7008
07 марта 2021 в 10:00
Источник: Татьяна Орлова

Испытание свободой. Большой рассказ про мастера на все руки Анатолия Голуба

Источник: Татьяна Орлова

Если артисту слегка перевалило за пятьдесят и у него 157 ролей в кино и сериалах, значит, стоит к нему приглядеться повнимательней, хотя званий нет, но зато много почетных грамот и благодарностей. Театральный критик Татьяна Орлова рассказывает про талантливого белорусского актера театра и кино Анатолия Голуба. 

Работает в разных театрах, государственных и частных. Список театральных ролей намного скромнее, хотя есть среди них Яго, Чацкий, Санчо Панса, Айболит и Карлсон. Есть диплом с конкурса «Поют артисты» имени Андрея Миронова. Значит, он еще и поет, а на любительских фото не расстается с гитарой. В трудовой книжке запись, что работал ведущим и ди-джеем на радио «Рокс-М». Среди друзей имеет репутацию мастера на все руки — может построить, починить, посоветовать.

Ну просто идеал мужчины. Дом построил, деревьев насажал, двух дочек растит. Хотя поговаривают, что характер не сахар. Кто он?

На сегодняшний день это артист театра-студии киноактера Анатолий Вячеславович Голуб. На сегодняшний? Потому что неизвестно, куда он махнет завтра.

Даже в моем театральном архиве (скажу без ложной скромности), которому может позавидовать любая библиотека, нет странички про Голуба. Странно мало писали об этом артисте. Знала о нем давно, но не уследила, как менял он места работы и мелькал на телеэкране. Сыграет роль и мчится дальше в следующий проект. Впервые я присмотрелась к нему пристальнее, когда сыграл большую роль в сериале «А.Л.Ж.И.Р.». Это истории женщин, попавших во времена сталинских репрессий в Акмолинский лагерь жен изменников Родины. (Отсюда и название.) Одиннадцать серий фильма тяжелого и талантливого, где много известных актеров. Голуб в образе Трофима Миронова не потерялся, а запомнился.

Учитель

Мне всегда интересны люди, которые помнят и гордятся своими учителями. Будь то школа, высшее учебное заведение или первое место работы. Хороший учитель может оказаться всюду. Не встретился в одном месте — окажется в другом. Что важно? Чтобы один захотел научить главному в профессии. А другой захотел этому научиться. Взаимное «хотение» произошло у Голуба, когда его педагогом в театрально-художественном институте стал Андрей Федорович Андросик. В то время он работал в театре имени Янки Купалы в бытность Валерия Раевского. По сути, был его помощником, помогал терпеливо нетерпеливому талантливому художнику «разминать материал». Что это? Беседовать с актером о материале пьесы, о характерах, о совпадении с сегодняшним днем, о наблюдениях из жизни. Он как бы их готовил к тому моменту, когда придет мэтр со своим видением будущего спектакля. И все вместе начнут создавать произведение. Согласитесь, это педагогическая работа. Нет ничего удивительного, что Андросик стал работать в институте со студентами, обучая их актерскому мастерству, и так реализовывал свои творческие амбиции.

Анатолий Голуб получил хорошего учителя и на всю жизнь запомнил его уроки. Остался верен ему, не забывал вспоминать все хорошее. Дипломным спектаклем оказалась «Комедия» забытого белорусского драматурга Франтишека Алехновича, текст которого Андросик и еще один режиссер В. Рудов существенно переработали. Этот вариант стал театральным хитом на многие годы и постоянно возникает на разных сценах.

В истории о несчастливом селянине и его жене Маланке учитель увидел в роли мужичка Демьяна своего ученика Голуба. У него мама была пекарем, папа — трактористом. Сельская жизнь и сельская психология, можно считать, в крови. Вот уже 30 лет Анатолий Голуб играет эту роль в разных театрах, с разными исполнителями. Всегда на «ура». Объездил с нею множество городов и весей. Сейчас фактически режиссер этого спектакля — дань памяти своему учителю.

Андрей Андросик по своим взглядам и поведению был очень свободным человеком. Эти качества легко и охотно перенял его ученик.

В 1991 году Голуб закончил институт. Время тяжелых девяностых напрягло всех без исключения. По распределению в гостеатры ушли семь человек. Остальные трудоустраивались сами. В Минске возник и гремел частный «Альтернативный театр». Много спонсоров. Хорошее арендное помещение. Выставки. Акции. Процветающий «класс-клуб». Приезжающие на гастроли знаменитости из Москвы. Профессиональный режиссер во главе — Витаутас Григолюнас.

Голуба приняли в театр и дали сыграть Чацкого в «Горе от ума». Анатолий сдружился с коллегой Игорем Забарой и стал с ним играть уже популярную «Комедию».

Успех успехом, но театром денег не заработаешь. Анатолий попытался уйти в бизнес. Сначала простенькая реклама, потом все более успешные проекты, и вот он уже в должности коммерческого директора. Обнаружил, что актерские способности помогли стать крутым менеджером. Что там, делов-то? Просто честно, доходчиво, желательно с юмором рассказать о том, на что надо дать деньги. Деньги и к нему пошли, но большой радости эти шальные деньги не приносили. В душе жил пока нереализованный артист. Начались съемки в кино и постоянные разъезды.

Военный опыт

Он успел послужить в армии еще до учебы в институте. После призыва некоторое время пел в ансамбле «Тачанка». Потом попал в танковую часть и был отправлен в Чернобыль. Не любит вспоминать эти страницы биографии. По факту в 2011 году его наградили памятной медалью «25 лет со дня катастрофы на ЧАЭС».

В фильмографии Анатолия Голуба очень много людей военных. Он хорошо выглядит в военной форме. Иногда толстоват, но всегда убедителен в том, что говорит и как действует. Все, разумеется, из опыта собственных наблюдений. Я не поленилась посчитать его силовиков. Прапорщик, капитан, майор, подполковник, полковник. До генерала не дорос, но играл министра МВД. А еще участковых, милиционеров, гаишников. На мой взгляд, лучше всего ему удаются врачи и чиновники.

А что сцена?

Когда «Альтернативный театр» развалился, Голуб пятнадцать лет работал в антрепризах Минска и Москвы, стал своим человеком на киностудии. В ролях был не очень разборчив. В 2009 году его однокурсник Сергей Ковальчик позвал работать в НАДТ им. Горького. Здесь он встретился на одной сцене с замечательными мастерами Янковским, Масумян, Клебанович, Ткаченком. Присматривался к их работам. Времени даром не терял. И все равно его вольному нраву чего-то не хватало. В 2017 году перешел в театр-студию киноактера.

Пусть вас не удивит сравнение, но творческая судьба Голуба мне чем-то напоминает незабываемого Евгения Леонова. Яркий комедийный актер прошел жесткую закалку вольной антрепризой, но сохранил способность к драматическому и трагическому материалу. В успешном спектакле по Островскому «Волки и овцы» он очень легко и подвижно, тонко и с деликатной иронией над собой играет помещика Лынева. Конечно, он помнит, как это делал в НАДТ им. Горького Ростислав Янковский. Наблюдал из-за кулис, восхищался, но решил ничего не повторять. Его Лыняев, богатый и независимый, покоряет простодушной детскостью, чувством справедливости в делах и полной беспомощностью в личной жизни. Он волк и овца одновременно. Хочет молодой красавице показаться крепким и спортивным, делает упражнения, пробует сесть на шпагат и врезается в мебель.

Дом

Голуб родился в городе Ракове и сделал это уютное местечко своей Родиной — построил там дом. Строил долго, потому что все — от проекта до мебели — сооружал своими руками. Это традиционный деревенский сруб без особых изысков, но там есть все и очень удобно для жизни. Правда, в процессе стройки не обошлось без травм. Упал. Сломал руку. Повредил лицо, остались шрамы. Но сравнительно быстро восстановился. Зато для семьи есть свой дом.

Свой в полном смысле. Думаю, этому можно по-хорошему позавидовать.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро