14 июня 2021 в 7:54
Автор: Дарья Спевак. Фото: Влад Борисевич

Получили по три высших образования. Помогло или нет?

Автор: Дарья Спевак. Фото: Влад Борисевич

Ценность высшего образования в Беларуси и смысл его получения часто становятся темами для дискуссий. Одни говорят, что должна быть корочка (иначе не возьмут на работу!), другие — что многие специальности можно освоить на курсах и так далее. Герои этой публикации получили по три высших образования и откровенно рассказывают, зачем им это было нужно и как дипломы помогли в реальной жизни.

«Преподаватели говорили, что готовят из нас жен дипломатов»

Виктории 34 года, и у нее три диплома о высшем образовании. Первым она окончила БГУ по специальности «Международные отношения», а потом получила еще две корочки в БГЭУ: по мировой экономике и юриспруденции (хозяйственное право).

— Как мы все поступаем в вуз? Есть набор предметов, которые мы учим, исходя из него, выбираем специальность и идем подавать документы. Я в последние школьные годы знала, что пойду в БГУ: все же ведущий вуз страны. Мы с родителями приехали в последний день подачи документов, и я понимала, что прохожу на факультет международных отношений (ФМО). Но мы узнали, что такая специальность есть на гуманитарном факультете филиала БГУ города Москвы — честно говоря, я до сих пор не понимаю, каким боком это было связано с Москвой, — улыбается Виктория. — Но вся программа там была один в один как на ФМО, зато было чуть дешевле.

Частый ответ минчанки о причинах поступления в вузы — «Почему бы и да?». Виктория вспоминает, что всегда была открыта новому и постоянно осваивала знания. Но были и другие факторы, повлиявшие на ее выбор.

— Еще было важно, что этот факультет находился недалеко от дома, мама по утрам быстро подвозила меня на учебу, — говорит Виктория. — Я действительно старалась учиться, ведь сама по себе человек активный: всегда отвечала на семинарах, участвовала в соревнованиях по танцам. Помню, во время учебы преподаватели говорили, что готовят из нас жен дипломатов. Как ни смешно, несколько знакомых ими и стали.

Она начала учиться в БГУ в 2004 году, в конце третьего курса пошла работать, но не по специальности — в турагентство. Думала, что это будет работа на лето, но вышло подольше.

— Получилось, что училась и работала примерно три месяца. Я человек ответственный, старалась посещать занятия и часто должна была быть в двух местах одновременно. Совмещать было непросто, поэтому уволилась, — вспоминает минчанка. — Но так продлилось недолго, потому что я уже не представляла, как это — не зарабатывать своих денег. Устроилась администратором образовательной программы и проработала там пять лет. Благодаря этой программе я могла учиться и развиваться дальше, в том числе проходила курсы по SEO, успела поработать в агентстве и одновременно начала заниматься танцами на пилоне — сейчас я их преподаю.

К слову, БГУ она окончила с красным дипломом. Виктория шутит, что он пригодился ей единожды — в 2010 году, когда поступала на заочное в нархоз, где был конкурс документов.

— У меня мама, папа и все их друзья — бухгалтеры. Мама всегда хотела, чтобы я пошла по ее стопам, но чисто бухучет мне казался очень сухим, да и хотелось, чтобы второе образование было связано с первым. Поэтому я пошла на мировую экономику. Все было весело и задорно, с одногруппниками общаемся до сих пор. Правда, всегда завидовала тем, кому на время сессии давали отпуск, ведь я работала всегда, — рассказывает она. — Когда у меня закончилась учеба, я сменила и работу: хотелось двигаться дальше, все же у меня было два высших образования!

Виктория устроилась бухгалтером в строительную компанию. Ее мама была очень рада. Минчанка говорит, что получала неплохие деньги и многому научилась на собственном опыте: вести бухгалтерию и общаться с разными людьми. В 2015 году этот этап в жизни героини закончился: компания закрылась.

— Помню, английский у меня тогда очень просел, ведь на стройке его не особо используешь. Пришлось ходить на курсы, чтобы поддерживать язык на должном уровне, — вспоминает она. — После строительной компании я пошла в юридическую фирму помощником директора, работаю здесь до сих пор. Моя позиция называется «административный координатор», хотя по трудовой я секретарь. В реальности я в том числе и бухгалтер (выставляю счета и акты клиентам), организатор клиентских и рекламных мероприятий, администратор сайта, оформляю командировки и выполняю секретарские функции (на мне почта компании, закупки и прочее).

Когда минчанка только начала работать в этой фирме, она не совсем понимала юридический язык и порой задавала коллегам глупые вопросы. Поэтому она решила прокачать свои знания и по этой части. Так появилась идея с третьим высшим: его она получила в 2020-м по специальности «Правоведение».

В чем Виктории пригодился этот набор образований? Она отвечает четко: хороший уровень английского, которым она пользуется не только в путешествиях, но и в деловой переписке. В период получения экономического образования женщина отлично изучила Excel и до сих пор активно пользуется им. Юридический диплом помогает находить общий язык с нынешними коллегами и четче понимать договоры и другую документацию.

— Общее из всех образований — человеческий капитал. Это те знакомства и связи, которые помогают в жизни, — говорит она. — Есть такой стереотип, что курсы, корочка — это окей, но если у тебя есть образование… И у нас так принято, что высшее образование у человека должно быть. Когда я шла учиться, мне не нужна была корочка, хотелось именно высшее образование. Мама смеялась, что будем вместо обоев использовать эти дипломы, но у меня такой пунктик. Хотя на самом деле, если тебе нужны знания, зачастую ты можешь получить их сам. Но я всегда довожу начатое до конца: раз уже я пошла учиться, то должна довести это до конца.

Все образования Виктории были платными. Она вспоминает, что в целом у нее не было ощутимых затрат.

«Во время учебы в БГПУ я был одним из самых пожилых ребят»

35-летний айтишник Максим учился в лингвистической гимназии, но ему это не нравилось. В десятом классе пошел в Лицей БГУ и окончил его по специальности «Физика». Средний балл аттестата у него — 7,5. Говорит, что для лицея это более чем: никогда не был отличником, но и стыдно не было.

— В лицей я поступал с их вступительной олимпиады: выиграл призовой диплом, и это давало мне пятерку по физике. Экзамен по математике я провалил и свою двойку исправил только на апелляции — поступил на бюджет. Физика давалась нелегко, поэтому в одиннадцатом классе я начал усиленно заниматься математикой. К выпускным экзаменам я уже выиграл вступительную олимпиаду по математике на ФПМ БГУ (факультет прикладной математики, позже к названию добавилось «и информатики». — Прим. Onliner). У меня были хорошие результаты, поэтому я утвердился во мнении, что математика сойдет, да и она была мне интересна, — скромно отмечает мужчина. — Физикой я занимался, потому что хотелось стать классным исследователем, но потом понял, что не идет: элементы высшей физики были совсем непонятны. А математика — более абстрактная, поэтому была понятна и интересна всегда. На третьем курсе пошел на специальность по математической физике — ни о каком программировании речи не шло. И мне не стыдно показать свою дипломную работу.

Он думал заниматься математикой в научном направлении, но оценил перспективы по зарплате как «мрачные». При этом зарплату школьных учителей Максим считает нормальной и совсем непритязателен к деньгам: на интервью он пришел в куртке, которую носит 15 лет.

— Второе образование я получил на переподготовке на третьем курсе в Институте бизнеса и менеджмента на очной вечерней форме — ходил туда после пар. Можно было получить не только специальность математика-программиста, но и математика-экономиста. Честно говоря, я был достаточно молод и не знал, пригодится мне это в жизни или нет. Звучало это достаточно перспективно и подумал: а почему нет? Это сейчас видно, что из меня не получится никакого бизнесмена (не все обладают способностями к этому) и экономиста-аналитика. Это образование было платным, но деньги несерьезные, поэтому мама не увидела проблемы, — вспоминает минчанин. — До пятого курса почти все мои однокурсники работали, а я — нет, за что спасибо маме с папой. И я не хочу, чтобы мой сын работал во время учебы в университете: он успеет, жизнь длинная, пусть радуется.

Мужчина говорит, что второе образование помогло понимать, что происходит вокруг: изучали микро- и макроэкономику, бухучет и прочее. Максим окончил университет в 2009 году и пошел на распределение в институт, который занимался автоматизацией средних и крупных электростанций в Беларуси и в соседних странах. Там он проработал десять лет.

— БГУ — университет, который дает классическое образование, а не специальное. Там не учат жать кнопки и осваивать специфические технологии. Как я где-то читал, центральный предмет в таких университетах — философия, — улыбается минчанин. — Такое образование дает кругозор и прекрасную математическую базу, которой я пользуюсь до сих пор. Эта необходимость возникает редко, но, как говорил Ломоносов, математика наводит в голове порядок. Университет давал знания о популярных технологиях, хотя они уже тогда были немного устаревшими.

К 30 годам, в 2015-м, Максиму стало непонятно, куда дальше двигаться и чего достигать. Он вспоминает, что ему всегда хотелось учить детей.

— И я всерьез задумался, чтобы забить на это все и пойти в школу. Как это все делается, я не совсем знал, просто было интересно и казалось, что все получится. Я не нашел ничего лучше, чем поступить на заочку в БГПУ имени Танка. Я впервые в жизни писал тесты для поступления. Если бы сдавал их на ФПМ БГУ, а не шел с олимпиадой, то никогда бы не поступил туда по баллам, — смеется мужчина. — Я сдавал физику, математику и русский язык. Набрал примерно на 70, 80 и 50 баллов соответственно, хотя ни к чему, кроме языка, не готовился. Результат мне казался не очень, но я был в тройке или пятерке лучших среди всех заочников. И я был там одним из самых пожилых ребят.

Учиться в педагогическом на заочке надо пять лет. Хотя Максим думал, что после учебы пойдет учить детей, но успел сменить работу и устроиться в одну из самых крупных в мире IT-компаний.

— В EPAM я закрыл свой гештальт: интерес к преподаванию оказался актуальным, и мне буквально через полгода предложили читать курсы. Также пошел в IT-академию образовательного центра ПВТ — там сейчас преподаю веб-разработку. Возможностей оказалось миллион, я разрабатывал образовательные программы и материалы. Я считаю это большой удачей: могу заниматься тем, чем хотелось, при этом спокойно работаю в большой компании. С обучением школьников пока не срослось, но в будущем — почему нет? Сейчас фокус сместился на взрослых, — делится минчанин.

Свой диплом из педа Максим забрал пару недель назад — спустя год после окончания учебы: руки не доходили. Не считает ли он, что время на три образования потрачено зря?

— Время потрачено не напрасно. Да, курсов много, но сможешь ли ты, не зная предметной области, подготовить для себя системный образовательный план? Чтобы это были не просто разбросанные куски данных (я людей с такими знаниями встречаю часто), — объясняет он. — Системное образование и учебный план — нужные штуки.

«В Норвегии только к 40 годам человек понимает, чего он хочет»

Марии 39 лет. Она вспоминает, что в школьные годы ей всегда нравилось рисовать и она с детства мечтала стать аниматором мультфильмов. Но в девяностые было модно и популярно учиться на юриста — родители предложили пойти в техникум бизнеса и права, и девушка согласилась. Среднее специальное она получила спустя три года с красным дипломом. После техникума была возможность поступить на юрфак БГУ якобы на льготных основаниях.

— Те, кто получил красный диплом в колледже, могли сдавать тестирование по праву. Конкурс был 7—8 человек на место. А на общих основаниях люди даже не сдавали последний экзамен: конкурс составлял 2—3 человека на место, и многие отсеялись на ранних стадиях. Среди нас, как сейчас помню, проходной балл был 13,5 из 15 возможных — конкуренция была довольно высокая, — говорит Мария. — Туда я поступила на заочное, потому что хотелось работать и получать свои деньги.

Найти работу по специальности у минчанки не получилось, поэтому она стала библиотекарем в БГАТУ. Работодатель был не против давать отпуск на время сессий. Там Мария проработала около четырех лет. Через некоторое время она стала преподавать право в этом университете.

— Общаться с людьми интересно, но есть нюанс, — вспоминает она работу библиотекаря. — К тебе относятся как к обслуживающему персоналу. И я, наверное, из-за своей любви к правилам была злым библиотекарем, который шикал на всех, чтобы соблюдали тишину и снимали верхнюю одежду. Я понимала, что шум может мешать заниматься другим.

Спустя несколько лет в библиотеке открылся компьютерный зал, и Марии приходилось следить, чтобы посетители не сидели во «ВКонтакте», а действительно занимались: очереди в этот зал были немалыми. Работа не из приятных, можно представить.

— В какой-то момент на кафедре освободилось 0,25 ставки преподавателя. Так как у меня уже было юридическое образование, мне предложили совмещать — я согласилась. Правда, чтобы учить студентов, надо было получать педагогическое образование. Я решила поступить в БГАТУ, где и работала. Я преподавала право всего три года, но мне очень повезло: общаться со студентами как преподаватель — это замечательно, — говорит она. — Еще я умудрилась окончить курсы, которые позволяли мне вести кружок танцев. Было здорово, ведь в 27 лет ты энергичный и позитивный, да и познакомилась со своим будущим мужем в университете.

В течение года после свадьбы Мария забеременела сначала одним, а потом и вторым ребенком. Во время декрета она все время рисовала, а потом муж склонил ее пойти на IT-курсы, потому что сам давно работает в этой сфере.

— Преподавание мне нравилось, но пары могли поставить и на девять вечера, и на субботу. А когда у тебя два маленьких ребенка, это не очень удобно, все же хочется проводить время с детьми, — объясняет женщина. — В декрете я открыла для себя стоки и стала выкладывать туда свои рисунки. К сожалению, больших высот я там не достигла: что-то, конечно, продавалось, но не в больших масштабах. В основном заказы были из-за рубежа, но целых четыре покупки сделали из Минска. Меня это очень удивило, потому что у нас небольшая проблема с соблюдением авторского права и пониманием того, что некоторые изображения нельзя использовать просто так.

После декретного отпуска Мария снова вышла на полставки в библиотеку, но супруг продолжал подталкивать ее к IT-сфере. В итоге Мария сдалась и решила посмотреть, где можно поучиться.

— Хотя мне на тот момент казалось, что программирование — это так страшно и что там нужно быть очень умным физиком и математиком, но я начала смотреть курсы. По отзывам поняла, что они мало чего дадут, и стала искать по вузам. Внезапно увидела веб-дизайн в БГУ и обрадовалась: «Боже, это как раз мои рисунки, как раз я умею работать с графикой — почему бы не попробовать?» — вспоминает минчанка. — Пока я не работаю по специальности, но училась тому, что мне дико нравится. Ни в первом, ни во втором образовании у меня так не горели глаза. И все оказалось не таким уж и страшным.

О том, что путь к мечте занял много времени, Мария не сожалеет. Она считает, что все происходит не зря и любой этап жизни является уроком.

— Я взяла что-то от каждого образования и проношу этот опыт дальше. Благодаря первому юридическому образованию я поняла, что не буду заставлять своих детей делать что-то против их воли. Старшая дочка очень любит рисовать — возможно, отдадим ее в художественную школу, но только если она захочет, — говорит женщина. — Моя подруга много лет живет в Норвегии, я ей сказала, что сошла с ума, потому что в 38 лет решила получить третье высшее. Она мне ответила, что в Норвегии только к 40 годам человек понимает, чего он хочет. Много кто к этому времени меняет работу.


У вас нет диплома, но вы успешны и счастливы? А может, вы вечный студент? Или вдруг набрали самые низкие (высокие) баллы на ЦТ десять лет назад? Поделитесь своей историей, написав на почту ds@onliner.by.

Покупайте кофе выгодно в Каталоге Onliner

Выбор покупателей
Onlíner рекомендует
зерновой, арабика 100%, средняя обжарка, интенсивность 5/10

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by