В вильнюсском аэропорту пассажиров борта Ryanair встречали десятки журналистов, белорусов, которые живут в Вильнюсе, и официальных лиц. Среди них премьер-министр Литвы Ингрила Шимоните, а также посол Германии в Литве. После приземления некоторые пассажиры рассказали о том, что происходило в полете и в Минске.
— По сути, никакого инцидента не было. Пилот резко изменил маршрут. Обещал рассказать попозже, но так и не рассказал. Мы при посадке видели, что стоят пожарные машины, полицейские, около 50 должностных лиц, служебные собаки и так далее. Приехало очень много людей, непонятно, чего они хотели, — говорит литовец Мантос, передает delfi.lt. — По движению самолета все поняли, что либо какая-то неисправность на борту, но пилот нас не информировал, либо что-то механически повредилось и по техническим причинам мы должны приземлиться в Минске, все.
Он сказал, что истребителя не было видно, «возможно он был выше, но по движениям пилота, речи, было понятно волнение.
— Мы видели задержание, он [Протасевич] стоял рядом, [должностные лица] имитировали, что собаки что-то нашли в его сумке. Была всеобщая проверка, всех высадили, я сложил свой багаж, собаки подходили, проверяли багаж каждого из пассажиров, и, конечно, они «нашли» что-то в багаже одного человека, неясно что, может, какие-то грязные носки. Затем завели за автобус, мужчину увезли в автобусе вместе с омоновцем или полицейским, — рассказал Мантос. — Когда приземлились, подъехали три пожарные машины, пятьдесят человек, омоновцы, неясно, какие службы, в принципе, было ясно, что было режиссировано.
Мантос также отметил, что видел Романа Протасевича, который попытался передать свой компьютер, телефон.
— Реально мы видели, что он встал в самолете, передал вещи подруге, которая там была, возможно, совершил ошибку, следовало передать кому-то из пассажиров, мне или другим пассажирам, а он передал подруге, которую также, скорее всего, арестовали, поскольку после этого мы ее не видели, — рассказал мужчина.
— Разговаривая с людьми, мы увидели: когда он узнал, что это Минск, то начал лэптоп свой забирать, все. В автобусе он снял маску и начал говорить: «Это все из-за меня, меня забирают», — рассказал еще один из пассажиров. — Рядом был человек, который забирал его.
— Романа Протасевича начало трясти, как только он увидел, что самолет разворачивается и не летит в Вильнюс, — передает слова пассажиров журналист Delfi. — Многие пассажиры жаловались, что их раздевали чуть ли не догола и встречали «советским» сервисом.
Одна из пассажирок борта Афины — Вильнюс выложила в Instagram видео из самолета. Она написала, что слышала диалог Романа Протасевича с членами экипажа.
«Роман говорил: „Не делайте это. Они убьют меня, я беженец“, — написала она в сторис. — На что сотрудники ответили: „Мы должны, у нас нет выбора, это международные соглашения Ryanair“».
После того как самолет прилетел в Вильнюс, на его борт поднялась премьер-министр Литвы Ингрида Шимоните. Она обратилась к пассажирам по громкой связи:
— Я очень рада, что самолет наконец приземлился в аэропорту Вильнюса, очень сочувствую всему, что вам пришлось пережить для того, чтобы вернуться, это беспрецедентный случай, и такое терпеть нельзя…
От себя я очень прошу, чтобы вы соблюдали спокойствие, мы сделаем все, чтобы вы как можно быстрее добрались домой. Но всех вас уже сегодня могут потревожить инспекторы полиции и задать несколько вопросов. Мы все понимаем, как вы себя чувствуете, ценим ваше время и хотим, чтобы вы поскорее добрались домой…
Напомним, ранее delfi.lt поговорили с одним из пассажиров рейса Афины — Вильнюс, тот сообщил, что Роман Протасевич успел сказать: «Мне грозит смертная казнь».
— Было много слухов. После внезапного маневра самолета один парень запаниковал, взялся за голову. Только тогда мы поняли почему. Никакого конфликта не было, до тех поворотов самолета не было скандалов, никто ни на кого не злился. Только когда парень узнал, что мы приземляемся, опешил. Нас всех четверых вывели, собаки все обнюхали. Этого парнишку отвели в сторону и вытряхнули все его вещи. Мы спросили его, что происходит. Он сказал, кто он такой, и добавил: «Здесь меня ждет смертная казнь». Он был уже спокойнее, но дрожал. Рядом с ним все время стоял сотрудник органов, и вскоре они просто вывели его, — рассказал изданию мужчина, наблюдавший события вблизи.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро