю самостоятельно найти первоисточник и сравнить его с современной версией — то есть не только получить какое-то эстетическое переживание, а еще и заняться самообразованием. В этом, пожалуй, и заключается главная ценность работ Макайи Макрэйвена. Но даже если вам сильно лень копаться, искать и вникать — просто послушайте альбом от начала до конца: удовольствия будет не меньше, просто все закончится гораздо быстрее.

Sting

The Bridge

Последний полноценный сольный альбом Стинга выходил пять лет назад — это была первая рок-запись музыканта с 2003 года. Потом возникла коллаборация с ямайским музыкантом Шэгги, спорный сборник My songs — и в итоге британец созрел для оригинального полноформатника The Bridge, записанного, увы, под гнетом не самых приятных обстоятельств. В описании альбома указано, что он появился «в год глобальной пандемии, личных потерь, разлук, неурядиц, самоизоляции и чрезвычайных социальных и политических потрясений».

Лаконичный The Bridge хронометражем меньше 40 минут, хотя Стинг успевает не только спеть несколько отличных песен, но и высказать респект самому себе в композиции For her love, удивительным образом напоминающей Shape of my heart. Конечно, можно было бы пройти мимо этой записи и тегнуть ее как «еще-один-альбом-стинга», но она какая-то слишком обаятельная и свежая. Будто музыкант избавился от невидимого груза и просто записал на классе песни, от которых сам как следует кайфанул.

беспроводные наушники с микрофоном, вставные, портативные, Bluetooth, быстрая зарядка, время работы 5 ч, с кейсом 24 ч
беспроводные наушники с микрофоном, внутриканальные, портативные, Bluetooth, быстрая зарядка, время работы 8 ч, с кейсом 28 ч, активное шумоподавление
беспроводные наушники с микрофоном, внутриканальные, портативные, Bluetooth, 20-20000 Гц, время работы 7 ч, с кейсом 30 ч, активное шумоподавление

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by

Источник: Антон Мацулевич
Без комментариев