Если в марте прошлого года белорусы чаще всего говорили о коронавирусе, то восемь лет назад — о Хавере. 15 марта страну накрыла снежная стихия, которая мало кого оставила равнодушным. Это был день, когда мы откапывали машины незнакомцев из сугробов и синеющими пальцами держались за… конечно, чашку горячего чая. Люди опаздывали на ночную смену и домой с работы, отменяли встречи. Но в жизни некоторых белорусов Хавер послужил причиной действительно важных событий. Для одних стихия стала маячком для развода, другим подпортила свадьбу, а у третьих в тот день сбылась заветная мечта. Onliner собрал судьбоносные истории от 15 марта 2013 года.
У минчанки Анны не было привычки смотреть прогноз погоды. В то утро — 15 марта 2013-го — она вышла на работу в короткой куртке без капюшона, джинсах, без шапки и в зимних коротких ботинках. О надвигающемся шторме девушка узнала из новостей и от коллег, когда всех стали отпускать с работы к 15 часам. Анна позвонила своему супругу и попросила забрать ее, но диалог был примерно такой:
— Тема, нас отпускают в 15:00 с работы из-за Хавера. Может, ты меня можешь забрать? — спросила она.
— Да блин, давай сама. У меня нет времени. У нас сегодня корпорат. Все. Пока. Не могу говорить, — ответил молодой человек.
Анна говорит, что 15 марта 2013 года стало днем, когда ее муж (уже бывший) «потерял баллы».
— Мне всегда было сложно просить о помощи, потому что мой папа очень хотел мальчика и я выросла самостоятельной «решалой» своих проблем. Но, судя по новостям, это был именно тот момент, когда мне захотелось почувствовать себя принцессой, которую спасает супергерой. К сожалению, офисная попойка у него на работе выиграла с большим отрывом, — рассказывает девушка.
Она вспоминает, что ее попытка доехать домой в военный городок после шести вечера оказалась отчаянной. Но это Анна поняла примерно через два часа в районе станции метро «Уручье». Она развернулась, поехала на метро до площади Якуба Коласа, а там пересела на трамвай и, вытирая скупую слезу, доехала до родителей ближе к десяти вечера.
— Примерно в шесть часов я вышла с работы. В офисе никого. Я словно в детском саду: всех забрали, а меня — нет. От этого еще больнее. Ну да ладно. Я взрослая. Холодно, снег, ветер. Много людей на остановке. Ноги уже мокрые. На автобусе в это время еще получилось добраться до станции метро «Уручье», откуда я обычно пересаживалась на другой автобус до военного городка. А там — все: машины стоят, автобуса нет минут 40. Пешком идти около получаса — не вариант, потому что сильно замерзла. А дальше метро, трамвай — и папа встретил на остановке. Он обнял меня, и мы пошли домой просто по проезжей части, ведь тротуар был сплошным сугробом, — вспоминает минчанка.
Это стало тревожным звоночком для девушки: а зачем вообще вышла замуж? На следующий день, говорит она, муж — еще навеселе после корпоратива — бросил скупое «Ну прости». Потом пошли последние капли. В браке Анна и Артем были с 2012 года, развелись в 2014-м.
— Еще пару таких историй — и мое представление о счастливом браке, где люди заботятся друг о друге, оказалось сказкой про г**но. В моей голове все чаще стал крутиться вопрос: а зачем мы поженились? И очень скоро мы развелись, я купила себе Mercedes и сама возила себя куда мне хочется, — улыбается она.
Теперь девушка ни о чем не жалеет.
В 2013 году Сергей и Виктория жили в Фаниполе, их свадьба была назначена на 16 марта. В вечер, когда в стране бушевал Хавер, пара возвращалась домой и собиралась готовиться к бракосочетанию, но увидела, что много машин стоит в сугробах.
— И вместо подготовки к свадьбе мы пошли домой, наделали бутербродов, заварили чая и пошли искать людей. Правда, никого не нашли: все уже повыходили из машин. Но прошли мы где-то километра три, — вспоминает Сергей.
Он говорит, что на следующий день — в дату их свадьбы — было веселее. В одиннадцать утра пара расписалась в Фаниполе. Добраться в загс большого труда не составило, но после росписи нужно было ехать праздновать в Минск. Там же планировалась и фотосессия.
— Мы ехали по трассе Брест — Минск, а дорога была будто из стекла — абсолютно гладкая, повсюду был лед. Было немного страшно, потому что водители ехали со скоростью где-то 120 км/ч — мы просили сбавить, но они очень торопились. Мы говорили, что хотелось бы выжить в этот день, — смеется Сергей. — Примерно за час мы добрались до Ботанического сада на фотосессию. Жена вышла из машины в свадебном платье и легкой накидочке, а доехать прямо до локации не было возможности, нужно было идти пешком. Эту картину надо было видеть: она идет по огромным сугробам, водители останавливаются, начинают сигналить и поздравлять.
Так невеста Виктория, трясясь, шла примерно полчаса. Сергей дал ей свою куртку. Правда, в такую погоду это не сильно спасало. Хорошо, что никто не заболел. Молодожены как-то отстояли фотосессию и поехали отмечать. Молодой человек вспоминает, что примерно восемь гостей-минчан не смогли добраться в ресторан, сославшись на непогоду.
— В тот день у нас было много поздравлений, люди говорили, что большой снег на свадьбу — хорошая примета: будет много денег. Она сработала 50 на 50: в деньгах не нуждаемся, но и на широкую ногу не живем, — улыбается мужчина. — Однако Хавер мы запомнили очень хорошо!
Вообще, пара планировала свадьбу летом, но на 16 марта выпадало четыре месяца с даты знакомства — решили пожениться в «микроюбилей». Завтра у Сергея и Виктории будет восьмая годовщина со дня свадьбы, у них растет 5-летний ребенок.
В марте 2013-го Татьяна училась на втором курсе в БГУ. За несколько дней до концерта Адама Ламберта в Минске — 15 марта 2013-го — ее мама сказала, что не сможет купить билет, но вдруг одногруппница предложила поработать на выступлении в качестве помощницы: нужно было подготовить гримерку, утюжить костюмы артиста, помогать логисту.
— Конечно, я согласилась, это было очень круто! Я очень люблю Ламберта, начала слушать его песни еще в десятом классе и даже не думала, что он вообще может приехать с концертом в Минск, — объясняет Татьяна.
15 марта после пар девушка накрасилась, нарядилась и на радостях направилась ко Дворцу спорта — там проходил концерт.
— Тогда была просто жуткая метель, дойти от Немиги до Дворца спорта было очень сложно: намело огромные сугробы. Но мы добрались туда часа в четыре или пять. К тому времени прибыла и одежда Адама, мы стали ее разбирать и мерить — развлекались как могли, — улыбается Татьяна. — Я утюжила костюм Адама, в котором он выступал и позже сфотографировался со мной.
Через какое-то время приехал артист со своей командой, и Татьяне удалось даже поговорить с Ламбертом.
— Я спросила у него, нормально ли выглядят отутюженные мной костюмы. Он долго смотрел на них, но в итоге сказал, что все окей. Адам был очень мил со всеми, и я раз пять сказала ему: «Ты такой классный!» — смеется девушка. — Он с радостью со всеми фоткался, обнимался и раздавал автографы.
Татьяна вспоминает, что концертный зал был тогда не особо заполнен: из-за стихии люди не могли добраться до Дворца спорта. Особенно тяжело было тем, кто ехал из регионов. Зрители даже шутили, что добравшимся нужно выдать медали.
— Мы собрались на концерт с мамой, купили билеты задолго до мероприятия. Она ехала ко мне из другого города. Уже на полпути начало заметать. Было немного волнительно, мы не могли предположить, что по ступеням Дворца спорта будем ползти буквально на четвереньках — это был один сплошной сугроб, — смеясь, вспоминает тот день одна из поклонниц американского артиста. — Мы опоздали на два часа — хорошо, что концерт тоже начался с опозданием. Послушали всего пару песен, но был кайф, что мы смогли, что пробрались!
Следующий после минского концерт артисты планировали провести в Москве, но из-за Хавера отменили их самолет — музыкантам пришлось ехать в российскую столицу на поезде.
— Организаторы потом рассказали, что они немного опоздали на поезд и его пришлось возвращать, — рассказывает Татьяна.
Несмотря на непогоду и неполный зал поклонников, Ламберт был в восторге от Минска — об этом он написал в своем твиттер-аккаунте.
Восемь лет назад минчанин Андрей был в командировке в США. 14 марта он вылетал из солнечного Сан-Франциско в лютый и заснеженный Минск. Правда, тогда парень об этом не знал: прогноз погоды не смотрел, потому что сильно спешил на рейс.
— У меня сначала была пересадка в американском Денвере, а вторая планировалась во Франкфурте. Случилась задержка рейса — до пересадки из Франкфурта на самолет до Минска оставалось минут 30—40. Я бежал через весь аэропорт, прошел досмотр и побежал к автобусу аэропорта — я был последний, кто вбежал туда. В самолете я сразу отрубился после долгого перелета и поставил будильник ближе ко времени посадки в Минске, — вспоминает Андрей.
Когда прозвенел будильник, парень увидел, что самолет еще почему-то не идет на посадку, люди стали недоуменно шептаться. Где-то над Волковыском пилот объявил, что Национальный аэропорт Минск закрыт и что самолет возвращается в точку вылета.
— Я думал, что самолет посадят в Гомеле или хотя бы в Вильнюсе — не предполагал, что мы можем вернуться обратно во Франкфурт, — говорит парень. — Почти всем пассажирам дали гостиницу, и Lufthansa поменяла билеты на завтра с пересадкой в Вене. Ночью родители написали, что папа пытался забрать меня и собрался в аэропорт, но вовремя увидел, что он закрыт. До последнего было непонятно, расчистят ли территорию аэропорта и сможем ли мы в ближайшие дни попасть домой.
В итоге все обошлось: самолет, практически заполненный белорусами, полетел и прибыл в точку назначения. Но вылетел он в четыре утра — пассажирам пришлось нелегко. Остановка в Вене — и путь в Минск. Правда, в аэропорту пассажиров ждал очередной сюрприз.
— 16 марта около десяти-одиннадцати утра мы прибыли в Минск — это был один из первых рейсов того дня. Там случилась еще одна беда: прилетела куча самолетов, в том числе грузовых, поэтому багаж нам выдавали полтора-два часа — все это время я сидел у ленты. Почему-то они поставили в приоритет грузовой самолет. Я вышел из аэропорта с огромной радостью! Когда мы ехали домой, на трассе стояли заметенные снегом машины: людям пришлось оставить автомобили по дороге в аэропорт. Но 16 марта дорога в целом была нормальная, — вспоминает Андрей.
В итоге он добирался из Сан-Франциско в Минск практически двое суток.
— По приключениям в жизни у меня бывало и похлеще, но я ни разу не застревал посередине полета. Этот Хавер я запомню надолго, — улыбается минчанин.
А вы помните 15 марта 2013 года? Расскажите в комментариях, как этот день прошел у вас!
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by