Украина заплатила нашим клиникам десятки миллионов долларов за операции для своих граждан в Беларуси. Теперь эти люди боятся закрытой границы

 
21 423
16 ноября 2020 в 12:30
Источник: Евгений Олейник
Источник: Евгений Олейник

Белорусские границы резко закрыли 29 октября (официально с 1 ноября) на всех пунктах пропуска, кроме тех, что расположены на границе с Россией и в Национальном аэропорту Минск. Такое решение власти объяснили желанием предотвратить распространение коронавируса. Новость всполошила в том числе украинцев, потому как там сотни больных людей ожидают своей очереди на трансплантацию органов в нашей стране. Onliner пообщался с некоторыми из них.

Почку пожертвовала родная мать

Киевлянин Максим Шульга никогда особых проблем со здоровьем не испытывал. Он работал режиссером монтажа украинского телеканала, заботился о жене и маленькой дочке. Однако в ноябре 2018-го у молодого отца, которому на тот момент было всего 24 года, отказали почки. Друзьям и близким удалось собрать деньги на трансплантацию. Донором стала мать Максима. Операцию сделали в Киеве, но почка не прижилась.

Вот уже второй год парень находится на гемодиализе — минимум три раза в неделю ему необходимо приходить в больницу и очищать кровь. Провести повторную операцию в Украине нереально, потому как здесь это направление только развивается, за год осуществляется всего около десятка трансплантаций органов от умерших: сложно найти неродственных доноров, так как нет единой базы.

— Подобные операции для украинцев в других странах не делают, только в Германии и Беларуси. Однако в первом случае стоимость раза в два больше, поэтому, по сути, у нас выбор только один, — поясняет роль белорусской трансплантологии для соседнего государства Максим.

По словам киевлянина, Министерство здравоохранения Украины выделило на его лечение за границей $65 тысяч. Деньги в 2019-м перечисли на счет клиники в Минске, и сейчас молодой человек находится в очереди на трансплантацию.

В среднем украинцам приходиться ждать операцию в нашей стране по полтора года. При этом каждые три месяца такие пациенты должны ездить в Беларусь для типирования — сдавать кровь для базы, которая определяет совместимость донорского органа. Пропуск такой процедуры грозит тем, что человеку придется становиться заново в лист ожидания. У Максима такая процедура запланирована в следующем месяце, но он опасается, что не сможет на нее попасть из-за ограничений на въезд.

— Одну женщину из Львова, которой необходимо было приехать в Брест сдать кровь, не пропустили через вашу границу 30 октября. После чего спрашивали у белорусских пограничников, сможем ли мы проехать, но те не дают точного ответа, говорят, что «к каждому индивидуальный подход», мол, «ничего гарантировать не можем, но приезжайте». И ладно из Киева до Гомеля 260 километров, но есть же люди, которым необходимо преодолеть расстояние в два-три раза большее.

Сутки без диализа, ребенок в реанимации

Маленький житель города Запорожья Даниэль Шугаев вообще никогда не болеет. Но его сильный иммунитет и является основной проблемой, так как поражает не только вирусы, но и организм ребенка. Когда мальчику было шесть лет, врачи обнаружили у него это редкое аутоимунное заболевание. И вот уже четыре года он живет на диализе.

— Мы стоим в листе ожидания на трансплантацию в Беларуси с 2018-го, — рассказывает мать ребенка Александра Кудрина. — И если взрослый человек может просто передать кровь через кого-то в минскую клинику для типирования, то нам нужно обязательно туда ездить самим. Каждая такая поездка обходится более чем в 1000 евро с учетом самого типирования, билетов на поезд до Киева и самолет до Минска. Также необходимо оплачивать два диализа по $200, ведь только на дорогу к вам у нас уходят сутки. В прошлом году получилось, что, уезжая из Беларуси, не сделали диализ и ребенок почти впал в кому. Скорая его забирала прямо из поезда. Он месяц лежал в реанимации. Врачи ели спасли.

Собрать 1000 евро для семьи Даниэля, где работает один папа, непросто. Из-за нехватки средств малышу уже пришлось пропустить одно типирование. Семья надеется, что белорусские врачи пойдут им навстречу и сохранят их позицию в листе ожидания, а возможно, и сократят необходимое количество подобных процедур. Также малыш рассчитывает, что, если вдруг в Беларусь перестанут летать самолеты, как это уже было в марте, им позволят пересечь границу в другом пункте пропуска.

На счета белорусских клиник за операции уже перечислены миллионы долларов

Одними из первых о проблемах с пересечением границы пациентами соседней страны заговорила Всеукраинская платформа донорства IDonor. По словам ее основателя Ирины Заславец, случаи были единичны, и в итоге всех тех людей пропустили, однако до сих пор нет документа, который бы четко регламентировал проезд таких граждан.

— На прошлой неделе общалась с заведующим отделением координации забора органов и тканей для трансплантации Брестской областной клинической больницы Ростиславом Лавринюком, который написал мне, что с ноября они не вызывают на трансплантацию никого из Украины в связи с действующими ограничениями. Поэтому нам очень важно, чтобы ваш Совет министров официально включил иностранцев, нуждающихся в трансплантации органов и прочих медицинских услугах, в список лиц, на которых эти ограничения не распространяются, — говорит Ирина.

Собеседница отмечает, что за четыре года в белорусском листе ожидания на трансплантацию почек оказалось 487 украинцев, за всех них уже перечислено на счета наших клиник более 1 миллиарда гривен (по нынешнему курсу это примерно $35,7 миллиона).

— Украина развивает свою трансплантацию. За последний год у нас пересадили пять сердец, 12 почек, печенку, сейчас готовятся к трансплантации легких, но количество пациентов настолько велико, что мы не можем справиться своими силами и очень надеемся на помощь Беларуси. Рассчитываем, что ваша страна пойдет нам навстречу и не будет никаких препятствий для этой помощи, — просит основатель платформы.

Официально: с документами всех пропускают

В белорусском Пограничном комитете Onliner пояснили, что в связи со складывающейся эпидемической ситуацией с 1 ноября Беларусь приостановила въезд иностранцев на свою территорию. Вместе с тем в постановлении правительства указаны категории граждан, на которых данное ограничение не распространяется. К примеру, среди исключений есть категория иностранцев, осуществляющих перевозки стволовых клеток, органов для трансплантации.

— Что касается посещения гражданами Украины нашей страны с медицинскими целями, но не для перевозки стволовых клеток, органов для трансплантации, такие случаи, конечно, есть. В этих целях организовано взаимодействие белорусских пограничников с учреждениями здравоохранения для обмена информацией об этой категории нуждающихся в медицинской помощи иностранцев. Так, например, Республиканский научно-практический центр радиационной медицины и экологии человека города Гомеля уведомляет пограничников, что к такому-то числу ждут иностранцев для пересадок, анализов и т. п., — рассказал официальный представитель Госпогранкомитета Антон Бычковский.

По его словам, во всех случаях при предъявлении пограничнику документов, подтверждающих медицинскую цель поездки, решения по пропуску были приняты в пользу граждан. Такие факты были 5 и 7 ноября в пункте пропуска «Мохро» Пинского погранотряда. Оба гражданина предоставили документы, их пропустили.

В ведомстве уточнили: для въезда в страну по медицинским причинам человек должен документально подтвердить цель визита, тогда решение о пропуске будет принято в частном порядке.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот. Это анонимно и быстро