Два года назад Юлия решила, что Беларусь готова к переменам. Девушка взяла $2000, прошла бюрократический ад и открыла физическую точку экологического магазина: потому что пора менять страну к лучшему. Для простого обывателя это может звучать «скучно и неприбыльно», но Юлия считает иначе. Сейчас магазин девушки переживает хоть и не революционный, но спрос, и она получает стабильную прибыль даже в коронавирус. Юлия рассказала Onliner, как научилась совмещать реализацию экоперспектив и зарабатывание на этом.
Юлия живет с мужем, двумя собаками и котом на даче в 40 километрах от столицы. И пока минская активность заставляет нервничать его жителей в пределах города, за МКАД будто и не слышали ни о каких протестах. Там тихо, идет снег, вдалеке кричат петухи. Мы встречаемся дома у Юлии в ее выходной, чтобы потом заглянуть в магазин возле станции метро «Молодежная». Пытаемся нагладиться ласковых собак у теплой печки, не умерев от умиления, и начинаем беседу.
В начале разговора мы с Юлией рассуждаем о базовых вещах: эконаправленность — это вообще актуально для Беларуси? И получаем развернутый ответ.
— Понятно, что у нас пластик перерабатывается не досконально. Но по последним данным 2019 года, цифра по Беларуси составляет 17%. И это очень большой показатель — по нему мы близки к Европе. Собственно, и моя идея создать что-то свое возникла после посещения Тростенецкого полигона. Когда ты видишь, как огромные слои пластиковых пакетов закапываются в землю, понимаешь, что это ужасно. Ну, меня триггернуло.
Короче говоря, так у Юлии и возникла идея открыть магазин с товарами на развес без упаковки. Девушка рассказывает, что похожую реализацию этой идеи она уже видела в Берлине. Решила, что будет классно сделать что-то похожее в Беларуси.
— Вообще, покупать на развес — это наша обычная традиция, общая постсоветская привычка. А в экологическом плане — очень крутая идея. Мне кажется, в начале моего движения было суперправильно не думать про формат огромного магазина: я решила продвигать только товары, а от продуктов отказалась. Иначе с моей белорусской решительностью это была бы очень долгая и затратная история, — смеется предпринимательница.
В общем, проекту таки было суждено появиться. Для начала — в онлайн-формате.
— Начало работы было самым тяжелым. Все нужно настроить, где-то найти поставщиков, придумать, какие вопросы задавать… Как все это в принципе должно работать? — вспоминает свои эмоции Юлия. — Казалось, я буду гореть в бюрократическом аду вечно: это касается и налоговой, и «ипэшных» вопросов. Общение с администрацией происходило очень тяжело, и все это заставило меня понять: ну вот и она, взрослая жизнь. Тебе могут позвонить с утра и сказать, что ты не подал какую-то мегаважную бумагу, до обеда нужно заполнить кучу документов, а у тебя уже запланированы поставки и развозы. Но объяснить ты ничего не можешь: работники в администрациях привыкли иметь дело не с людьми, а с бумагами. Под предпринимателей в таких случаях никто не подстраивается.
Когда с начальными вопросами Юлия более-менее разобралась, она познакомилась с будущей коллегой Светланой и выиграла микрогрант в конкурсе социальных проектов. Тогда и поняла: отступать уже некуда, пора двигаться дальше.
— У нас были собственные небольшие накопления (около $1000) и маленький грант (еще примерно $800), — продолжает девушка. — Когда посыпалось по 20 заказов в день, мы поняли, что физически не можем справиться с этим потоком. К тому же у людей был большой запрос посмотреть и потрогать продукцию. Стало ясно: из-за того, что товар на рынке новый, белорусам необходима точка входа, где они смогут все уточнить, и только затем они становятся постоянными покупателями. Пока мы видим, что формат офлайна действительно выигрывает. Да, доставка — это круто, но, когда человек заказывает себе только два мыла, для нас это получается экономически невыгодно.
Юлия добавляет, что первое место для аренды она нашла в ТЦ «Силуэт». Восемь квадратных метров на цокольном этаже обходились в $190 в месяц.
— Признаюсь, что рядом с нашей точкой была компания, с которой мы не разделяли никаких общих ценностей. Плюс целыми днями там играли песни Валерия Меладзе, а на этаже была слабая проходимость. Когда у нас случался наплыв клиентов перед праздниками, им приходилось просто тусоваться в коридорах: внутри места хватало только для двоих.
В общем, все выглядело не очень вдохновляюще. Как раз в этот момент в Беларусь подоспел коронавирус, и судьба магазина оказалась в подвешенном состоянии.
— В это время мы перешли в онлайн-режим работы. У людей тогда в принципе не было денег, и у нас случился большой спад продаж. Но несмотря на это, нас продолжали поддерживать в онлайне. Наверное, клиенты понимали, что если мы закроемся, то они потеряют большой набор товаров, который мы для них закупаем, — рассказывает девушка о периоде трудностей. — Было такое, что мы писали: «Ребята, полный капец, кому нужны подарки?» — и на клич сразу реагировали. Такая вот солидарность.
Три дня назад магазин снова открылся в офлайн-режиме — теперь уже в новом месте. Рисково в период коронавируса? Да, но предчувствие у девушки хорошее.
— Нам стремно и круто одновременно. Сейчас мы делаем все возможное, чтобы восстановить нормальную жизнь людей. Минчане вкладывают много энергии в выходные дни, но в остальное время живут своей обычной жизнью и должны чувствовать себя комфортно. Поэтому для меня открытие физического пространства — это разговор про заботу о себе. Многие даже приходят к нам и задают вопросы о сортировке мусора, мы превращаемся в информационный центр. Оказывается, экологическая повестка не потерялась за политической. Значит, это все-таки актуально? — риторически спрашивает Юлия. — К тому же у нас было понимание, что если мы не откроемся в этом году, то сделать это в следующем будет гораздо тяжелее.
Что касается посещаемости, с ней все в норме. По словам Юлии, белорусы хоть и носят маски, но в магазины ходить не перестают.
— Сейчас у нас в среднем получается около десяти клиентов в день, все они закупаются примерно на 70 рублей. И для нас это вполне нормальный результат, — дополняет Юлия. — Конечно, многое зависит и от времени года. Ближе к январю люди уже начинают искать подарки, тогда средний чек может достигнуть и 150 рублей.
А еще девушка подробно объясняет, кто является целевой аудиторией магазина и почему она выбирает экотовары, которые стоят дороже масс-маркета.
— Какой-нибудь стандартный шампунь мы везде можем купить за 5 рублей. В Zerro только маленький брусочек стоит 12—16 рублей. Да, это существенная разница, но она оправданна. В продуктах из масс-маркета может быть намешана куча всего, что вредит организму. Мы же предлагаем альтернативу: продукцию с натуральными ингредиентами и изготовленную с использованием ручного труда. Например, наши шампуни делает врач, и все составы она изучает досконально. Понятно, что категория товаров с такими вложениями будет дороже по умолчанию, — поясняет Юлия. — Наверное, наши клиенты заинтересованы в первую очередь в том, чтобы ухаживать за собой без вреда здоровью и природе.
Девушка рассказывает, что сейчас она кайфует от работы и уверена, что два года назад сделала правильный выбор. Но мы все дальше отходим от романтики и интересуемся приземленными вещами: что там слышно по спросу?
— Ну да, работать только на своем вдохновении и делиться накопленным можно, только если ты очень богатый человек, — с улыбкой парирует предпринимательница. — Сейчас мы получаем минимальную зарплату — 10% от выручки. При этом она у нас гораздо выше, чем была в онлайне. Что касается физических точек, в прежнем магазине мы могли выручить до 1000 рублей в день, а сейчас эта сумма колеблется в районе 500. Правда, у нас есть ощущение, что это далеко не максимум. Сейчас мы ждем, когда люди узнают о нашем новом пространстве.
Под конец разговора девушка рассказывает, что пока единственное хлопотное дельце в ее бизнесе связано с вложениями в магазин. По подсчетам Юлии, осенью эта сумма уже достигла $10 тыс.
— Если бы я знала в самом начале, что мне придется отдать еще около $8 тыс., я бы подумала насчет открытия. Но пока я абсолютно не жалею о своем решении, вижу развитие и вкладываю в него. Да, это большая нагрузка, но для роста она необходима.
Если у вас есть история, которой вы хотите поделиться, напишите нашей журналистке по нику @oshurkev в Telegram.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by