«Мальчик, водочки принеси» — типичный русский рейс. История стюардессы, которая скоро станет пилотом

18 июня 2021 в 9:00
Автор: Дмитрий Корсак

«Мальчик, водочки принеси» — типичный русский рейс. История стюардессы, которая скоро станет пилотом

Автор: Дмитрий Корсак

Десять лет разделяют жизнь героини этой истории на два качественно разных этапа. Ксюша, выпускница БГУ, в 2011 году пыталась найти работу по профессии, чтобы хватало на аренду квартиры. Ксюша из 2021-го уже продвинулась по карьерной лестнице в крупной авиакомпании в ОАЭ, получила лицензию пилота частной авиации и готовится стать пилотом пассажирских авиалайнеров. Женщина — пилот гражданских самолетов — до сих пор явление особенное не только в Беларуси, но и во всем мире. В нашем случае история еще более уникальная, потому как Ксюша по образованию гуманитарий.

Родилась в Поставах, стала стюардессой в ОАЭ, захотела стать пилотом, заработала на это деньги и планомерно добивается поставленной цели — чем не история больших свершений? Вдвойне приятно, что через несколько лет, исколесив полмира, наша собеседница мечтает вернуться на родину уже в качестве пилота. Читайте интервью и обязательно смотрите видеосюжет, который мы сняли.

— Расскажи, как тебя занесло в Арабские Эмираты и почему стала стюардессой?

— Авиация не была моей мечтой детства, я окончила факультет журналистики, устроилась на работу и поняла, что с такой зарплатой не смогу даже снимать квартиру. Задумалась, чем заняться, появилась возможность работать в бутике Prada в Дубае. А почему бы и нет? Решила попробовать.

Проработала там год, этого хватило, чтобы понять, что из меня получается не очень хороший продавец: мне не доставляет никакого удовольствия уговаривать людей покупать то, что мне не нравится. Было совершенно неинтересно развиваться в этом. Начала искать альтернативы, мне на глаза попалось объявление, что одна из авиакомпаний набирает стюардесс. Так что, если вкратце, дорога к новой профессии оказалась достаточно простой.

— Сложно стать стюардессой в ОАЭ?

— Лично мне было легко. Но это не значит, что в эту сферу легко попасть. Я знаю многих коллег, для которых это было испытанием длиной в несколько лет. Они проходили десятки интервью, почему-то их не брали, но люди все равно продолжали упорно добиваться своей цели.

Мне кажется, главное — понимать, что от тебя хочет компания. Человека могут завалить на самых простых вопросах на интервью. Например, в нашей компании сразу «отбраковывались» те, кто говорил: «Я иду в профессию потому, что хочу путешествовать». Но им понравится, если вы скажете: «Я хочу работать стюардессой потому, что у меня получается общаться с людьми, потому, что это — мечта всей моей жизни».

Работа тяжелая. Надо быть очень хорошим актером, даже если ты не выспалась, нет желания куда-то лететь, общаться, улыбаться, надо из себя все это доставать и играть на публику, ведь во многом от твоего поведения зависит, насколько пассажиры боятся самолета, турбулентности, в каком настроении они взлетят и сядут.

Быть всегда спокойным, позитивным, улыбчивым, конечно, нелегко. Бывает, что стюардессы срываются. Знаю историю о двух коллегах, которые во время полета обсуждали своих парней, и где-то через час выяснилось, что это — один и тот же человек. Произошел некрасивый скандал, с криком, взаимными, обвинениями, руганью. Очевидно, были штрафные санкции за такое поведение, насколько жесткие — не могу сказать, но вполне могли сразу уволить.

— Какие рейсы самые сложные?

— Рейсы в Индию — первые, которые ставят в расписание начинающим стюардессам. Это позволяет моментально прочувствовать вкус работы. После этого ты сразу поймешь: готов заниматься всем этим дальше или нет. Многие пассажиры из Индии не знают, как пользоваться туалетом, не знают, как пользоваться вилкой и ножом. Я не говорю, что люди в той или иной стране хуже или лучше, они — разные, и в зависимости от того, насколько вы далеки друг от друга, нам труднее выполнять свои обязанности. Немалая часть пассажиров из Индии не могут объяснить, чего хотят, потому что не владеют английским, трогают тебя за одежду, потому что у них в стране такое поведение принято.

У меня такой рейс был первый, и, признаюсь, поначалу я была настроена, что он станет последним. Но все же не уволилась, решила посмотреть, что будет дальше. И пришлось, конечно, пройти немало испытаний.

Вспомните сцену из фильма «Брат 2», когда Данила с Дашей садятся в самолет и она говорит: «Мальчик, водочки нам принеси!», а стюард отвечает: «Это невозможно, потому что мы сейчас взлетаем». Дашу это не останавливает, она заявляет: «Мы домой летим». Все это — очень яркий пример типичного русского рейса. Иногда мне кажется, что у некоторых пассажиров на них задача — выпить все, что есть в баре. Алкоголь на земле и большой высоте воспринимается организмом совершенно по-разному, в результате люди превращаются в неадекватов, которые орут, ругаются, дерутся, раздеваются...

Некоторые парочки уходят в туалет, чтобы заняться любовью, считают, что это весело, экзотично. Приходится объяснять, что за такое поведение в ОАЭ могут посадить в тюрьму. И некоторых на самом деле сажают.

Проблема с китайскими пассажирами в том, что у них гигиена, отличная от нашей, поэтому в салоне экономкласса очень неприятный запах. Они сплевывают, это у них — в порядке вещей, даже признак того, что еда понравилась…

Работающие в небе — это отдельная каста. Это люди, которые живут не по графику «с 9 до 18», иногда работают в ночь, иногда встают в 3 утра, завтракают в Париже, обедают в Сиднее, а ужинают в Нью-Йорке. Что-то близкое происходит в моей жизни. Сложный рейс — это в первую очередь тот рейс, когда приходится воевать со своими внутренними часами. Очень хочется спать, а нельзя.

— Как растут стюардессы по служебной лестнице?

— В нашей компании ты начинаешь, работая в экономклассе, проводишь там несколько лет (в моем случае это было 1,5 года). После переходишь в бизнес-класс, следом — в первый класс (я работаю сейчас именно там). Ну а дальше ты можешь стать старшим бортпроводником в определенном классе и, наконец, старшим бортпроводником всего самолета.

Работа бортпроводника в ОАЭ до недавнего времени считалась очень крутой, престижной. Одна оговорка — престижной для людей, которые приехали работать в Арабских Эмиратах. Для коренных жителей ОАЭ наша зарплата невысокая.

— Что это за зарплата, какие условия труда?

— До пандемии я получала примерно $3—3,5 тыс. Помимо этого, компания оплачивает мне аренду жилья, проезд из дома до работы и обратно (стюардессы пользуются автобусом, пилоты — машинами с личным шофером). Также нам покрывают медицинскую страховку (включая даже экстренную стоматологию). Еще один приятный бонус — практически бесплатные перелеты по всему миру. Один билет в год полностью оплачивается, помимо этого, можно покупать билеты за 10% или 50% от стоимости (плюс налоги аэропорта), причем на большинство известных авиакомпаний мира.

— Автомобиль с личным водителем для пилота — это круто. Какой же уровень заработка у них?

— Быть пилотом действительно престижно, но я могу говорить только о авиакомпании, где работаю. Предполагаю, что зарплата второго пилота около $10—12 тыс., а капитана — от $18—20 тыс.

— Судя по всему, это стало одним из мотивов, подтолкнувших тебя поменять свой статус…

— Конечно, это было важным обстоятельством, но далеко не главным. Чем больше я работала, тем больше понимала, что хочу остаться в этой сфере, но не хочу ограничивать себя лишь тем, что красиво подаю кофе. Так возникло желание стать пилотом. Поначалу думала, что это дорого, сложно — практически невозможно. Узнала, опасения подтвердились: это действительно дорого и занимает много времени. Средняя стоимость всего курса обучения — 80 тыс. евро. Если ты обучаешься фулл тайм, потребуется год и восемь месяцев. У меня не было ни финансовых, ни временных возможностей пойти быстрым путем, поэтому я решила идти к цели постепенно.

Чтобы не терять время, я продолжала работать стюардессой и одновременно отучилась и сдала на лицензию пилота частной авиации. На это потребовался год. Моя лицензия позволяет мне летать на частных самолетах в странах Персидского Залива, США, Южной Африке и некоторых других странах. Для того чтобы летать в Европе, надо 100 часов налета. Я набираю эти часы, практикуясь в США, потому что там один из самых гуманных ценников на обучение пилотов. Час полета в моей калифорнийской авиашколе стоит $100—140 (в зависимости от самолета), в Европе или ОАЭ этот ценник смело можно было бы умножать на 2—3.

Следующий этап — получение лицензии профессионального пилота гражданской авиации. В каждой стране, каждой авиационной структуре это происходит по-разному, насколько я знаю, в Америке надо сдать два или три экзамена. Но я хочу получить европейскую лицензию, она наиболее узнаваема в мире, при этом получить ее сложнее всего. Мне надо сдать 14 экзаменов. Это — очень тяжелый труд, требуется много учиться, сидеть за книгами. Очень много информации, которая тебе вряд ли пригодится в работе. Даже профессиональные пилоты, с которыми я летаю, признаются, что используют лишь 5—10% из того, что когда-то учили. Есть ощущение, что экзамены эти сделали настолько сложными для того, чтобы ограничить профессию от случайных людей. Но я вижу, что справлюсь.

— Как относятся к пилотам-женщинам в странах Ближнего Востока? 

— Да, это до сих пор не очень распространенное явление, не только там, но и во всем мире. Когда я пришла в компанию, первые пять лет вообще не сталкивалась с пилотами женщинами, сейчас летаю на самолетах, пилотируемых женщинами все чаще. Они себя очень круто ведут и проявляются как высокие профессионалы. Чтобы не быть голословной: я могу судить о профессионализме командира по посадке самолета — самом ответственном и сложном этапе всего полета. Так вот, если пилот — женщина, посадка всегда предельно мягкая и спокойная.

— Где ты будешь летать, когда получишь лицензию?

— Свою первую работу пилот не выбирает, скорее можно сказать, что это работа выбирает пилота. Для того чтобы попасть в топовую авиакомпанию, за плечами надо иметь тысячи часов налета. Я знаю примеры, когда на первых порах люди, получившие лицензию пилота гражданской авиации, годами летали за копейки, иногда — бесплатно, на волонтерских началах (да, возможна и такая опция, и она очень популярна). Я буду искать работу по всему миру: Африка, Австралия, Азия, Америка — мне совершенно не важно, где летать и сколько будут платить на первых порах. Главное — чтобы у меня была возможность подняться в небо и получить бесценный опыт. А потом, после того как за плечами будет достаточно опыта, можно начать выбирать. Если возникнет возможность летать под белорусским флагом — я буду очень рада.


Пополняйте запасы детских подгузников с доставкой на дом по выгодным ценам в Каталоге

подгузники, для мальчика/для девочки, 8–14 кг, для активных детей, 174 шт.
Снят с продажи
трусики-подгузники, для мальчика/для девочки, 9–15 кг, универсальные, 176 шт.
Снят с продажи
подгузники, для мальчика/для девочки, 8–14 кг, универсальные, 132 шт.
Нет в наличии

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро