25 июня 2021 в 7:49
Источник: Николай Козлович. Фото: Максим Малиновский

Уехать из Минска, открыть свое дело и найти страну мечты. Миссия выполнима?

Источник: Николай Козлович. Фото: Максим Малиновский

Летом 2021-го раздвоенная прежде страна раскололась на новые части. Жизнь в этих реальностях существует между крайними полюсами. Кто-то едет в СИЗО, кто-то — на «Славянский базар», кто-то — на шашлык, кто-то — в Польшу, кто-то — обратно, многие уехали в запой, хандру, тоску. А я, пока могу, еду в Браслав. Здесь, на севере страны, среди озер, полей, дубрав сотни белорусов строят микрофундаменты своей личной империи счастья, пытаясь не смотреть в фонящий расколом смыслов центр. Возможно ли это? Три истории хороших людей — в новом выпуске проекта «Реальная Беларусь».

Если не хотите читать. Краткая версия для Instagram

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Ник Козлович|Главред Onliner (@kozlovichnick)

Что посмотреть на Браславских озерах. Гайд—2021.


Мы едем из Опсы в сторону Латвии по пустынной грунтовке мимо потрепанной колхозницы и облезшего рабочего, мимо поникших сельхозартелей и рухнувших остатков соцреализма.

У древней ГЭС «Дружба народов» работяги сели на перекус.

— Можно сфотографировать красоту?

— Валяй.

Браславский район не назовешь процветающим, он беден, а в иной вселенной был бы самым лучшим краем самой счастливой страны.

Но все-таки он богат. Здесь и сейчас собираются в одном пространстве интересные люди, которые чем-то неуловимо похожи друг на друга. Они хотят заниматься своим делом, у них есть чувство патриотизма, долга, красоты. Да, они прячутся среди озер от безумия мира, но этот вариант эмиграции в современной Беларуси становится для многих спасательным кругом.

История первая. Взяли кредит и купили домик за $25 тыс. «Главное — найти удаленную работу»

Если прошептать про себя «Я живу в Мурмишках», то на лице тут же появится улыбка, разгладятся морщины, исчезнет негатив, снова двинется к сотне биткоин… В конце концов, это звучит гораздо приятнее, чем «Я живу на Камвольном». Хотя кому как.

В маленькой деревне у трассы на райцентр, которую потихоньку выкупают горожане, недалеко от озерца стоит дом. В нем живет Ксения с мужем и детьми. В Мурмишках они уже год. Счастливы.

Ксения рассказывает:

— Я из Борисова. Муж — минчанин. Еще 12 лет назад, когда мы познакомились, он впервые привез меня на турстоянку в Браславе. С тех пор ездили сюда каждый год по несколько раз. Много где были в Беларуси, а к этим местам прикипели. Мечтали иногда, что вот бы классно купить здесь дом.

Она врач лабораторной диагностики, работала в «шестерке», у мужа был маленький бизнес. В столице у них однушка. Накопить на свой дом — непростая задача для обычной семьи. Думали, может, ближе к старости. А потом случился ковид, который ускорил их.

— Весной прошлого года я еще была во втором декретном. Но уже нужно было выходить. А тут пандемия, ничего не говорят, на улицу страшно высовываться, не то что в больницу вернуться. Решили снять жилье на месяц в Браславе, чтобы подышать спокойно. Звонили по базам. Цены адские. Нашли домик за $250 в месяц и поехали туда. Понравилось. Задумались: если бы и нам такой, то ничего больше в жизни и не надо. «А давай посмотрим цены?» — «А давай». Предел у нас был $25 тыс.

Начали с Мурмишек. Дом продавал украинец. Спешил, возвращался на родину, чтобы смотреть за отцом. Приехали, переглянулись — решение было принято мгновенно. Сумма для залога у нас была. А оставшуюся взяли в Браславе в «Беларусбанке» в кредит. И за $25 тыс. по курсу домик приобрели. Больше года мы здесь. За $6 тыс. купили жилье рядом — для родителей.

Но нужно было искать работу. Ребята мониторили местные вакансии. Горничная на турбазе — около 500 рублей, начальник отдела туризма — 700. И это ведь еще нужно туда доехать.

— Сначала думали заняться агротуризмом. За копейки купили под Браславом старую школу. Был план сделать инвестиционный проект. Но школу пришлось отдать. Потому что после событий августа никто уже ничего не хотел. А на своих плечах поднять такой проект невозможно. Государство же требует: раз купил, показывай быстро результаты.

Прежний бизнес мужа начал загибаться. Он нашел дистанционный вариант — устроился пресейл-менеджером в компанию, которая продает шумоизоляционные кабинеты для офисов. Я не собиралась сидеть на шее у супруга. В ноябре окончила дистанционно курсы диетолога. Но пока так и не решила, онлайн-образование — это мое или нет. Вникаю.

По интернету научилась делать ферментированные чаи, мыло, косметику. Неожиданно обнаружила, что мне это в радость. И получается вроде бы хорошо. Оформила ремесленничество. Продаю через Instagram. В Браславе оставляла продукцию в «Кавярне» и у ребят из «Острова подарков» в «Виталиче». Буду продолжать.

Год прошел, можно делать выводы. Ксения называет плюсы и минусы такого «релокейта» внутри страны.

— Для кого-то (но не для меня) точно будет минусом: в деревне ты постоянно должен работать физически. Не будет такого, что лег на травку и читаешь книжку. Зимой топишь печку (мы хотели сделать электрическое отопление, но «технических возможностей нет»). Летом косишь траву. Стоишь на грядках. И тысяча других хлопот. Ни минуты покоя!

Минус, говорит она, — это транспорт. Нужно добираться до города, чтобы сходить, к примеру, в поликлинику. А значит, нужны права двоим в семье.

— Про работу понятно: поможет только удаленка. А больше минусов и не назову. В Опсе, это 7—8 километров, очень хорошая школа, в которой действительно занимаются с детьми. Организован бесплатный подвоз на автобусах. Утром детей собирают, вечером привозят. К садику тоже возят. Детям переезд в радость. За старшую переживала. Но ее все это очень воодушевило. Никогда не было такого в Минске, чтобы она вставала в школу с радостью. А здесь так.

Медицина? В той же Опсе есть амбулатория. В Браславе хорошая больница.

Многие спрашивают, а не скучно ли нам, и здесь у меня сразу готов ответ. Нет времени скучать. В Минске мы ходили и по кафешкам, и в театр, а здесь для меня главное развлечение — встать рано утром, сесть на велик и покатить в лес.

— Желание вернуться в город у нас не возникло ни разу. Так и запишите, — говорит Ксения.

Мужик рядом усердно работает триммером, ведут важные переговоры воробьи, а рыбак идет к озеру с удочкой. Не может скрыть улыбку на лице, потому что уже полдня прошло, а он так и не прочитал ни одной новости, что вгоняют в тоску.

В мурмишной реальности Мурмишек жизнь идет своим чередом.

История вторая. Уехать из столицы и открыть пышечную. «Я понял, что Минск сначала дает, а потом забирает»

В центре Браслава Женя и Олег Лабути, ребята, которые придумали фестиваль Viva Braslav и сделали многое для района, вместе с партнером построили первый в городе бизнес-центр. Женя скромничает, что на фоне Минска их проект немного смешно называть БЦ, но как же этот Минск с его фоном достал. В Браславе таких площадей с коммуникациями сильно не хватало.

Именно здесь в начале этого года минчанин Валерий Провалинский открыл по франшизе первую в городе пышечную.

Ему слово.

— Я родился в столице, прожил 56 лет и понял, что Минск до какого-то времени дает много: опыт, работу, финансы. Но потом начинает забирать. Большой город — это пробки, это дома-ульи из бетона, где люди живут как будто по заданной программе. Это твое время, которое улетает. Мне стало тесно и неудобно. Я стал рассматривать Минск как концентрацию повышенной напряженности. После определенного этапа в жизни это только напрягало.

Я работал в бизнесе. И в Москве, и в Польше, и в Сиэтле. Два образования, знаю польский и английский. Занимался сантехникой. И вроде бы все было неплохо, но все никак не получалось реализовать мечту. Всегда хотелось иметь свой дом.

Последние пять лет с женой мы его искали. Чтобы обязательно деревянный и в стиле шале. Рассматривали Брестскую область и Минскую. А в Браславе я и не был толком.

И вот в сентябре прошлого года супруга находит домик в Усянах. Нужно смотреть. Как сейчас помню, заезжаем в Браслав со стороны Постав, над Дривятами темные облака, солнце играет, и я думаю: это же что-то невероятное!

Усяны в 8 километрах отсюда. Захожу в дом, а там каминный зал, о котором я мечтал. Сажусь на кресло и понимаю, что не хочу отсюда уходить. И не ушел. Удачно продали квартиру в Минске. И вот мы здесь.

О работе

— Я понимал, что в малом городе устроиться на работу проблематично, — продолжает Валерий. — Даже в Минске в 57 лет сложно найти место с достойной зарплатой. Значит, нужно что-то свое.

Последняя моя работа была связана с общепитом. Рядом с домом открылась пышечная. Поговорил с хозяином, узнал, что идея пришла из Питера. Решил взять франшизу. Так и появилось заведение в Браславе.

В комплекте Провалинскому достались рецептура чаев, пышек, оборудование, поставщики, дизайн. Но прежде нужно было найти место. И вот тут возникли проблемы.

— Пустующие объекты в городе есть, а коммуникаций в них нет. Исполком предложил старое здание рядом с почтой. Все хорошо, но нет ни канализации, ни воды — даже света в некоторых помещениях. Нужно проводить за свой счет. Но я ведь не собственник, гиблое дело — вкладываться на таких условиях.

Помог случай. В новом бизнес-центре как раз освободилось помещение. Ребята-владельцы, хоть у них тоже есть ресторан «На грани», пошли навстречу и рассудили, что конкуренция сделает город только лучше. 9 февраля мы открылись.

Второй проблемой стал персонал. Пышечная — это ведь история про атмосферу. Про позитив, улыбку, разговор с клиентом. Это обязательная часть сервиса. А людей к такой работе в Беларуси не готовят. Даже в Минске сложно с кадрами в сфере услуг. Многие уже уехали. В общем, было непросто. Четыре или пять человек через заведение прошло, прежде чем я подобрал команду.

Это бизнес или самозанятость? Я понимал, что в первую очередь мне нужно создать рабочее место — себе и жене. Не было цели закладывать в этот проект сумасшедшую рентабельность. Я вообще не этого искал.

Пока у меня ноль и маленький плюс. Лучше всего было в феврале, когда люди приходили оценить, что это такое открылось. Апрель был минусовым — пришлось залезть в кубышку. Рассчитываю на лето. Буду надеяться, что люди в Браслав приедут.

Я понимаю, что только на туристах оборот не сделаешь. Нужно, чтобы тебя полюбили местные. К нам ходят все: и школьники, и пожилые люди, которые помнят «пышки из СССР». Для детей проводили акцию, давали пышки бесплатно за хорошие отметки. Работаем с многодетными семьями и с детками-инвалидами.

Что бы мне хотелось от местной власти? В целом от власти — поддержки малого бизнеса. Вменяемой программы. Дешевых кредитов для развития. Да вы сами все знаете.

Но самое важное, что с октября, когда мы сюда приехали, я ни на секунду не пожалел. Ни на секунду. Пускай хлопот в моей жизни стало больше.

Я стараюсь меньше следить за новостями… Да и рядом есть Даугавпилс. Наверное, еще не вечер. Но пока я в Браславе. Здесь я нашел то, что долго искал.

История третья. Вернуться домой и открыть бизнес на цветах. «Белорусам нужна красота»

Нина Яроцкая не прилетала в Браслав с других планет, она здесь родилась. Нина отвечает за ту самую уникальную браславскую химию, которая завораживает «эмигрантов», а потом примагничивает насовсем. Отвечает за красоту.

— Я родилась в Браславе. Здесь у меня родители. Училась в педе на преподавателя химии и биологии. Работала в деревенской школе. Муж из Глубокского района. Познакомились в Витебске. Вернулись в Браслав жить.

На местном рынке Нина продает цветы, которые сама же выращивает. Цветами занималась ее мама. Возможно, будет заниматься и младшая дочь. Это физически тяжелая работа, но Нина говорит, что она любит людей и обожает нести в мир красоту. Так совпало, что это стало бизнесом.

— У нас три теплицы. Зимой практически не спим — я, муж, дети. Нужно поддерживать в теплице постоянную температуру в 22—24 градуса, чтобы растения правильно развивались. Самое тяжелое время — январь и февраль, когда на улице холода. Топим ведь дровами. Цветы очень прихотливы, нужно подобрать удобрения, температуру, влажность. Легко напортачить и все потерять. Если бы вы знали, сколько слез кроется за каждым цветком…

Пока мы беседуем, торговля идет бойко. Каждую минуту у Нины новый покупатель. Потому что сезон. Самая популярная — петуния. Берут фуксию. И лаванду, розу, герань.

— Говорят, что это не в нашей культурной традиции — развивать в городах публичную эстетику красоты. В отличие от Польши и Литвы.

— Неправда. У нас люди замечательные. Они хотят красоты, — не соглашается Нина. — Особенно белорусским женщинам красоты не хватает. Сильно.

В городе Нину знают как человека, которая помогает бездомным животным. Дома у нее пять котов.

— Все началось лет семь назад, когда кто-то выкинул на рынке бездомную кошку. Она принесла много котят. Начали их подкармливать. Часть кошек попытались стерилизовать. Потом я начала писать о проблемах безответственного отношения к животным в интернете. Пыталась влиять на сознание людей, отвечать на вопросы. Мне кажется, это помогло. Бездомных котов в городе стало меньше. Мне все еще говорят: ну зачем тебе это? А я отвечаю, что просто не могу пройти мимо.

Ей кажется, что она на своем месте.

— У меня такая работа, что ее не положишь в чемодан. Я работаю, потому что люблю свое дело. Мы думаем расширяться. Надеюсь, все получится.


На прощание Нина рассказывает историю.

— У меня есть клиент. Мужчина. Четыре года назад приехал за цветами с женой. Тогда уже она была больна раком. Взяли много всего, благодарили. А на следующий год он вернулся один. Жена умерла. Но перед смертью написала на листике список тех растений, которые он должен купить у меня. Представляете? И вот с тех пор каждый год он приезжает из Минска на рынок. Берет цветы из списка. И говорит спасибо.

Браславская красота делает мир добрее, но, увы, распространить этот эффект даже на 30 километров в сторону центра пока не получается.

Уезжая отсюда в очередной раз, я абсолютно уверен, что вернусь снова. А если в путешествии между белорусскими реальностями все же сойду с ума, то энергия хороших людей, сохраняемая в линзах голубых озер, меня обязательно исцелит.

В этом магия Браслава.

Ссылки на героев этой статьи:

  • Ксения и ее Instagram, через который девушка продает чай, косметику и мыло ручной работы. У нее есть свой канал на YouTube, там она рассказывает о еде.
  • Валерий и его пышечная — Instagram.
  • Страница Нины в «ВК» — о цветах, котах и красоте.

В июле в Браславе пройдет масштабный музыкальный фестиваль. Вот гайд с датами, паролями и явками.

рекомендуемый возраст 6 лет, 457 деталей
Снят с продажи

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by