18 282
25 августа 2021 в 10:16
Автор: Артем Беговский. Фото: Александр Ружечка

Посмотрели, как в Минске живет школа пилотов. Цены на топливо здесь бьют все рекорды

Дело было в начале мая, деревья стояли голыми, в определенных местах подавали признаки жизни серые кучи снега, а в небе еще мог оставить конденсационный след латвийский борт AirBaltic. Именно в это время мы посмотрели, чем живет белорусский клуб пилотов, на чем летают воздушные асы и сколько стоит час такой забавы (спойлер: по цене автомобиля студента). В общем, если хотите оценить вид из кабины вертолета — вам сюда, а Виталий Баранов, летный директор «Даймонд Авиа центра» расскажет о том, сложно ли научиться управлять вертолетом.

Матерые пилоты, такие как Виталий Баранов, который в воздухе будто провел времени больше, чем на земле, вспоминают пословицу: «Научить летать можно и медведя, вопрос лишь, как он будет летать». Нас летать учить не надо, просто покатайте. Но сперва небольшой ликбез.

Вертолеты у нас не востребованы, но обучение стоит 50 000 рублей

Пилотом вертолета сегодня может стать практически любой желающий, главное, пройти медкомиссию и подкопить кучу деньжат. Обучают будущих героев фильма «Черная акула» в Белорусской государственной академии авиации, наши пилоты тоже не прочь поделиться опытом и взять бразды обучения в свои руки, но, увы, пока не разрешают.

— Обучение  у нас состоит из двух этапов, первый — чисто теоретическая часть, как в автошколе. Часов примерно столько же — 180. В процессе ученики знакомятся с 12 дисциплинами, некоторые из них очень важные, такие как метеоподготовка, матчасть и аэродинамика (ходит даже басня, что списывать и делать шпаргалки на этот предмет нельзя, негласное правило учащихся), есть и не очень существенные, типа борьбы с коррупцией. В последние десять лет появился еще один, на мой взгляд, важный предмет — управление ресурсами кабины экипажа, по-другому, психологический фактор. Там вас настраивают на работу в команде, чтоб не было катастрофы, — рассказывает инструктор.

Абстрагируемся от катастроф в небе и обратим внимание на катастрофу в кошельке. Быть пилотом — это дорого, примерно 50 000 рублей за полный курс обучения придется отдать. Сумма выходит понятной, так как один час в воздухе для курсанта обходится в 1000 рублей (вот так за полтора часа сгорает средняя зарплата в стране), плюс теоретическая подготовка в академии — 1200 рублей, медкомиссия — до 200 рублей, ну и фирменный конспект за «соточку», куда без этого.

— Наши вертолеты Robinson R44 за час полета сжигают около 60 литров топлива. Литр топлива везде стоит по-разному — от $3,1 до €3,4, в России дешевле, но там и топливо немного другое. Плюс в эту стоимость входит зарплата мне — инструктору, менеджеру, инженерам, плюс амортизация, масла, ну и налоги, конечно же. Когда вертолет налетает 2000 часов или отстоит в гараже 12 лет, он должен пройти «капитальный ремонт»: меняется почти вся начинка, включая двигатель. Стоит это примерно $200 000, поэтому в конечную цену ложится и эта неминуемая процедура. Сами вертолеты стоят $450 000, б/у — в два раза дешевле. 

Несмотря на стоимость обучения, желающие все же есть, группы набирают от 6 человек. Сами навыки управления вертолетом в нашей стране, конечно, мало где применяются, но всегда можно стать инструктором и летать уже за счет компании.

— У нас в Беларуси вертолеты не востребованы, тут для них работы нет, потому что сеть дорог хорошо развита, а вертолеты нужны там, где их нет. Такие вертолеты из авиации общего назначения, как наши Robinson R44, применяют для обзорных полетов, воздушных экскурсий, для бизнес-клиентов, когда людям нужно быть мобильными, и в туристических маршрутах. У нас очень большой поток клиентов именно в развлекательном направлении, и мы зачастую даже не успеваем с полетами, — продолжает Виталий.

А там, где востребованы, — платят $10 000, учебу отобьете за два месяца

Виталий охотно делится своим летательным опытом, он работал в российской авиакомпании Utair, выполнял миссии ООН в Африке, тушил пожары в Турции.

— Я проработал в Африке восемь лет, финансирование очень хорошие, около $10 000 в месяц, но при этом восемь месяцев в году ты находишься в горячей точке, а те четыре месяца, что остаются, не факт, что ты будешь дома: идет переподготовка, тренажеры, мероприятия, связанные с поддержанием формы. По итогу с семьей в году видишься два месяца.  

Как быстро новичок сможет летать самостоятельно, зависит от техники и уровня пилота, так как для авиаперевозок нужен один уровень, для, например, тушение пожаров — другой. В среднем человек до первого самостоятельного полета летает 15 часов с инструктором. Но что такое первый самостоятельный полет — это взлетел и сел, пять минут. Зато в дальнейшем до Витебска можете долетать за час.

— Чтобы вы поняли, вертолет — это штука, которая держится на одной гайке. Я знаю людей с 18 000 часов налета, и он «дерево», а есть те, у кого 1000 часов, и он соображает, от каждого человека индивидуально зависит. Есть два типа учеников, один быстро схватывает, но забывает на следующий день, и второй, который медленно схватывает, но понимает. К окончанию программы подготовки 50% пилотов могут спокойно управлять вертолетом, если брать аналогию с самолетами, то там 80%, так как самолет более устойчив и там только штурвал потянуть после разгона нужно, в вертолете же все конечности задействованы. Считается, что вертолетчик на самолет пересядет, а пилоту самолета на вертолет будет сложнее.

Можно ли из кабины вертолета разглядеть занавески в вашем доме?

Далее следует рассказ про запретные зоны, коих немало, оформление и подачу заявок диспетчерам, разрешительную систему на полеты и прочие бытовые вещи, понятные только пилотам.

Заканчиваем диалог и отправляемся к аппарату. Нас ждет белый Robinson R44, на хвосте которого набит регистрационный номер ЕW—320 LH (он, кстати, уникальный для каждого борта), крутящиеся лопасти вселяют детский восторг.

Нас в кабине трое, здесь классические ремни безопастности, наушники с микрофоном, куча кнопок, рычагов и три мужчины. Присядь к нам кто-то еще, могли бы и не взлететь или пришлось бы опустошать бак наполовину, поэтому большой компании лучше пользоваться такси. Вертолет начинает трястись изо всех сил, стараясь побороть гравитацию, и, сделав порядка ста оборотов винтом, отрывается от земли. Мы летим, самое время узнать про ветер, который может нас перевернуть.

— При определенной скорости ветра мы можем потерять управление. Отечественные вертолеты боятся правого ветра, а этот, «американец», левого. Вообще, ограничение по ветру 13 м/с. В дождь взлетит, но важно, чтобы это был не ливень, так как ливень ограничивает видимость, ну и самое опасное — обледенение и гроза. Когда вертолет уже в воздухе, ветер на нас перестает значительно влиять, мы либо быстрее прилетим, либо позже. 

Пока жильцы ближайшего района жалуются на шум от вертолетов (скорее всего, военных), Виталий рассказывает про угол наклона, угол установки, винты, рычаги и лопасти, но лучше посмотрите, какой вид открывается из кабины!


Благодарим «Даймонд Авиа центр» за содействие при создании данного материала. Там сейчас идет набор группы на обучение частных пилотов-любителей, но уже на самолеты. Пока все ходят, можно начинать летать.


Какой выбрать рюкзак для школьника? Подборка интересных вариантов из Каталога

школьный, для девочек; 1 отделение, ортопедическая спинка, вентиляция спины
школьный, для девочек; 12 л; 2 отделения, ортопедическая спинка, вентиляция спины
городской, женский; 1 отделение, ортопедическая спинка, вентиляция спины
Нет в наличии

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Автор: Артем Беговский. Фото: Александр Ружечка
Без комментариев