Made in Belarus. В Бресте уже 26 лет шьют одежду для кукол Barbie

32 030
247
16 июля 2020 в 8:00
Автор: Дарья Спевак. Фото: Максим Тарналицкий

Made in Belarus. В Бресте уже 26 лет шьют одежду для кукол Barbie

Onliner продолжает цикл Made in Belarus — о наших земляках, которые поверили в себя и показали миру, на что способны. Сегодня рассказываем о довольно необычном предприятии — брестской фабрике одежды для кукол, в том числе Barbie. Купальники, шубы и даже защитные костюмы с масками — брестчанки шьют любую одежду, только с приставкой «микро». Жители областного центра до сих пор удивляются, что такая фабрика есть в их городе и вообще в Беларуси, хотя «Виана» работает уже 26 лет. О том, как создаются модели, что сложнее всего пошить и кто обычно покупает кукольные одежки, мы поговорили с директором предприятия Мариной Орловой.

Сегодня «Виана» продает свои товары по большей части в Россию и Казахстан, ведь в Беларуси мало знают и о товаре, и о таком производстве. За 26 лет здесь придумали и пошили более 200 моделей одежды. Брестчанки шьют наряды для кукол Barbie, Ken, Steffi Love, Evi Love, Winx, Bratz, Baby Born, Baby Annabel. Цены от производителя — от 2 до 19 рублей.

— В 1990-х мы со знакомой шили одежду для литовской фабрики кукол. Дизайн продумывали и сами, а также изготавливали вещи по готовым эскизам. Где-то через год пришла мысль: почему бы не продавать свой товар отдельно? Тогда это было очень сложно, потому что никто не воспринимал кукольную одежду как товар, — вспоминает Марина Орлова.

Одним из первых магазинов, с которым фабрика заключила договор, был ЦУМ. Было это в 1996 году. Марина говорит, что на презентациях одежды для кукол люди часто удивлялись, особенно брестчане: не могли поверить, что в их городе есть такое производство.

— Помню, на презентации одна девушка спросила: «А где же продаются такие одежки?» Я ответила, что в нашем ЦУМе, прямо возле кассы. Она сильно удивилась, потому что все время ходила с ребенком в ЦУМ и не замечала наших товаров. Это сейчас людей мало чем удивишь, — говорит директор фабрики.

Первые модели «Виана» шила для литовских и российских кукол, похожих на Barbie: они немного отличались шириной бедер и рук, но в целом были идентичны. Дела шли неплохо, но позже Марина и ее подруга разделились: каждая решила работать самостоятельно. Так в Бресте стало два производителя одежды для кукол. Но Марина говорит, что ее подруга пока прекратила свою деятельность.

— Сначала мы работали только с белорусскими магазинами: ГУМ, ЦУМ, торговый дом «На Немиге», универмаг «Беларусь». Всегда старались сотрудничать с «Детским миром» в каждом городе. Структура торговли меняется, некоторые магазины стали брать нашу продукцию через оптовиков, поэтому мы уже не знаем всех точек продаж одежды, — рассказывает она.

Потом «Виана» начала активно осваивать российский рынок. С 2006 года Марина ездила в соседнюю страну на каждую выставку детских товаров.

— Первое время были просто сумасшедшие восторги! Сами организаторы подходили, ахали и охали. Восхищалось много женщин моего возраста, потому что в нашем детстве не было таких возможностей: в основном рисовали одежду для кукол на бумаге и потом вырезали. Дети с каждым годом увлекаются куклами и одеждой для них все меньше, потому что гаджеты интереснее, — считает Марина.

Первых швей, вспоминает она, набирали просто по объявлению. Тогда пришлось испытать сотни человек: работа действительно ювелирная и не каждому под силу. Из сотни желающих на фабрике оставались один-два человека.

— Это, конечно, колоссальный труд. И очень жаль, когда мы вынуждены терять таких людей из-за кризисов или чего-то еще. Швеям, которые приходят с большого производства, очень сложно шить эту мелочь. Плечевой шов — два сантиметра и две закрепки. Перестроиться с длинного шва на короткий совсем непросто. Мне кажется, человека проще научить с нуля, чем переучивать. Мы сразу объясняем по телефону, насколько это сложно, чтобы не тратить время ни потенциальных сотрудников, ни свое. Отклонение в один миллиметр для нас — огромное. Благо сейчас в моде оверсайз — это нас иногда спасает, — смеется Марина.

На брестской фабрике одеть куклу могут от и до — начиная с нижнего белья и заканчивая шубами и пальто. Обувь, правда, не делают. Сложность работы, говорит директор, зависит от ткани и модели изделия — все как и с одеждой для людей. Эскизы кукольных одежек создаются на фоне человеческой моды: сотрудники компании всегда следят за деятельностью топовых мировых дизайнеров и показами. Это ценят и маленькие девочки, и коллекционеры.

— Начинали мы с очень простых вещей. К большой радости, эта мода возвращается. Но вообще, мы стараемся делать и повседневную одежду, и сказочные платья. Три основных критерия, на которые мы ориентируемся, — это мода, хорошая посадка и низкая цена. Когда я иду по улице и вижу женщину в красивом наряде, то мысленно примеряю ее одежду на кукол. Сегодняшняя мода позволяет делать очень много, в ней практически нет ограничений. Жаль, что невозможно воплотить все свои идеи в жизнь: коллектив маленький, экономика не всегда стабильна, — говорит брестчанка.

Все известные кризисы, конечно, сказались на компании. Одежда для кукол — это не товар первой необходимости. «Виане» пришлось закрываться дважды: в 2008—2009 годах и в середине 2010-х. После этого снова вставали на ноги и вливались в новые реалии. За 26 лет работы они переехали раз семь: постоянно менялась стоимость аренды или планы арендодателя. Марина сравнивает каждый переезд со стихийным бедствием. Плюс при смене адреса нужно полностью проходить все круги ада по сертификации продукции.

— Выживали, потому что сначала был один кризис, потом второй… К концу 2000-х поняли, что офлайн-торговля потихонечку утихает, поэтому ушли в онлайн. Сначала работали только на своем сайте, а пару лет назад пошли на маркетплейс и сделали ставку на соцсети, — вспоминает директор фабрики. Сейчас основные продажи компания делает через Wildberries и Ozon.

Посмотреть эту публикацию в Instagram
Публикация от Одежда для кукол Барби # ВИАНА (@viana_dollsclothes)

В день фабрика шьет от 150 до 400 изделий в зависимости от сложности. Одни вещи изготавливаются пять минут, другие — час. Над одеждой работают порядка десяти швей, в месяц они получают чуть больше минималки. Говорят, для Бреста это стандартная зарплата. Некоторые работают здесь с начала 2000-х.

В небольшом, но уютном цеху работа строится так: сначала девушки проверяют ткань, чтобы не было брака, потом раскраивают ее, позже расписывают замеры и другие техпараметры и передают швеям. Дальше эти изделия выворачивают наизнанку, тщательно проверяют их качество и украшают. В итоге готовые изделия идут упаковку — это делается вручную.

Коробки и шкафы в цеху завалены тканями и упакованными одежками. Среди бестселлеров — сказочные и свадебные платья, а также простейший повседневный комплект из юбки и майки. Некоторые модели популярны уже более 20 лет.

Коронавирус, кстати, тоже отразился на кукольной моде. «Виана» сделала специальный защитный костюм в трех цветах: белом, синем и персиковом. К костюму прилагаются и медицинские маски. Марина говорит, что спрос на этот наряд колоссальный.

Директор фабрики не строит большие планы и не думает о перспективах: продукт не массовый, да и ситуация с COVID-19 вносит коррективы в экономику. Как держаться? Как и все 26 лет — на энтузиазме.

— Я все время говорю, что нам очень повезло с работой: остальные просто зарабатывают деньги, а мы дарим людям такую радость. И получаем ответную реакцию, — говорит Марина Орлова.

От редакции. Если вы знаете соотечественников, которые создают незаурядные вещи и прославляют свои имена за пределами Беларуси, пишите на va@onliner.by.

фэшн-кукла, серия Barbie Fashionistas, рост: 29 см
фэшн-кукла, серия Barbie Made to Move
фэшн-кукла, серия Barbie Fashionistas, рост: 29 см

Другие тексты рубрики:

Хроника коронавируса в Беларуси и мире. Все главные новости и статьи здесь

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Самые оперативные новости о пандемии и не только в новом сообществе Onliner в Viber. Подключайтесь

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by

Автор: Дарья Спевак. Фото: Максим Тарналицкий