Угон самолета и тазик с водой в библиотеке — собрали несколько странных поступков белорусских художников

 
8308
27 июля 2020 в 13:39
Источник: Анастасия Рунец
Источник: Анастасия Рунец

Родился, рисовал натюрморты и партизан, выставился один раз в Национальном художественном музее, если повезло, уехал за границу — и все. Как-то так многие люди и представляют жизнь белорусских художников. Она кажется воплощением умиротворения и размеренности. Но иногда белорусские художники делают странные вещи: пытаются угнать самолет, плещутся в тазике с водой посреди Национальной библиотеки и приходят на выставки голыми, чтобы бороться с цензурой.

Геннадий Хацкевич хотел угнать самолет

Геннадий Хацкевич — легенда белорусского авангарда и в целом довольно яркий персонаж Минска. Однако в историю он вошел не только как художник, но и как воздушный террорист.

13 сентября 1987 года он потребовал от пилотов рейса Минск — Ростов-на-Дону поменять направление и отвезти его в Париж, в ином случае обещал взорвать самолет. Правда, настоящей взрывчатки у него не было, зато был муляж — хозяйственное мыло с прикрепленными к нему проводами, которое он выдавал за динамит.

— Мы видели Париж только в кино, простой человек не мог взять и поехать туда, — рассказывает друг Геннадия Адам Глобус. — Он думал о разных путях, все-таки угон самолета — очень рискованный шаг. Его могли бы просто расстрелять. Не думаю, что он кому-то рассказывал о своих планах, его бы отговорили. Перед полетом он очень волновался и переживал, плохо выглядел.

Фото: «Комсомольская правда». Геннадий Хацкевич на фоне своих картин

Самолет все-таки приземлился в Ростове, где у Геннадия отобрали моющее средство. Некоторое время художник провел в ростовской тюрьме.

— Самое интересное в этой истории — общественная реакция, — продолжает Адам. — Художники собрали подписей 500, я точно не помню, в защиту Гены. Объясняли, что это художественный жест, слабость, болезнь — словом, все, кроме терроризма. Это самое важное в истории — его не бросили.

Хацкевича признали психически нездоровым, и художник отправился в Новинки. Попасть в Париж у него получилось только в 1990-м. На этот раз автостопом.

Несмотря на крайнюю необычность поступка и бурную реакцию художественного сообщества, ни в одном известном в то время белорусском СМИ статей не было. Первая заметка вышла в «Комсомольской правде» 9 декабря 1990 года и была довольно сухой. В ней Геннадий значился в списке воздушных террористов СССР.

«1987. При попытке угона ТУ-134 из Минска в Париж задержали художника Хацкевича. Судебно-психиатрической экспертизой он признан невменяемым».

Геннадий Хацкевич умер 6 лет назад, ему был 61 год.

Алексей Кузьмич разбрасывал мусор на открытии выставки и прокалывал кожу значком

Если загуглить стоящие рядом слова «Беларусь», «художник» и «скандал», вся первая страница результатов поиска будет об одном человеке — Алексее Кузьмиче. Напомним, что он сделал. Осенью 2019-го на открытии одной из выставок в Минске он появился абсолютно голый, но все-таки ради соблюдения правил этикета прикрылся. Правда, табличкой с надписью «Министерство культуры», но прикрылся ведь!

Фото: Алексей Кузьмич

Эта акция — самая популярная из всех, сделанных художником. Она вызвала огромный резонанс в СМИ, а НЦСИ, в котором все и произошло, потребовал публичных извинений, угрожая судом. Алексей извинился. В том числе и за то, что «не вставил пропеллер в конструкцию». На художника все-таки подали заявление, однако суд принял решение не возбуждать уголовное дело.

— Акция «Щит или министерство фаллокультуры» в мгновение сделала меня известным, на что я не рассчитывал и не особо был к этому готов. Фидбэк в виде угроз уголовного преследования и все новых заявлений об оскорблении чьих-то чувств длился 2,5 месяца. Некоторые до сих пор подозревают меня в связях с КГБ из-за того, что не закрыли, — рассказывает художник.

В феврале 2020-го Алексей устроил еще один перформанс. Он называется «Родина-BDSM» и посвящен теме подчинения человека идеологическим скрепам. В ходе перформанса Кузьмич сжигает свою старую инсталляцию, завязывает себе глаза красной тканью, напоминающей пионерский галстук, опять раздевается (исключительно в целях искусства) и прокалывает кожу комсомольским значком. Есть видео на YouTube.

— Не понравилось, что СМИ попытались максимально упростить смысловую нагрузку акции, до уровня какого-то протеста против БРСМ, на который, мне, к слову, нас...ть, — говорит Алексей. — Но то, что получилось зигануть так, чтоб на тебя не навесили ярлык фашиста, — круто. Значит, читатель еще обладает способностью критически мыслить.

Выглядит немного больно и вызывает вопросы, но художник отвечает на них в описании. Там и смысл акции, и пару слов о БРСМ, и даже Манифест мертвого BDSM-щика. Резонанса, сравнимого со «Щитом или министерством фаллокультуры», «Родина-BDSM» не получила.

А первая акция художника называлась «Творец без яЕц». Ее он провел на фестивале «Арт-Минск» в 2019 году. Эта акция «о месте художника в существующей институциональной системе координат» и «его роли обслуживающего персонала в оформлении бизнес-задач и идеологий правящей верхушки». В общем, Алексей пришел на открытие выставки и сначала разбрасывал бумажки, а потом их убирал, и все это в ярком костюме. Даже в момент речи по поводу открытия выставки. Кураторы, кажется, не были к такому готовы, но быстро сориентировались. Конечно же, есть видео. Алексей говорит, что понимал — дороги назад после этого уже не будет.

— После акции меня забанили к участию в последующих выставках банка, а недавно еще и грозились подать в суд за осквернение их достоинства и репутации. Первая акция не получила резонанса. Руководство фестиваля спустило все на тормозах, по-тихому отправив меня в бан маргиналов, — рассказывает художник.

Дмитрий Вишнев плескался в тазике в Национальной библиотеке

В 1999 году Змитер Вишнев и перформанс-группа «Спецбригада африканских братьев» плескались в тазике с водой в старом здании Национальной библиотеки. А еще били лампочки и запускали бумажные самолетики. Из одежды на них были шорты, ласты и маски для ныряния. Всплески иллюстрировали реалии нашей жизни, которую мы видим через фотоаппараты, экраны телевизоров и окна автомобилей. Все это проходило в рамках выставки и было заранее обговорено, но что-то пошло не по плану и случился небольшой скандал.

— Это был полностью художественный перформанс, но, возможно, тазики обидели каких-нибудь чиновников, — рассказывает Змитер. — Все-таки это Национальная библиотека — и такие фривольности. Журналистка с госрадио рассмотрела в этом политический контекст и сказала, что мы призываем к войне в Югославии. Это тот случай, когда политику видят там, где ее нет. А так зрители реагировали позитивно, все были в хорошем настроении.

Кроме призывов к войне, художников обвинили в том, что они разделись перед окнами Администрации президента, возле которой стояло старое здание Национальной библиотеки. В итоге перформанс все-таки сочли пацифистским, никаких дел и развития скандала не было.

Важно знать:

Хроника коронавируса в Беларуси и мире. Все главные новости и статьи здесь

Самые оперативные новости о пандемии и не только в новом сообществе Onliner в Viber. Подключайтесь

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!