Эпидемия хорошо толкнула технический прогресс. Например, в Кодексе об образовании ничего не сказано о такой форме, как дистанционное обучение в школе. Но всю последнюю четверть многие школы легально ушли в онлайн, опередив законодательство. При этом дети выходили на связь в разных уголках страны. Будущее, где нет территориальной привязки к школе, постучалось в двери?
В ушедшем учебном году во 2-м классе ныне завуча 36-й минской гимназии Натальи Макаревич числилось 34 ребенка. В первый понедельник 4-й четверти на урок пришло двое. Остальные — онлайн.
— Когда вы поняли, что дела идут не так и перемены в методах не избежать?
— Дети перестали ходить в конце 3-й четверти. Около трети остались дома. Это было желание родителей. Они писали заявления — мы их принимали. Родители — главные ответственные в судьбе детей, поэтому никакого непонимания со стороны администрации не могло быть.
Стало понятно, что 4-я четверть будет тяжелой, если не обращать внимания и ничего не менять.
Когда начались каникулы, я попросила выпускников нашей гимназии, которые теперь преподают на экономическом факультете в БГУ, прийти и объяснить технологии дистанционного обучения учителям.
— Насколько глобальная была у них задача и насколько учителя оказались готовы?
— Есть разные школы, и разные города, и разные ситуации. Я все понимаю. У нас гимназия была технически оснащена давно, что позволило быстро уйти в онлайн: компьютеры и телевизоры в каждом классе, локальная сеть. Я не сомневалась, что у детей дома быстрый интернет. Но потянет ли школьный, когда все учителя из одного места выйдут в видеомессенджеры? Все получилось отлично.
И еще есть разные учителя. Мне, например, нравилось работать с новыми технологиями. И детям проще с компьютером.
— Вы телефоны не забирали никогда?
— Нет, это их собственность. Но у меня маленькие дети, они никогда не пользовались на уроках.
Так вот. Программ и приложений сейчас много, и мы задолго до 4-й четверти начали ими пользоваться. Например, Plickers — формат ответов по карточкам. У меня в телефоне приложение — они поднимают карточки, я просканировала класс и вижу ответы. Я могу показать, кто ответил правильно, а кто нет. Или дать подсказку, чтобы ребенок поправил свой вариант. Нам нужна ситуация успеха. Малышам нужно побеждать и не бояться ошибаться. Дети в восторге от такого формата и каждое утро спрашивают: «Будем ли мы сегодня с карточками заниматься?»
Есть программа тестов Kahoot. И множество других. У учителя сейчас свобода выбора.
— Как родители реагировали на то, что учеба переходит в онлайн?
— Я сначала провела родительское собрание в Zoom. Кто-то из взрослых уже работает на удаленке и хорошо знает, как это устроено. Кто-то научился. Провели — всем понравилось. Не нужно тратить время на дорогу. Думаю, это останется с нами в будущем.
С первого дня четвертой четверти мы стали учиться, как раньше, только почти все дети из дома. Кто-то из них одевался как в школу, кто-то сидел в майке. У нас были полноценные уроки по 45 минут. Со звонками, переменками. Родители помогли с платным аккаунтом Zoom, поэтому сессия не заканчивалась. Звонок — звук выключили и побежали по своим делам. Потом вернулись и продолжаем.
— Сами дети быстро перестроились?
— Быстро. Пошумели в начале, потому что не понимают, слышно их или нет. Потом научились поднимать руку (есть значок в программе) и говорить по очереди.
Когда надо было рассказать стихи, мы сразу оговаривали: у вас есть три минутки. Они настолько дисциплинированны, что каждый свои три минутки отчитал. Так же мы сдавали технику чтения. На контрольные работы ушло чуть больше времени, потому что я разбила класс и подключала по 5 человек.
— Как изменилась программа?
— Да никак почти. Мы убрали труды, заменили физкультуру физкультминутками, ИЗО и пение перевели в формат развлечения и отдыха. Остались русский язык и литература, белорусский язык и литература, математика, «Человек и мир». Всего 3—4 урока в день с 9 до 12—13.
— Сейчас, когда четверть закончилась, вы можете сказать, что формат понравился и его можно оставить?
— Из плюсов — каждый день были все дети, никто не пропускал. Хотя у нас и офлайн была явка всегда большая. Дети боялись пропускать, потому что можно было потерять роль на одном из многочисленных праздников и утренников.
Из минусов — недостаток живого общения. На последнем уроке мы должны были праздновать и радоваться. Как в прошлом году, после первого класса, дети кричали: «Ура, каникулы!» А тут они начали плакать. Я подумала, что сейчас разревусь сама, и поскорее выключила Zoom. Почему? Потому что они соскучились по классу и поняли, что целое лето у них не будет даже того, что было.
— Вы поняли, что онлайн — это возможность в будущем оторваться от привязки к школе, выбрать себе учителя, даже если ты живешь не в Минске. «Уберизация» фактически.
— Будущее — это интересно. У меня в классе несколько ребят поехали к бабушкам, да. Главное, чтобы интернет тянул. Но общение, обнимашки — все это незаменимо.
В сентябре все сядем за парту, думаю. Если нет — будем продолжать онлайн, это не проблема.
Важно знать:
Хроника коронавируса в Беларуси и мире. Все главные новости и статьи здесь
Самые оперативные новости о пандемии и не только в новом сообществе Onliner в Viber. Подключайтесь
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!