Правда ли, что за рассказы об учебе за границей теперь могут привлечь к ответственности?

 
37 267
06 июля 2020 в 11:40
Автор: Александр Владыко
Автор: Александр Владыко

В будущем все может быть, но пока нет. Точнее, «нет» в том случае, если вы не занимаетесь рекламой заграничного образования. Поэтому Onliner продолжает писать статьи о белорусских студентах за рубежом. Министерство антимонопольного регулирования и торговли ответило на наши вопросы.

Десять дней назад на сайте МАРТ появился комментарий примерно следующего содержания: «Надо ли согласовывать с МВД и Миноброзования баннеры об учебе за границей, информацию о поступлении и... впечатления?» — «Надо».

Многих это навело на простую мысль — информирование об учебе за рубежом ужесточается вплоть до запретов.

Сегодня МАРТ опровергает такие заключения.

— К сожалению, комментарий, полагаю, был прочитан невнимательно, — объясняет начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Инна Гаврильчик. — Норма о том, что реклама об учебе за границей должна быть согласована с МВД и Министерством образования, действует с 2007 года. Она содержится в статье 20 закона «О рекламе». Размещение на сайте МАРТ комментариев по различным вопросам в сфере рекламной деятельности является нашей обычной практикой — при поступлении запросов о понимании отдельных норм закона «О рекламе» применительно к той или иной рекламе (а такие запросы периодически поступают), мы стараемся одновременно с ответом разместить комментарий по запрошенной теме на сайте МАРТ, чтобы для тех, у кого возникнет аналогичный вопрос, был готовый ответ. Так было и с этим комментарием — организация сделала запрос, мы ответили и разместили комментарий на сайте.

— Могут ли наши читатели обсуждать на форуме тему учебы за границей? Делиться своим опытом и так далее — как это обычно и всегда происходило?

— Если в сообщениях отсутсвует реклама — конечно. Что такое реклама? Это информация, в которой есть объект рекламирования (например, вуз), информация о нем направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, продвижение его.

Если, например, на форуме появляется текст с информацией о каком-нибудь конкретном вузе, с приглашением к поступлению в него, условиями поступления и обучения и пр., — это реклама.

— Это проблема форума или автора поста?

— В первую очередь автора поста (некоторые участники форумов порой злоупотребляют общением на форумах, используя их в своих коммерческих интересах). Сначала устанавливается факт — реклама это или нет. Если реклама — она проверяется на соответствие закону «О рекламе». В случае выявления нарушений выдается предписание и рекламораспространителю (например, владельцу интернет-ресурса), и рекламодателю с требованием прекратить нарушение, т. е. удалить ненадлежащую рекламу. Дальнейшая ответственность предусмотрена для рекламодателя (автора поста) в соответствии со статьей 12.15 КоАП («Нарушение законодательства о рекламе») за то, что разместил ее без соответствующего согласования.

— Вы сами видите четкие границы между рекламой и впечатлениями?

— При изучении и анализе информации мы, конечно, это видим и можем определить, текст является рекламой или нет.

— Это реклама?

— Тексты о заграничном образовании могут быть разными. Ваш пример — это информационная статья, а не продвижение конкретного вуза в Ухани. Как и все остальные тексты этой рубрики про белорусских студентов за границей.

— Если студент уезжает учиться в Варшаву, например, и ведет блог, дневник своих впечатлений об учебе. Это может быть расценено как реклама?

— Без анализа текста однозначно не могу ответить на этот вопрос. Зависит от того, как подается информация. Полагаю, что особенности жизни студента не являются рекламой. Но могу сказать, что постоянные упоминания наименования вуза, условия поступления, стоимости, иной подобной информации имеют признаки рекламы.

— Что такое «согласование»?

— Фактически это проверка достоверности информации и ее соответствия законодательству. Рекламодателю такой рекламы следует обратиться с соответствующим заявлением в Министерство образования, которое совместно с МВД (заявление принимается по принципу «одного окна», ходить в оба ведомства не нужно) проводит проверку и, если все соответствует установленным требованиям, согласовывает рекламу.

Важно знать:

Хроника коронавируса в Беларуси и мире. Все главные новости и статьи здесь

Самые оперативные новости о пандемии и не только в новом сообществе Onliner в Viber. Подключайтесь

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!