Бизнес на садовой голубике строил основатель «Онеги» Сергей Метто. Производство, инновации, ЗОЖ — все, что хотел бизнесмен, которого не стало в 2018 году. Так «Ягодная долина» вместе с долгами перешла к старшей дочери Сергея — Екатерине. Ей 27 лет. Она смогла разрулить ситуацию с убытками и, набивая шишки, растет вместе с кустами дорогой ягоды.
Юридически компания была зарегистрирована в середине нулевых. Метто купил на аукционе комплекс зданий и участок (19 гектаров) бывшего госпредприятия по выращиванию огурцов и помидоров. Что оно здесь делало? Возможно, планировалось еще с союзных времен, ведь площадка находится совсем рядом поселком Дружный и его несостоявшейся атомной ТЭЦ.
Теплицы находились в непригодном состоянии, кроме одного момента: у них был качественно сделанный каркас. Нужно было обновить разбитое остекление.
— Вообще, здорово, что такие теплицы остались. Сейчас бы фундамент с этим каркасом обошелся примерно в $1,5 млн. Потихоньку зашиваем поликарбонатом. На стекло у нас пока денег нет.
Голубичное хозяйство Метто состоит из четырех блоков: 9 тыс. посаженных кустов на 3 гектара, 5 закрытых теплиц (и еще штук 15 голых каркасов ждут обшивки). Пустое поле — на перспективу. И здание с лабораторией.
— Папа не планировал первым делом развивать сбор ягод — ему была интересна лаборатория по микроклональному размножению саженцев, — объясняет Екатерина.
Технология такого размножения также известна как in vitro (буквально «в стекле»). Если голубика верит в бога, то это божественная фабрика. Из небольшого кусочка отобранного растения (маточное растение выбирается самое лучшее, без болезней, с хорошими показателями) в стерильных условиях выращивается огромное количество посадочного материала. Сейчас это самый быстрый способ размножения.
— Черенкованием с одного взрослого куста можно получить 5—10 кустиков. А при способе микроклонального размножения через несколько месяцев мы получим десятки тысяч саженцев. В день мы производим около 3 тыс. штук, — рассказывает Елена — она тут главная по производству.
Фрагмент побега маточного растения помещается в пробирку с питательной средой. Через несколько недель, когда росток достигает крышки пробирки, его в стерильных условиях делят на несколько микрофрагментов, которые снова помещают в питательную среду.
Маточный материал можно использовать 10—12 циклов. Затем базу растительного материала обновляют, чтобы избежать накопления мутаций и сохранить чистоту сорта.
Потом растение выносится из стерильных условий, пинцетом высаживается в торф и в мультиплатах переезжает в «ясли» — самую нагретую теплицу.
Сейчас бизнес на саженцах — основной деньгообразующий для «Ягодной долины».
— В России очень любят белорусские саженцы. Россиянам сейчас дают субсидии на голубичные сады — значит, нужно у кого-то брать саженцы. Им своего материала еще долго не будет хватать — это наше время.
Небольшой росток в мультиплате (пластиковая коробочка с зеленью) стоит 3,5 рубля. Дальше цена растет вместе с кустом.
— Многие покупают этих малышей, доращивают и продают в три раза дороже, — объясняет Екатерина. — И это нормально. В Беларуси их не хватает. Нам самим скоро нужно будет засадить новое поле 10 тыс. двухлетних кустиков. Будем покупать в Голландии. Если решим выращивать сами, на это уйдут те самые два года. Нет времени ждать.
Саженцевый бизнес работает весной и осенью, когда люди производят посадки. Лето — время ягоды. Сейчас — самый сезон.
— У нас тут 9 тыс. кустов — даже по белорусским меркам очень небольшое хозяйство. Например, в Брестской области выращивают голубику на сотнях гектаров.
Судя по приключениям с огурцами в Ольшанском районе, умение продать вовремя и по нужной цене приходит не только с бизнес-анализом, но и с интуицией.
— Сейчас хорошая погода, чуть жарковато, капельный полив не очень справляется, приходится добавлять воду, — Екатерина рассчитывает на урожай не меньше прошлогоднего. Оптовая цена составляет (на момент разговора) 12 рублей за килограмм. На этой неделе она может снизиться до 10 рублей. В прошлом году было дно на 8 рублях. И это уже на грани.
— Почему так дорого? Откуда 35 рублей за местную ягоду в начале сезона?
— Это цена именно в начале сезона, когда ягоды мало. Она быстро падает. В целом дорого, потому что очень большие затраты: дорогой торф, капельный полив, уход и обрезка. Риски в виде мороза весной, града летом, птиц, которые вместе с зайцами любят голубику.
В сезон с полей «Ягодной долины» снимают до тонны зрелой ягоды в день. В середине августа почти все заканчивается. Остается только немного ягод поздних сортов.
— Сборщики ягоды — из местных. Прежде всего мы приглашаем опытных людей, которые работали прошлым летом и умеют собирать хорошую, зрелую ягоду.
— Сколько стоит труд этих людей?
— Мы действуем методом проб и ошибок. В Бресте платят от 60 копеек за собранный килограмм — это мало, мне кажется. Мы в прошлом году платили 1,5 рубля — это, наоборот, много. Сейчас сбалансировались на 1 рубле за кило. Опытная собиральщица за рабочий день может собрать пять ящиков (50 килограммов).
Собирается ягода вроде несложно (привет ненавистной с детства черной смородине!), но наклоняться все равно нужно, поэтому обязательно должна быть крепкая спина. А если еще жара стоит, то процесс усложняется.
— Российские оптовики готовы зарезервировать весь урожай. Из-за спроса хотим расширять посадки, — Екатерина показывает на пустое поле за спиной, куда трактор свозит торф. — Чтобы собрать нужную для финансирования сумму, мы выпустили облигации.
Голубику будут садить осенью в траншеи из кислого верхового торфа. Сверху досыплют щепы, чтобы влага задерживалась. Вдоль гребня — шланг для капельного полива.
Куст начинает плодоносить на третий год жизни.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by