38 074
237
12 июня 2020 в 17:27
Автор: Никита Мелкозеров

«В отеле будут измерять температуру — ну и ладно». Проводили первый в сезоне чартер в Албанию

Аэропорт похож на детский лагерь в конце смены: большую часть его обитателей разобрали родители, но кто-то еще остался и старается делать вид, будто лето бесконечно. Эстакада — самое оживленное место. Машины приезжают довольно активно. Причина понятная: сегодня из Минска в Тирану стартует плотно набитый первыми белорусскими туристами Boeing, которым посчастливится пробиться через кордон и провести свой, возможно, самый странный в жизни отпуск. Сгоняли в порт потусоваться возле главных воздушных ворот страны в компании довольных людей.

Заместитель гендиректора «Белавиа» Игорь Чергинец поднимается к стойкам регистрации по неработающему эскалатору, здоровается с замгендиректора аэропорта по производству Василием Корневым и соглашается отвечать на вопросы.

— В этом году мы только начинаем выполнять чартерную программу для белорусских туристов. Да, можно вспомнить чуть-чуть Египта. Но это остатки хорошей жизни, которая была до коронавируса. Сегодня мы делаем первый шаг к восстановлению нормального отдыха и возвращаем возможность побывать на каком-либо море, кроме Минского. Всем хочется тепла, нормального йода и моря.

Следующая программа, говорит менеджер, начинается с 28 июня — это Тунис из Минска и областных центров. С 1 июля, надеются в авиакомпании (надежда тесно граничит с уверенностью), пойдут Турция, Черногория и Египет из всех портов РБ.

— До конца нет ясности, но я очень надеюсь, что в июле начнутся рейсы на Болгарию и Грецию. В нынешнем году это практически вся программа, если говорить о больших направлениях. Не будет чартеров в Италию и Испанию. Регулярные рейсы остаются.


Учредитель компании «Аэротрэвел» Павел Працукевич проходит регистрацию. В очереди все относительно спокойно. Готовые к восстановлению туризма белорусы стараются держать дистанцию. Из средств защиты — повязки и скотч, которым некоторые пассажиры с шумом мотают чемоданы.

Правее в окошках начиная с 40-го формируется очередь из азиатов, которые стартуют в Шеньян. Вот там тотальное разнообразие СИЗ. Есть и плексигласовые щитки, и спанбондовые комбинезоны. Пока белорусы рассматривают китайцев, Працукевич получает посадочные.

— Мы продали этот рейс достаточно быстро. Албанию активно стали покупать еще с декабря. Часть людей отвалилась, когда стало известно про «корону». Правда, оставшиеся места мы продали очень хорошо. Страха и нерешительности клиентов не почувствовали. Люди интересовались только вопросами возможной изоляции. Правда, власти отвечали, что, скорее всего, ничего не будет. Мы ретранслировали эту уверенность клиентам.

Изначально заявлялся Embraer-195 на 107 кресел. После воздушное судно поменялось на Boeing 737-300 и 147 кресел. В итоге же до Тираны первых туристов подбросит Boeing 737-800 на 189 кресел.

— В самолете туристы будут заполнять две анкеты. Вопросы простые: болела ли голова в последнее время, не общались ли с больными? Паспортные данные, свои минские контакты, мобильный. Адрес пребывания в Албании, — говорит Працукевич.


У Глеба серьезное отношение к «короне». Он признается, что специально ехал в аэропорт без запаса — лишь бы провести здесь меньше времени. Вся семья использовала респираторы третьей степени защиты, а не маски, которые в обязательном порядке сейчас надо носить в порту.

— Знаете, в той же Албании количество зараженных меньше, чем в Беларуси, — рассуждает турист. — И каждый день регистрируется минимальный прирост. Страна вообще никак не смущает. Албания и Черногория начинают позиционировать себя чистыми странами. А опасения за самолет есть. Мы не знаем, с кем полетим. Ну ничего — насколько возможно, себя обезопасили. Плюс сегодня, помимо нашей Албании, здесь только один выход на Ташкент. Трафик не самый сильный.

Чергинец, раз уж подняли тему, парирует вопросы об эпидемиологической безопасности ожидаемой готовностью. На просьбу уточнить количество переболевших бортпроводников говорит, что конкретных цифр назвать не может, но в районе 10. Многие работники провели время в больницах как контакты первого уровня.

— Из пилотов болели один-два человека. Знаю конкретный случай, да и то человек заразился не на работе, а в бытовых условиях, — говорит замгендиректора «Белавиа».

Семья туриста Глеба не делала никаких тестов на коронавирус. Албания готова принимать без них. Правда, принимающая сторона готова работать только с организованными чартерами, чтобы на месте проводить все нужные досмотры.

— Интересный, конечно, опыт. Нам обещают полностью продезинфицированный автобус, гида с отрицательным тестом на COVID-19. Готовимся, что в отеле каждый день будут измерять температуру — утром и вечером. Вчера мы заполняли специальные анкеты — не контактировал ли ты с зараженными, какое у тебя самочувствие за последнее время. Есть смешной вопрос: «В каких странах бывали за последнее время?» Говорят, они подготовились на уровне. Хочется в это верить.

В Албании работают только сертифицированные пляжи с обеспеченным расстоянием между лежаками, которые дезинфицируют три раза в день. Туристам по приезде в отель будут мерить температуру каждый день и вести соответствующий журнал состояния здоровья. В ресторанах расставят столы. Отели, которые работают по принципу «все включено», установят стеклянные экраны. Шведский стол заменит раздача.


Ребята, которые закатывают чемоданы пассажиров в пленку, сидят без масок. Как, впрочем, и обозленные отсутствием работы таксисты. Экипированный перчатками и респиратором Глеб говорит, что не чувствовал никакого волнения по поводу отмены или переноса тура. Оператор уверял, мол, поездка точно состоится. А в случае форс-мажора возврата не придется ждать долго.

— Нас смущала только возможность последующей самоизоляции по прилете. Но слава богу, на днях стало известно, что карантин на это не потребуется. Если честно, мы на это и рассчитывали. Когда бронировали путевку, нам намекали, что процентов на 70 вопрос решен. Мол, числа 15-го для стран с маленьким процентом заболеваемости все ограничения могут снять. Это, собственно, и произошло. Сейчас нас все устраивает.

Говорят, скоро открывается Турция и Тунис. Но их нет в списке стран, после посещения которых в Беларуси не понадобится изоляция. Людей это может смущать.

Вот, к слову, вчерашние страны, по возвращении из которых белорусы не обязаны находиться в самоизоляции в течение 14 дней со дня прибытия домой: Австрия, Албания, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Китай, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Мальта, Молдова, Монако, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Северная Македония, Сербия, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Хорватия, Черногория, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония.

Готовый к прохождению таможенного контроля учредитель компании «Аэротрэвел» предполагает, что в этом году белорусский туризм может вполне нормально сработать по албанскому направлению. Говорит, желание улететь в бюджетную страну есть даже у дорогих клиентов, которые ранее предпочитали варианты поизысканнее.


Албания на бортах «Белавиа» пока планируется два раза в неделю. Но Чергинец говорит, что туроператор уже звонил сегодня утром и заявил про готовность пообщаться о расширении программы.

— Кстати, насколько просядет ваша программа полетов в этом году?

— Боюсь говорить чисто о чартерах. Если про всю компанию, мы достигнем примерно 50—60 процентов от уровня прошлого года. Очень сложно говорить, потому что в этих уравнениях дикое количество неизвестных. Страны открываются, но у каждой свобода творчества в ограничениях. Турки, к примеру, хотят, чтобы с 1 июля два последних ряда с правой стороны оставались свободными на случай обнаружения на борту пассажиров с признаками любых вирусов. Людей понадобится туда отсаживать. Есть другие более мелкие требования. Неудобство состоит в том, что единого стандарта пока нет.

— Что должно произойти к концу года, чтобы вы посчитали его более-менее нормальным?

— Создание понятных условий для всех авиакомпаний. Сейчас правительства говорят, будто ограничения окончательно снимут к концу 2020 года. Тогда мы вернемся к привычным стандартам, пассажиры — тоже. Все нынешние ограничения сказываются на перевозках негативно.

При этом мы видим просвет. Растет количество рейсов. Немного, но растет. В мае у нас случилось пиковое падение. Если помесячно, то по сравнению с 2019-м мы упали на 90 процентов. Сейчас стало лучше — 86—87 процентов. Понятно, это скажется на выручке компании. Январь и февраль были классными, наблюдался хороший подъем. Если говорить о четырех месяцах, то по сравнению с 2019-м мы потеряли только 25 процентов объемов.

Очередь на регистрации по чуть-чуть рассасывается. К щербинам информационных табло привыкаешь довольно быстро, какими бы жуткими они ни казались. Местами аэропорт напоминает о прежней жизни, которая повернулась весьма странным образом.

Важно знать:

Хроника коронавируса в Беларуси и мире. Все главные новости и статьи здесь

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Самые оперативные новости о пандемии и не только в новом сообществе Onliner в Viber. Подключайтесь

Без комментариев