В Беларуси есть три вида организационной формы адвокатской деятельности: адвокатские бюро, юридические консультации и адвокаты, осуществляющие индивидуальную деятельность. В рамках законопроекта запрет на помощь клиентам по уголовным и административным делам коснется индивидуалов. Но не факт, что этим ограничится.
Статья 33 Закона «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь» сейчас начинается обязанностью адвоката, осуществляющего свою деятельность индивидуально, иметь помещение для работы.
В законопроекте отсылка к требованию помещения уходит во второй пункт. А первым становится такой:
— Есть специфика разных форм адвокатской формы деятельности, которая выражается в возможности оказывать определенное влияние на адвокатов. Бюро и индивидуальная практика позволяет в наименьшей степени влиять, — прокомментировал Onliner адвокат Дмитрий Лаевский. — Юрконсультация устроена чуть иначе. Я не хочу сказать, что адвокаты юрконсультаций в чем-то менее полезны. Наталье Мацкевич, с которой я защищаю Виктора Бабарико, статус адвоката юрконсультации не мешает выполнять свои обязанности. Но есть рычаги, которыми можно воспользоваться в отношении адвокатов юрконсультации.
Ранее Дмитрий Лаевский сообщил в Facebook, что отправил вопросы в Минюст, Республиканскую и Минскую коллегии адвокатов: «Сейчас в бюро и индивидуальной практике работает примерно 1/3 всех адвокатов страны. Если нам запретят практиковать по уголовным и административным делам или вовсе потребуют прекращения деятельности адвокатских бюро и индивидуальных практик, то это будет колоссальный удар по независимости профессии, откат назад в развитии адвокатуры и, безусловно, серьезное умаление возможностей граждан и организаций в получении юрпомощи».
— По моей информации, сегодня появился не конечный, а промежуточный проект изменений в закон. Я слышал, что изменения коснутся как индивидуалов, так и бюро. Что будет по факту, говорить пока сложно, жду ответов. Но важно, чтобы адвокаты сейчас выразили свое мнение. Пока эти изменения не идут на пользу независимости профессии, — уточнил Лаевский.
Дополнено
Мы получили комментарий адвоката, который посчитал необязательным называть свое имя «в связи с практикой вызова в Минюст после публикации комментариев». Он назвал 5 главных изменений законопроекта. И картину в целом «грустной».
1. Запрет на ведение уголовных и административных дел индивидуалами и бюро. Оставить только районные консультации — значит, вернуться к традиционной форме адвокатуры.
2. Ликвидация дисциплинарных комиссий в коллегиях — именно они сейчас занимаются привлечением адвокатов к ответственности. И по мнению Минюста, не всегда справляются, становясь на сторону адвокатов. Поэтому Минюст сам возбуждал заседания и принимал решения.
Вопросы дисциплинарной ответственности отнесут к советам территориальных коллегий.
3. И сделают эти советы контролируемыми. Минюст предлагает согласовывать всех членов совета. На данный момент министерство согласовывает только председателя. Процедура становится тонкой, потому что в случае повторного несогласования Минюст получает право назначить свою кандидатуру.
4. Предлагают упрощенный порядок приема в адвокаты для прокурорских работников, работников правоохранительной и судебной систем, следственных органов. Если обыкновенные стажеры проходят 6-месячную стажировку, а потом сдают устный и письменный экзамены, то «бывшим» предложили 3 месяца стажировки и только устный экзамен. Этот механизм может пригодиться, если после вступления поправок закона в силу в адвокатуре возникнет дефицит кадров.
5. Стажеров теперь будет согласовывать тоже Минюст, раньше приемом занимались территориальные коллегии. Это будет самым первым фильтром в системе.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро