Птичку жалко. Готовимся к встрече сезонных гостей, считаем сов и мажем шишку маргарином

11 октября 2021 в 8:00
Автор: Андрей Рудь. Фото: Мария Амелина, Семен Левый, wikipedia.org, curious-world.ru

Птичку жалко. Готовимся к встрече сезонных гостей, считаем сов и мажем шишку маргарином

Автор: Андрей Рудь. Фото: Мария Амелина, Семен Левый, wikipedia.org, curious-world.ru

«…А зимой с Северного полюса к нам прилетают снегири. Кто там вертится!» — так говорила наша строгая, унылая и нелюбопытная учительница. Ладно, каких только дремучих людей не носила в себе система образования. Эта женщина врала детям не со зла, так же когда-то наврали в голову ей. Зима близко, но мы еще успеем разобраться, какие птицы, откуда на самом деле и зачем к нам скоро поналетят (наверное). И что с этим делать.

Снегирь — неудачное название

Ладно, сначала про снегирей. Это самая подлая, живучая и бессмысленная мистификация со стороны взрослых. Многие дети потом всю жизнь верят, что эта птица на зиму прилетает к нам из каких-то суровых краев, где ей становится совсем уж невмоготу. Из Сибири и с Северного полюса (а Сибирь, как известно, находится на Северном полюсе).

Специалист по природоохранным вопросам «Аховы птушак Бацькаўшчыны» Семен Левый рушит древнюю легенду.

— Снегирь — вполне обычная для Беларуси птица, он спокойно живет у нас круглый год. Просто обитает обычно в лесу, а в город может прилетать зимой — за кормовой базой. Тогда мы его и замечаем, а в лесу-то мало кто видит. Хотя мы вполне можем слышать, не зная, что это как раз снегирь.

Возможно, популярное заблуждение связано как раз с русским названием: будто бы он живет среди снегов. На мой взгляд, его белорусское имя — гіль — более правильно отражает реальность. Если послушать, он будто бы произносит это свое имя.

Семен объясняет, что «гілю» нужно от людей, зачем он прилетает. Да, в общем, ничего. Просто в городе есть семена клена, другие ресурсы, до которых проще добраться и требуются меньшие затраты энергии, чем для расковыривания, например, сосновой шишки.

Приготовьтесь, возможно, скоро мы сможем полюбоваться на их красные животы.

Запоминаем: свиристель — он

Левый напоминает: свиристель — мужского рода. Эти модные крикливые птицы в зависимости от обстоятельств имеют свойство появляться в городах уже с октября. Они толпами сидят на рябинах, «свиристят», что-то жарко обсуждают. И всякий раз — уж десятки лет — горожане, увидев их, неизменно принимаются выяснять, что за чудо прилетело. Ну что с горожан возьмешь. Скажите спасибо, хоть снегиря запомнили…

Свиристель — тоже наша исконная птица, далеко не мигрирует, максимум на зиму сместится немного южнее. Может перебраться туда, где остались рябина, калина, девичий виноград. Объели объект — полетели дальше.

— Вообще, птицы нормально переносят низкую температуру, — объясняет Семен. — Основная причина миграций — это не холода сами по себе, а погоня за кормовой базой.

Ходят легенды о том, что свиристели умеют пьянеть, наевшись забродивших ягод. Начинаются проблемы с координацией, валятся с веток… Потом отходят, стыдно за вчерашнее. Увидите такое — расскажите нам.

Еще, будто бы наевшись от жадности мороженой рябины, они могут переохлаждаться и падать в обморок. Семен Левый, впрочем, сомневается, что такое возможно: температура тела у птицы — 40—42 градуса, ее сложно заморозить таким способом.

Квартиранты

Зима — это возможность для горожанина увидеть некоторые недоступные в обычное время диковины. Повышается вероятность встретить в городских парках нормальных диких птиц, а не только голубей.

Настоящих дальних мигрантов не так уж много. Например, из сибирской тайги прилетает щур.

Из настоящих диковин — полярная сова. Говорят, тоже может у нас зимовать.

Из местных, но малозаметных — клест.

Или поползень.

Может заявиться длиннохвостая неясыть.

Просто смотрите во все глаза.

Сколько сов?

С холодами в города подтягиваются далеко не только традиционные сезонные мигранты, к которым мы кое-как привыкли. Например, совы находят здесь свой интерес. В некоторых парках (в том числе Минска) их уже можно высматривать на деревьях. Кстати, в Лошицком парке, по словам Левого, прошлую зиму провели больше десятка ушастых сов. Искать их — занятный спорт.

Это фото Семен сделал в Кобрине. На нем больше одной ушастой совы. Сколько насчитаете вы? (Картинка увеличивается.)

* Правильный ответ — в конце статьи.

Учитывайте, что беспокоить сов нельзя. Спугнете днем — их могут заметить и обидеть врановые.

Так кормить или не кормить?

Как помочь птицам зимой? И надо ли?

Мы иногда забываем и не замечаем, но по поводу птичьих кормушек идет война не хуже, чем вокруг феминитивов или углеводородов.

Популярная и простая позиция: надо подкармливать, помогать пернатым в трудные времена.

Непопулярная позиция, требующая внутренней мощи: кормить нельзя, мы так только вредим, мешаем естественному отбору и ослабляем популяцию.

В этот спор не полезем, просто представим, как бы мы действовали, если бы относились к первой группе. (Во второй-то никак не надо действовать — только любоваться и не мешать.)

Вообще-то, городские птицы давно рассматривают людей как источник благ и полноценный элемент биосистемы. Если мы исчезнем, они загрустят. Баланс полетит к чертям, мы его важная часть. И кормушки давно стали частью этого социального соглашения: мы — еду, нам — ощущение добродетели, щебетание и милое зрелище.

Готовим шишку

С изобретением пластиковых бутылок индустрия кормушек воспряла. Конструкций и идей полно. Пластик, который все ненавидят, позволяет устроить простой и вечный дозатор.

Чем кормить и чем не стоит?

— Бесполезно сыпать крупную твердую крупу вроде перловки, риса, гречки, — перечисляет Семен. — Куски хлеба или батона могут оказаться бесполезными: на морозе они каменеют. Нечищеные семена подсолнуха — можно, но на удаление скорлупы птице придется тратить лишнюю энергию, а зимой это нежелательно. И эти семечки не должны быть жареными или солеными. Можно ячневую крупу, просо, сечку. Если отнестись совсем уж серьезно, то на Комаровке большими картофельными мешками продают так называемую «птичку» — такие дробленые семена подсолнуха, некондиция. Этот корм прекрасно подходит. Главное — регулярно наполнять кормушку. Иначе от нее больше вреда, чем пользы.

В АПБ еще учат детей делать фирменную кормушку, которую считают наиболее эффективной.

— Нужна шишка, желательно еловая, но сосновые тоже подойдут. Кладете ее на батарею, чтобы раскрылись чешуйки, только не передержите. Также надо подготовить специальное тесто. На одну еловую шишку потребуется примерно четверть пачки маргарина. Его надо смешивать с мукой, пока тесто не перестанет липнуть к рукам. И потом наносите этот состав «против шерсти», чтобы он как следует попал под чешуйки. Еще семечек можно напихать. Потом вешаете в зарослях, только не делайте нитку слишком длинной. Ну и любуйтесь из окна… Дело в том, что этот состав очень калорийный, малого количества хватает, чтобы восстановить энергию. Кроме того, не замерзает, его не смоет дождь.

Неестественная убыль

Пока мы тут будем разглядывать прибывших на зимовку гостей, наши собственные аисты, журавли, подорлики, скворцы, кукушки, многие другие земляки проводят время в более удобных местах. Кто-то предпочитает Западную Европу. Кто-то зачем-то долетает до Южной Африки.

Это прекрасно, но есть проблема. Семен Левый говорит, что весной наши возвращаются далеко не все. В том числе виды, которые даже с натяжкой сложно считать съедобными. Белорусские аисты, например. Или орлы.

Мальта, Кипр, Ливан — самые опасные территории на пути миграции «белорусов». По запросу «охота на птиц Ливан» можно посмотреть горы убитых аистов и разнообразной мелюзги, которыми меряются местные джигиты.

Может, им просто очень хочется кушать?

Семен утверждает, что особой практической надобности в такой добыче нет, в большинстве случаев птиц даже не едят. Они нужны только для фото: парни любят класть такое в соцсети. Чем разноцветнее или крупнее добыча, тем больше лайков.

— В Ливане просто палят без разбору из всего, что есть, — рассказывает Семен. — Потом втыкают головы аистов в песок, фотографируются… А, например, на Кипре любят ловить перелетных птиц клейкими ловушками. Так гибнут миллионы. Формально это запрещено, но местные службы относятся к такому промыслу с пониманием: местные традиции…


* На дереве сидят как минимум шесть ушастых сов. (Спасибо читателям, которые разглядели шестую. Возможно, это не предел.)

Читайте также:

текстиль, универсальный размер, черный
резина, для Volkswagen Polo V, 2009-2015/Volkswagen Polo V Рестайлинг, 2014-2020/Volkswagen Polo VI Хэтчбек, 2017-н.в., черный, с бортиками/с перемычкой/накладка под пятку
полиуретан, для Volkswagen Polo V, 2009-2015/Volkswagen Polo V Рестайлинг, 2014-2020, черный, с бортиками

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by