13 июля 2020 в 8:00
Автор: Дарья Спевак. Фото: из личного архива героев публикации

«Преподаватель давал нам свои тесты, и после них задания ЦТ были элементарными». Абитуриенты рассказывают, как получили 100 баллов на ЦТ

Автор: Дарья Спевак. Фото: из личного архива героев публикации

Централизованное тестирование в Беларуси выходит на финишную прямую. Абитуриентам осталось сдать географию и всемирную историю. Последний экзамен пройдет 16 июля: в этом году сроки ЦТ немного сдвинулись из-за коронавируса. Первые результаты уже есть: по белорусскому и русскому языкам, математике и обществоведению. Есть и первые стобалльники, которые рассказали Onliner, как готовились к тестированию, что помогло им получить такой результат и что они будут делать с этим дальше.

«Перепроверила раз пять сам тест, а потом еще раз пять — поставленные крестики!»

Женя окончила столичную школу №1 со средним баллом 9,9 и золотой медалью. Как видно, все предметы давались ей примерно одинаково, но больше всего девушке нравятся химия, белорусский и русский языки, литература и математика. Абитуриентка прошла ЦТ по белорусскому, математике, химии и биологии. Первый предмет сдала на сто баллов из ста.

— Я не занималась с репетиторами и начала готовиться к белорусскому в одиннадцатом классе. В основном это были самостоятельная подготовка и занятия со школьным учителем — моим классным руководителем. Она замечательная, потому что часто разговаривала на белорусском и вне школы, то есть эта «беларускасць» присутствовала у нас в классе и в моей жизни не только на уроках: это могли быть конкурсы, сценки и мероприятия по белорусскому языку. Думаю, это большой вклад в то, что я получила наивысший балл на ЦТ, — начинает Женя.

Девушка признается, что никогда не думала сдавать на тестировании русский язык: все-таки душе ближе белорусский. К тому же, когда Женя была в десятом классе, в школе ввели профильные классы по нему, где язык изучали на углубленном уровне.

— Целенаправленно я готовилась только к химии (результатов тестирования по этому предмету пока еще нет. — Прим. Onliner), часто участвовала в олимпиадах. К остальным предметам начала приступать уже в одиннадцатом классе, к белорусскому — где-то в январе. Нельзя сказать, чтобы я регулярно отводила этому, например, пять или шесть часов в неделю. Три раза в неделю в нашем классе были занятия, а также один факультатив, — вспоминает абитуриентка.

«Совсем усердно», говорит Женя, она начала готовиться к белорусскому в последней четверти, когда школьникам сначала продлили каникулы, а потом девушка не ходила в школу из-за эпидемии.

— Тогда я уже стала решать тесты прошлых лет и уделяла белорусскому освободившееся время. За неделю до ЦТ прорешивала тесты очень усердно, — улыбается она. — Ночь перед тестом прошла вполне себе нормально: не могу сказать, чтобы я сильно волновалась. Пришла на экзамен спокойно и даже не думала, что от него может зависеть моя будущая судьба.

Жене попался 4-й вариант теста. Говорит, он был не очень сложным, но и не легким. Никаких заоблачных заданий не попадалось: все решаемо и в рамках школьной программы.

— На экзамене сидела все два часа, отведенные на тестирование. Я все решила и после этого перепроверила раз пять сам тест, а потом еще раз пять — поставленные крестики! Боялась, что случайно не попала в нужную клеточку, перепутала задания или что-то еще. Волновалась больше за это, в знаниях не сомневалась, — вспоминает абитуриентка. — В приметы я не верю, и суеверий у меня нет, потому что я уверена в своей подготовке. Но у меня есть игрушка-талисман, которую я надевала на сарафан на все экзамены и конференции. И в одном и том же платье я сходила на все тестирования в этом году.

В заданиях по белорусскому у Жени было только два сомнения. Одно — в части A: девушка не была уверена, что слово «блішчасты» пишется именно так, как там было указано. И еще возник вопрос в части B, где нужно было выбрать одно из двух слов, которое по смыслу подходит к предложению.

— На уроке, в обычной жизни, когда нет никакого волнения, я бы и не задумалась над этим. А на ЦТ почему-то стала сомневаться. Но в итоге правильно ответила и получила 100 баллов. Не ожидала, но очень рада! Результаты пришли по SMS, первыми узнали мои родители, а потом я позвонила своему преподавателю. Долго не могли поверить, потому что я бываю очень невнимательной, — улыбается Женя.

Сейчас абитуриентка планирует поступать на химфак БГУ по направлению «Химия лекарственных соединений».

— Мне очень давно нравится химия, поэтому еще в восьмом классе я решила связать свою жизнь с ней. Долго думала, поступать в медицинский или все-таки в БГУ. В итоге решила выбрать второе, потому что мне больше интересна именно наука, — признается она.

«По-настоящему каникулы начинаю ощущать только сейчас»

С первого по девятый класс Никита отучился в 19-й школе имени Янки Купалы в Минске. Это учебное заведение с математическим уклоном. Скорее всего, именно благодаря такому профилю уже с первых лет обучения математика стала для парня любимым предметом.

— Благодаря моим учителям я получил хорошие знания по математике, которые помогли мне после девятого класса поступить в лицей БГУ на математический профиль. За эти два года в лицее, помимо множества внеучебных мероприятий, в которых старался по максимуму принимать участие, я получил необходимые знания по математике, которые включали в себя не только школьную программу, — рассказывает Никита и сожалеет, что из-за ситуации с коронавирусом не смог реализовать все свои планы в лицее.

Парень говорит, что учиться в одиннадцатом классе было непросто, возникали проблемы с некоторыми предметами, но многие учителя часто шли навстречу, поэтому ему удалось получить средний балл аттестата 10. Для ЦТ абитуриент выбрал русский язык, математику и физику. Сдавал и английский, но просто чтобы проверить знания. По русскому у Никиты 88 баллов, по математике — 100. Результатов по остальным предметам пока нет.

— Основательно готовиться к ЦТ я начал в одиннадцатом классе с сентября. Закупился разными сборниками, записался к репетитору по физике, начал ходить на дополнительные уроки в лицее. К математике вначале готовился самостоятельно: по субботам и понедельникам ходил на занятия в лицее, где мы решали и разбирали тесты прошлых лет. В марте записался к репетитору, чтобы еще раз повторить некоторые темы, которые вызывали у меня проблемы. Дома тоже что-то повторял и набивал руку, решая различные тесты, — рассказывает минчанин.

Репетиционное тестирование он сдавал еще в десятом классе, в одиннадцатом не пропустил ни одного этапа. В основном баллы были в диапазоне от 80 до 90.

В последние несколько недель перед ЦТ на подготовку по математике у Никиты уходило примерно по два-три часа в день. На каникулах бо́льшую часть времени абитуриент посвящал учебе, а не отдыху.

— По-настоящему каникулы начинаю ощущать только сейчас, хотя пока еще непривычно проводить день, не решив какой-нибудь тест и не удивившись глупости допущенных ошибок, — улыбается парень.

В ночь перед ЦТ по математике Никита в который раз повторил формулы по стереометрии и пошел играть с другом в PlayStation по сети. Потом, говорит, долго не мог уснуть: переживал — то ли из-за экзамена, то ли из-за проигрыша.

— На ЦТ мне попался 9-й вариант. Вначале все шло очень хорошо, задачи попались те, к которым я был готов. Главной целью было не ошибиться в расчетах. Но потом я дошел до последнего задания B12, с которым и начались проблемы. Оставалось чуть больше часа, чтобы решить задачу, но ничего вразумительного в голову не приходило. Поэтому я решил, что лучше синица в руках, и начал проверять уже решенные задачи. Затем вновь вернулся к B12, за несколько минут до конца придумал более-менее логичное решение и записал полученный ответ в бланк. Вечером узнал решение этой задачи и понял, что ответ у меня был верный. Тогда у меня появилась первая мысль о возможных ста баллах, — вспоминает Никита.

Сейчас парень ждет результатов по физике и готовится поступать в БГУ. Со специальностью окончательно не определился: будет видно по сумме баллов.

«Все мое окружение знало результат, а я нет»

Аня окончила лицей БГУ по историко-обществоведческому профилю и сделала это с баллом 9,1. Последний год она ходила только на лицейские факультативы и готовилась по книге своей учительницы. Девушка проштудировала все варианты тестирования по обществоведению (ЧОГ) за последние девять лет — на финише решение одного варианта занимало у нее 13 минут.

— В лицее лучше всего мне давались математика, химия, история и обществоведение. Вообще, он разделил мою жизнь на до и после: это совсем другой уровень обучения и отношения к ученикам и между ними, — говорит Аня.

На ЦТ она сдавала русский и английский, историю Беларуси и обществоведение. В результате по русскому языку она получила 78 баллов, по обществоведению — 100.

— Интенсивную подготовку к ЧОГ я начала в мае, когда случился карантин. Делала по два-три часа в день, а за неделю перед экзаменом — по шесть. Но так как я была профильницей, в десятом и одиннадцатом классах нас очень гоняли по обществоведению. Преподаватель давал нам сначала свои тесты, и после них задания ЦТ были не просто легкими, а элементарными, — улыбается абитуриентка.

Получалось так: три часа в неделю Аня учила обществоведение по обязательной программе лицея, полтора часа отнимал факультатив, еще два часа — по выходным — минчанка самостоятельно повторяла темы, в которых немного «плавает». Девушка смеется, что при такой базе плохо сдать ЦТ было невозможно. На последнем репетиционном тестировании по истории она набрала 80 баллов, по ЧОГ — 92.

— Вариант ЦТ по обществоведению был легкий, решила его за 15—17 минут. А дальше у меня была определенная система, по которой я все проверяла: просматривала ответы снова, не глядя на то, что я записала до этого. Потом сверяла с тем, что у меня получилось первый раз. Дальше выписывала вопросы, в которых сомневалась, и решала их. Два задания вызвали у меня сомнения. Одно было неоднозначным, другое — просто некорректным, так как там на самом деле было два правильных ответа (в каждом задании ЦТ по обществоведению, согласно РИКЗ, правильным является только один ответ. — Прим. Onliner). Это вопрос про глобализацию, который ввели в тестирование пару лет назад. В этом задании нужно было выделить неверное утверждение, но таких там было два. Точнее, одно было половинчато неверным. Первое было о том, что политическая глобализация способствует усилению суверенитета стран, а второе — что глобализация в культурной сфере способствует узнаванию других культур и разрешению социальных конфликтов, хотя на самом деле соцконфликты порой и возникают из-за глобализации. Моя учительница предупреждала, что могут быть частично неправильные ответы, поэтому я выбрала тот, который полностью не соответствовал, — вспоминает девушка.

Когда Аня вышла из аудитории, то поняла: ЦТ прошло для нее успешно. Вечером они с учительницей обсуждали спорные вопросы, и девушка убедилась, что ответила правильно. Но формировать ожидание «сотки» не хотела, чтобы потом не расстраиваться.

— Еще я понимала: если узнаю свой результат до последнего экзамена (истории Беларуси, ЦТ по которому прошло вчера. — Прим. Onliner), может поменяться мое к нему отношение, есть риск расслабиться или расстроиться. Все мое окружение знало результат, а я нет. И вчера, когда я вышла с экзамена по истории, позвонила своему папе — он и сообщил о ста баллах, — говорит минчанка.

Девушка планирует поступать в БГУ — пока не решила, на журфак или на социальные коммуникации ФФСН. Она любит писать и общаться с людьми, а в будущем хочет выучиться на психолога — просто для себя.

горный, материал рамы: сталь Hi-ten, колеса 29", вилка амортизационная, трансмиссия 21 скор., тормоза дисковый механический + дисковый механический
Нет в наличии

Важно знать:

Хроника коронавируса в Беларуси и мире. Все главные новости и статьи здесь

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Самые оперативные новости о пандемии и не только в новом сообществе Onliner в Viber. Подключайтесь

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by