Идти на урок физики, зная, что тебя в очередной раз назовут «чучелом». Собираться в университет и дрожать, что преподаватель будет снова настаивать на интиме. Знать, что твое мнение никому не интересно, потому что всегда найдется кто-то влиятельнее и важнее. У этих историй с разным бэкграундом есть общий корень — желание сильных самоутвердиться за счет слабых. Самые изобретательные из них сменяют жертву за жертвой, требуют повиновения и говорят молчать, когда нужно кричать. Это рассказы из серии «забить и забыть» — о тех, кто должен помогать, но калечит личности и жизни.
Студенческая жизнь Ирины (имя изменено) начиналась, как и у всех: знакомство с одногруппниками, интересные предметы и мечты об успешном будущем. Идиллия закончилась после первого курса. Новый семестр познакомил студентов с новыми преподавателями, и один из них начал позволять себе странные намеки в адрес Ирины. Сначала все выглядело несерьезным и напрашивалось на обычную реакцию — сделать вид, что ничего не происходит, и забить. И вся эта ситуация вполне могла бы остаться незамеченной, если бы мужчина не перешел от слов к действиям.
— Все началось с середины семестра. На парах он постоянно оказывал мне повышенное внимание, окликал и часто вызывал отвечать, — начинает рассказывать Ирина. — Все это я пыталась игнорировать. А однажды после занятий он начал действовать. Сказал, что я отстаю по предмету, и предложил мне индивидуальное занятие. Тогда я ничего не поняла, подумала: может, это я как-то неправильно трактовала его слова?
Девушка вежливо отказалась от предложения и ушла. Но в следующую встречу все повторилось. Это был перерыв перед лекцией, Ирина заходила в аудиторию вслед за мужчиной.
— Когда он обернулся, увидел меня и спросил: «Ты подумала?» Уточнил, есть ли у меня парень. Я ответила утвердительно. Он задал вопрос, девственница ли я, сказал, что «сделает мне приятно». Я смогла только прошептать: «Нет, не надо» — и просто стояла в ступоре. Это такая защитная реакция организма, когда ты не знаешь, как себя вести. Тем более если речь идет о преподавателе, который старше тебя в два раза, — продолжает студентка.
На самой паре мужчина вел себя как обычно. В перерыве Ира вместе с одногруппниками вышла в коридор, преподаватель направился к ней.
— Подошел и сказал: «Ты же понимаешь, что это все между нами? Я на тебя не давлю, если откажешься, это не повлияет на отметку», — но просил подумать. Через неделю снова предложил провести выходные вместе. Мои друзья уже были в курсе происходящего и ждали меня перед аудиторией. Он заподозрил, что те все знают, начал орать. Я очень испугалась, соврала, что никому не рассказывала, и отказалась ехать с ним, — добавляет девушка. — На следующих парах я старалась не смотреть ему в глаза, отводила взгляд в окно. Из-за этого в середине занятия он снова начал на меня кричать. Я почувствовала, что скоро зареву, но сдержалась и просто вышла из аудитории.
Ирина решила, что для минимизации контактов с мужчиной нужно приходить на занятия перед самым началом и уходить с пар раньше остальных. Но преподаватель намеков не понимал и продолжал просить ее о свидании тет-а-тет. Постоянно встречаясь с игнором, он все-таки решил пойти в наступление. Он остановил девушку в коридоре и начал трогать за плечи. Ира убежала и после этого старалась избегать любых встреч с преподавателем. Но приближался день икс — чего ждать на экзамене, девушка не представляла.
В тот день Ирине нужно было сдать еще и курсовую, поэтому на экзамен она немного опоздала. Преподаватель отказался ее принимать и отправил на осеннюю пересдачу, предложив подумать над «индивидуальными занятиями».
— Мы остались в аудитории одни. Он сказал, что у меня недостаточно знаний, начал унижать и снова предложил съездить с ним на отдых. Я резко отказалась. В ответ он меня приобнял и начал тянуться, чтобы поцеловать. Я включила дурочку, отошла, объяснив, что мне пора. А ему было все равно. Он приблизился, взял меня за подбородок и притянул к себе. Я вырвалась и направилась к выходу, а он ударил меня по ягодицам. Я смогла сказать только: «Что вы себе позволяете?» Просто не осознавала, что меня домогались прямо во время экзамена! Была вежлива до конца и вышла из аудитории, когда он в очередной раз предложил мне подумать над «индивидуальными занятиями». А что еще я могла сделать? Он выше и сильнее меня в два раза — кто знает, чего ожидать?
После этого случая Ира окончательно решила, что ей нужна помощь. Она знала, что в университете есть психологи, и обратилась к одному из них.
— В кабинете у меня началась истерика. Психологу было жаль меня, она даже предложила сходить со мной на экзамен. Я отказалась: боялась, что преподаватель меня завалит. В июле мы с родителями поехали на море. Моя мама узнала о произошедшем первой, отцу я рассказала поздно: переживала, что начнутся физические разборки. Родители предлагали написать заявление в милицию, но я отговорила: была эмоционально истощена и знала, что снова пережить все эти воспоминания не смогу.
Так на семейном совете было решено, что перед пересдачей Ира расскажет обо всем деканату.
— Туда я пришла в августе. В деканате на меня посмотрели недоверчиво. Чтобы убедиться, что я не вру, позвонили моему психологу. Естественно, она подтвердила, что я обращаюсь за помощью с июня. На этом все, мне так и не сказали, будут ли что-то решать с этой проблемой, — утверждает Ирина. — Когда я пришла на экзамен, преподаватель поставил мне четверку и даже ничего не спросил. Сказал: «Иди отсюда» — и на этом наше общение закончилось.
Ира рассказывает, что вспоминать эту историю ей всегда будет тяжело. По словам девушки, она до сих пор вздрагивает, когда видит преподавателя в коридоре.
— Сейчас, если кто-то из парней пытается со мной познакомиться, я начинаю давать заднюю. Любая интимная ситуация вызывает у меня противные чувства. Я заметила, что стала намного более агрессивной, перестала смотреть на мир через розовые очки и вижу подвох в каждой ситуации. Теперь я отвечаю агрессией на агрессию.
Ирина считает, что даже оправдывать шутки с сексуальным подтекстом от преподавателей нельзя. Кому-то они кажутся смешными, а кто-то будет бороться с последствиями юмора «шутника» много лет.
— Все это — эмоциональное насилие: преподаватель старше тебя, у него нет никаких полномочий так поступать. Не нужно считать, что студенты уже взрослые и могут за себя постоять: мы поступали в университет в 17 лет. Нас учили, что старших нужно слушать и уважать, как бы они к тебе ни относились. А вот те вполне могут этим пользоваться. Понимаете, я ведь даже не могла ответить этому человеку, он бы просто завалил меня на экзамене. Ну что я могу сделать, если у него связи, а все вокруг говорят, какой он крутой специалист? Мне ответят, что эту историю я придумала.
Ирина говорит, если бы ей снова пришлось переживать подобную ситуацию, она бы точно дала отпор мужчине и пошла бы напрямую к ректору.
— Мне очень повезло, что я сразу обратилась к психологу — она подтвердила, что я не вру. Думаю, с моим преподавателем именно поэтому и поговорили. Я уверена, что о таких вещах знакомым нужно рассказывать обязательно: тогда у тебя будет поддержка свидетелей. Сама я решила предать все это огласке только для того, чтобы ответственные люди не закрывали глаза на происходящее.
О школьном буллинге написано достаточно историй. Чаще всего потерпевшие от жестокости рассказывают об издевательствах ровесников. Но если с детским поведением еще можно что-то решить, то бороться с травлей со стороны преподавателей намного сложнее. История Екатерины — это типичный сюжет о стереотипах, нестандартной детской внешности и консервативном взгляде учителя.
— На седьмом году обучения у нас появился сборный класс, а нашим руководителем стала преподавательница физики. Сначала эта женщина вела себя нормально, но со временем стала переходить на личности. Могла при всех поднять ребенка и начать отчитывать за внешний вид. Доставалось в том числе и мне. У меня была небогатая семья, денег на качественные костюмы не было, да и найти красивую обувь на мой 41 размер ноги было сложно. Но классная в комментариях не стеснялась. Для нее в принципе был очень важен внешний вид — хвалила она только тех, кто носил блузочки-юбочки-платьица, — начинает свой рассказ Екатерина.
Девушка дополняет, что сейчас она не помнит подробностей этих унижений: ее мозг как будто удалил все негативные эмоции. Екатерина складывает школьную картинку из пазликов воспоминаний. В одном из них она училась выслушивать оскорбления вроде «курицы» и «попугая» с каменным лицом. И кажется, готова была пропускать их мимо ушей до конца школы. Но все изменилось, когда классная впервые вызвала ее родителей.
— Так вышло, что я решила сделать себе три прокола в ухе. Мама была не против и даже купила мне специальные сережки. Ну, так оно и получилось. Классная это увидела и потребовала родителей в школу. Когда они услышали, по какой причине их вызывают, просто не поверили: кого волнует такая мелочь? В итоге маму все же отчитали. Классная сказала: она, взрослая дама, сама не носит украшений, так почему это позволено ребенку? Мама говорила, что это мое дело, но переубедить эту женщину было сложно. Может, эту историю мы бы и забыли, но тут я решила постричься.
Екатерина рассказывает, что увидела объявление, в котором искали модель для каталога. Девушка сходила на стрижку, коротко обрезала волосы и покрасила их в несколько цветов.
— Когда я пришла в таком виде на занятия, классная совсем перестала сдерживать себя в эмоциях. Говорила, что у меня «обгаженные» джинсы и ужасная обувь, а сама я «чучело». Притом замечу, что я всегда ходила в чистой одежде и была аккуратной. И у меня включилась защитная реакция: я перестала обращать внимание на ее слова. Как раз это и начало выводить женщину из себя.
От унижения семиклассницы учительница перешла к оскорблению родителей. Говорила, что за Екатериной никто не следит, что дочь им не нужна и сами они люди плохие.
— Это был край, и тогда я впервые решила ответить классной. Сказала, что у нее тоже есть недостатки, но я ей об этом каждый день не напоминаю. Я собрала вещи и ушла домой, позвонила родителям и все рассказала. Мама переживала, чтобы у меня не было проблем, считала, что мне не нужно было огрызаться. А вот папа сразу поддержал.
Но даже несмотря на резкий ответ школьницы, классная Екатерины в войне за монополию мнений отступать не думала. Она решила навещать семью девочки дважды в месяц как «неблагополучную». Ну разве может быть иначе, если ребенка не держат в ежовых рукавицах?
— Ни к кому, кроме меня, она больше не ходила. Представьте: родители работают и хотят вечером отдохнуть, но вынуждены выслушивать какой-то бред обо всем, что я делаю, — рассказывает девушка. — Например, однажды учительница пожаловалась моей маме, что на перемене я посидела рядом с цыганскими детьми. Видимо, это было чем-то критичным. Родителям моей лучшей подруги она в принципе советовала держать дочь подальше от меня. Напрямую говорила, что я угроблю эту девочку.
Все это продолжалось до очередного конфликта. Случилось, что классная довела Екатерину до слез и вечером навестила ее родителей как ни в чем не бывало.
— Мой папа знал о произошедшем и просто не выдержал. Задал ей вопрос напрямую: «Да что тебе сделала моя дочь?» Отдал ей вещи, выставил за дверь. К счастью, после этого она к нам не ходила. Лишь однажды вызвала меня к доске, упомянув, что родители мне многое позволяют.
По словам Екатерины, ей повезло, что все это время родители ее поддерживали. А вот в психологическом плане семикласснице приходилось несладко. Девочка боялась идти на уроки и стала более раздражительной.
— Меня удивляло, что преподаватель не смотрела на мои хорошие отметки — только на мою внешность. Я всегда готовилась к физике, но, как только выходила к доске, так нервничала, что все забывала. Думала не об учебе, а о том, чтобы меня снова не отчитали.
Но вот школьные годы закончились. Кажется, с этим должен был уйти в небытие и конфликт учителя с учеником. А дальше случилась встреча выпускников, и сцена из детства повторилась. Классный руководитель увидела Екатерину и не упустила момента поздороваться.
— Когда мы встретились, она задала мне единственный вопрос: не родила ли я. Понимаете, человек делал выводы обо мне, только исходя из моего внешнего вида. Она ведь даже не могла предположить, что я занималась спортом и ходила в воскресную школу.
Сейчас у Екатерины есть дочь, девушка старается научить ребенка грамотно отстаивать позицию и не допускать оскорблений в свой адрес. По ее мнению, так следует поступать всем родителям.
— Когда я забираю дочь из садика, она рассказывает, во что играла с ребятами. Говорит, подружка приказала ей что-то сделать, а она не хотела. И я ей объясняю, что никто не имеет права что-то ей приказывать, а вот отказаться она может всегда. Мне кажется, от такой просветительской работы многое зависит.
Справиться с подобными ситуациями, когда ты еще несовершеннолетний или только-только вступил во взрослую жизнь, бывает очень сложно. Психолог Олеся Пономаренко рассказала, что можно предпринять самостоятельно, если с вами случилось что-то похожее.
— Во всем мире домогательства преподавателей называются харассментом: человек злоупотребляет своей властью над студентом и ощущает определенную защиту со стороны заведения. Когда в такую ситуацию попадает студентка, она чувствует себя очень маленькой и беззащитной перед лицом важного человека. Проблема в том, что ей начинает владеть страх — именно этого и ждет преподаватель. Нужно понимать, что этот человек находится на работе и является наемным сотрудником, имеющим обязательства перед студентом.
Поэтому первое, что нужно сделать девушке для своей уверенности, — это записать разговор на диктофон. После этого нужно сказать преподавателю, что она сможет за себя постоять, и начать настаивать только на официальных отношениях. Предупредить, что в случае, если ее знания будут оценивать, исходя из каких-то других факторов, ситуация будет иметь последствия. Упомянуть, что о произошедшем может стать известно деканату, проректору и даже прокуратуре. В этот момент ситуация станет более выгодной для девушки. Но действительно, есть и такие случаи, когда деканаты становятся на сторону преподавателя. Правда, чаще это происходит только при разговоре со студентом. Обычно с самим преподавателем все-таки беседуют.
Что касается ситуации в школе, это тот же буллинг или травля, и делать это могут как преподаватели, так и ученики. В такой ситуации ребенку нужно обратиться к родителям. Понятно, если они адекватные. К сожалению, есть семьи, в которых детям говорят, что все это ерунда. Давайте рассмотрим оба варианта.
Допустим, ребенок рассказывает, что преподаватель настраивает против него других ребят. Он обращается к своим родителям, а те никак не реагируют. В этом случае школьнику нужно идти к руководству учебного заведения. Если же семья адекватная, стоит обратиться к своим родителям. Им нужно подойти к преподавателю и поговорить о том, что это непрофессиональный подход, потребовать прекратить такие действия. Если преподаватель не услышал, обращаться к руководству школы. Желательно иметь какие-то доказательства: например, слова детей, которые были свидетелями оскорблений. Главное в таких ситуациях — чувствовать себя уверенно и демонстрировать, что ты готов идти до конца.
Важно знать:
Хроника коронавируса в Беларуси и мире. Все главные новости и статьи здесь
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Самые оперативные новости о пандемии и не только в новом сообществе Onliner в Viber. Подключайтесь
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by