Читатель возмутился тем, что банк поменял условия по карте без его ведома. Что ответил Нацбанк?

 
18 832
121
22 июля 2020 в 9:58
Автор: Настасья Занько. Фото: архив Onliner

Наш читатель рассказал, что банк в одностороннем порядке изменил условия по его карте и об этом он узнал только после того, как банк списал деньги на обслуживание. Читателя возмутило, что банк не прислал ему ни СМС, ни оповещений в мессенджерах, ни письма по электронной почте, ни push-уведомления в интернет-банкинге. В ответ банк отмечал: вся необходимая информация была размещена на сайте задолго до изменений. Что об этой ситуации думает Нацбанк?

Мы отправили запрос в Национальный банк по поводу этой истории. И вот какой ответ получили: «Согласно нормам статьи 22 Банковского кодекса Республики Беларусь (далее — Банковский кодекс) взаимоотношения банков и их клиентов строятся на основе банковского законодательства и заключенных договоров. Все обязательства банков и их клиентов вытекают из условий заключенного договора согласно свободному волеизъявлению сторон.

При этом банки самостоятельно определяют условия заключения сделок, не противоречащих законодательству. При осуществлении операций с использованием карточек банки руководствуются Инструкцией о порядке совершения операций с банковскими платежными карточками, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 18.01.2013 №34 (далее — Инструкция №34), предусматривающей наличие у банков локальных нормативных правовых актов, определяющих порядок и правила проведения операций с карточками. С учетом норм пункта 9.1 инструкции №34 банк-эмитент до заключения договора об использовании карточки (кредитного договора) или при замене карточки обязан представить клиенту сведения об установленных им перечне и размерах вознаграждений (плат), взимаемых с клиента.

Клиент письменно или с использованием систем дистанционного банковского обслуживания подтверждает получение указанной информации. В соответствии с частью четвертой пункта 7 инструкции №34, в случае изменения перечня и (или) размеров вознаграждений (плат), взимаемых с клиента, банк-эмитент не менее чем за 7 рабочих дней до вступления в силу планируемых изменений уведомляет о предстоящих изменениях клиента и обеспечивает возможность достоверного подтверждения факта такого уведомления в течение не менее одного года с даты уведомления.

Если в договоре об использовании карточки (кредитном договоре) содержится условие, предусматривающее уведомление клиента с использованием только электронных каналов информирования (одного или нескольких), банк-эмитент направляет уведомление исключительно посредством индивидуального электронного канала информирования (SMS-сообщение, push-уведомление, сообщение, направленное посредством использования мессенджеров, электронной почты, интернет-банкинг, мобильный банкинг).

В целях повышения качества обслуживания клиентов банк самостоятельно выбирает способы информирования клиентов. Так, банк может размещать информацию на информационных стендах касс, обменных пунктов, расчетно-кассовых центров, а также на своем официальном сайте в сети интернет.

С учетом изложенного полагаем, что конкретный способ предоставления банком-эмитентом держателям карточек информации о перечне и размерах взимаемых банком вознаграждений (плат), взимаемых с клиента, может быть определен в соответствующем договоре.

Следует также отметить, что с учетом норм статьи 26 Банковского кодекса в функции Национального банка не входит регулирование тарифов банков. Банки самостоятельны в своей деятельности относительно формирования тарифов и несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Размер комиссионных вознаграждений устанавливается банками на конкурентной основе с учетом экономической целесообразности, окупаемости предоставляемых услуг. Сегодня на рынке банковских услуг формируется конкурентная среда (банки предлагают разные условия и тарифы, проводится работа по внедрению новых сервисов для клиентов). При этом ряд безналичных и наличных операций предоставляется клиентам бесплатно.

Банки совместно с платежными системами проводят рекламно-информационные кампании, акции и пресс-конференции о преимуществах безналичных расчетов, сервисах дистанционного банковского обслуживания, а также новых продуктах на основе карточек с широким спектром дополнительных услуг и сервисов; программы лояльности по предоставлению скидок держателям карточек при оплате товаров (услуг). При этом решение о приобретении того или иного продукта на основе карточки остается за клиентом».

Национальный банк также проанализировал и ответ «ВТБанка», который получил наш читатель.

«Проанализировав полученную от банка информацию, полагаем, что со стороны банка отсутствуют какие-либо нарушения законодательства в части информирования вас и взимания комиссионного вознаграждения „Сервисное обслуживание счета, в месяц“», — отметил регулятор.

Хроника коронавируса в Беларуси и мире. Все главные новости и статьи здесь

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Самые оперативные новости о пандемии и не только в новом сообществе Onliner в Viber. Подключайтесь

Автор: Настасья Занько. Фото: архив Onliner