Не все лоукосты выживут, но может наступить период сладких цен. Что будет с туризмом, когда все это закончится

07 мая 2020 в 8:00
Автор: Никита Мелкозеров. Фото: Александр Ружечка, aviasales.by, pinterest

Не все лоукосты выживут, но может наступить период сладких цен. Что будет с туризмом, когда все это закончится

Автор: Никита Мелкозеров. Фото: Александр Ружечка, aviasales.by, pinterest

Время для прогнозов абсолютно так себе, но сфера переживает такой «апокалипсис», что отступать некуда и приходится строить запасные планы для запасных планов. Как все это отразится на конечном потребителе, который вместо запланированного Египта или евротрипа хорошо если увидел Браславы (там, кстати, круто)? Специалисты рассматривают хороший вариант — это подъем самолетов в небо летом. И боятся плохого — это невосстановление авиасообщения до начала следующего года. Почему не очень выгодно судиться с турфирмами? Как именно кризис повлияет на улучшение сервиса? И стоит ли реагировать на предложение купить билет за €9 на следующий год? Ответы — в нашем тексте.


Отвечает Евгения Баско — руководитель туристической компании Alltour со стажем работы в туристической сфере 19 лет.

— Как туристы отреагировали на кризис?

— Все зависит от настроения конкретного человека. Есть два лагеря. Первые хотят улететь и до сих пор спрашивают о турах на май — июнь. Приходили, допустим, сегодня с запросом на Египет, мы удивились: «Вы что, телевизор не смотрите?» Ответ клиента заставил улыбнуться: «В Беларуси коронавируса не меньше, чем за границей. На море болеть приятнее». Вторые не хотят лететь даже в августе/сентябре/октябре. Единой позиции нет, нет четкого понимания — ни у представителей турбизнеса, ни у туристов. Есть только предположения и надежды.

— Опишите хороший выход из положения.

— Пока еще мы рассчитываем, что в июле ситуация стабилизируется хотя бы по нескольким направлениям. Турагентства выполнят свои обязательства перед клиентами, которые все же хотят улететь. Прямо сейчас некоторое количество туркомпаний надеются, что самолеты полетят и во второй половине июня.

— Как реагируете на слухи об особом отношении к белорусам?

— Очень надеемся, что они не подтвердятся. Говорится, будто недовольные нашими методами борьбы с COVID-19 соседи (и не только они) могут не пускать белорусов к себе. Мнения разные.

Но все иностранные партнеры пишут, что будут рады видеть граждан Беларуси у себя. Надеюсь, и на государственном уровне не произойдет каких-либо запретов. В крайнем случае решения не будут приниматься «с кондачка», когда «мера» есть, а инструмента для ее исполнения нет.

К слову, еще одним хорошим вариантом для страны было бы принятие указа об отсрочке исполнения обязательств. Не думаю, что это ущемляет клиентов. Напротив, это дает фирмам возможность выжить, а значит, выполнить свои обязательства. Все адекватные люди понимают, что сейчас исполнить обязательства в срок, предусмотренный законодательством, никак нельзя от слова «совсем».

Причина простая: у всех контрагентов (даже российских) описанная мною отсрочка есть, а у нас нет. Получается, белорусский турбизнес целенаправленно загнали в «юридическую ловушку»? Кому это выгодно, непонятно.

— Чем это чревато для клиента?

— Клиент купил в агентстве тур, положим, в Египет, но никуда лететь, естественно, не может: границы закрыты. Обязательства не выполнены, человек может идти в суд, который, возможно, даже выиграет. Но что дальше? Скорее всего, ни денег, ни тура он не получит.

Объясню, почему это непродуктивно с точки зрения бизнеса. Нашей вины в сложившихся обстоятельствах нет. И адекватные люди это понимают. Давайте по-простому: иностранный партнер не отвечает перед белорусским турагентством за закрытие границ. Вопрос: как турагентство может ответить перед клиентом? Закон у нас своеобразный, навязывает неисполнимые обязательства.

— Клиентам могут вернуть деньги за отмененные туры?

— В большинстве случаев физической возможности у белорусских компаний нет. Все деньги перечисляются поставщикам услуг в течение одного-пяти дней, иначе тур будет аннулирован.

Вернуть деньги в предусмотренные устаревшими нормами закона сроки практически невозможно. Партнеры из других стран — непосредственные поставщики услуг — имеют возможность растянуть сроки возврата, у них официальный карантин.

Партнеры-туроператоры подписывают с нами допсоглашения, обещают вернуть деньги до 31 декабря. Постараются раньше, но надо исходить из реальной ситуации. Это первый вариант. Второй — туроператоры согласны сохранить деньги наших клиентов в валютном эквиваленте в счет будущих туров. Третий — перенос тура на более поздние даты. А требование вернуть деньги здесь и сейчас выполнить невозможно.

Все случилось после зимы. В период, когда запасы съедены. Поэтому фантазии о том, что в турфирме где-то закопан горшочек с деньгами, что владельцы — «буржуи», сейчас тряхнут мошной и всем все вернут за свой счет, необоснованны. Юристы могут сколько угодно рассказывать людям о том, что им обязаны вернуть деньги незамедлительно, но результата это не даст. Денег «в горшочке» нет. Они перечислены за услуги по договору.

У партнеров карантинные меры. По запросам белорусских турфирм они часто ничего не отвечают либо выражают готовность исполнить обязательства, но только после окончания карантина. Тогда и появятся адекватные ответы по срокам. Их законодательство позволяет подобное поведение. Там есть указ об отсрочке исполнения обязательств.

Мы обязаны возвращать стоимость тура минус ФПЗ (фактически понесенные затраты). И иностранный туроператор пишет, реагируя на белорусский запрос: «Рассчитать их не представляется возможным. Подождите, пожалуйста, ребята, у нас обстоятельства непреодолимой силы».

Нынешняя ситуация, исходя из закона, проигрышная для обеих сторон. Клиент имеет право требовать возврата. Денег на это нет. Он идет в суд. Разбирательство в теории может длиться до полного восстановления туризма в докарантинном виде… Конфронтация турагентов и туристов может стать очень большой стратегической ошибкой. Клиенты способны попросту утопить бизнес. Но вместе с этим утонет возможность вернуть деньги либо слетать на отдых.

— Апокалиптичный вариант — это как?

— Апокалипсис наступит, когда начнут банкротиться не агентства, а операторы. Недавно я специально пошла в кол-центр и сама отвечала на вопросы клиентов. Самый популярный: «Что будет, если обанкротится агентство? Как я верну деньги, потому что прямых отношений с туроператором у меня нет?»

Почти что вся история банкротства белорусских агентств связана с банкротствами туроператоров. Лег «Натали-Тур» — легли агентства, которые были на него завязаны. «Капитал-Тур» — та же история. Если обанкротится туроператор, никто не вернет свои деньги.

— Что будет, если самолеты не уйдут со стоянок в нынешнем году?

— Будет очень плохо. Тогда цепочки, по которым проблемы передаются между звеньями, станут восстанавливаться лишь в следующем году. Понятно, при большом количестве аннуляций заполненные на треть или на две трети чартерные рейсы никуда не полетят. Это влияет на цену.

Сейчас объясню. Чартерная цепочка — это, допустим, 20 самолетов. А у нас может лететь только 4. Стоимость изначальной цепочки, к примеру, составляла $300 тыс. Сумма делится на количество мест, которое предусматривала вся цепочка из расчета 70%-ной загрузки самолета. И если ваши самолеты отправляются не раз в день, а раз в неделю, цена билета не может оставаться прежней. Она полезет вверх.

— Что будет со стоимостью путевок?

— Если говорить о нынешней ситуации, то по крайней мере наши партнеры готовы сохранить цены, невзирая ни на что. Отели также заинтересованы в прежних цифрах. Все понимают свою экономическую невыгоду, но, если поднять ценник, никто не прилетит.

Смотрите, мне вчера пришло письмо. Раньше гостиница на Мальдивах стоила $180. Партнеры спрашивают: «Как вы считаете, какую стоимость теперь уместно выставлять?» Им выгодно хоть как-то, чем вообще никак. Власти Сицилии, к слову, заявили о готовности частично компенсировать стоимость перелета клиентам турфирм. Никто не хочет поднять лапки и умереть, все хотят выжить. И поскольку деньги в этом бизнесе приносит только клиент, на него будут ориентироваться. У принимающих туркомпаний, у владельцев отелей эти рычаги есть. Сложнее всего придется авиаперевозчикам.

— Понижение стоимости путевок — наиболее вероятный вариант?

— Вариант с повышением стоимости тоже рабочий. Но это математический вывод, а не практический выход из положения. Без спонсорской помощи или госдотаций те же египетские отели не смогут предложить туристам плюшки. А повышение ценника отвернет от них клиентов. Пример — белорусские санатории. Хлынул поток россиян, цены радостно подняли, поток россиян ослаб. Я общалась с клиентами. Усредненный ответ был такой: «Если у вас стоимость, как в Карловых Варах, лучше поехать туда».

В итоге на процесс влияет много факторов. В большинстве стран туристическая отрасль очень поддерживается государством. Многие отели и авиакомпании имеют возможность сохранить и даже понизить стоимость именно за счет государственных дотаций. Это первый вариант.

Второй. Огромная доля туризма — это частный бизнес. 90% отелей не принадлежат государству. Оттого многое зависит от частных инициатив. Сейчас мир разделился на ребят побогаче и победнее. Например, ОАЭ с практически неограниченным финансовым ресурсом сидят на очень мягкой подушке безопасности. Шейхи готовы привлекать туристов и снижать стоимость. Это часть их конкурентной стратегии, которая дает преимущество. У некоторых египетских отелей такой возможности нет. Понятно, если стоимость отдыха в Эмиратах станет ниже, чем в Египте, все полетят в ОАЭ.

Я на полном серьезе допускаю такую возможность.

— Как в итоге поменяются предпочтения?

— Визовые направления просядут. Вопрос даже не в деньгах, а в большем количестве требуемых телодвижений. Пример — Черногория стала привычным направлением для белорусов. Чартер летает. А поднять самолет в Хорватию мы не может уже десять лет. Даже CRJ с малой загрузкой. Направление похожее, Хорватия даже поинтереснее, но виза — и все, закончили.

Часть успеха Турции, кстати, обеспечивает ее безвизовость. Это увеличивает вероятность горячих туров в эту страну.

— Какие плюшки могут получить туристы после карантина?

— Чтобы увидеть радугу, надо пережить дождь. Хочется верить, что он действительно закончится радугой, а не приведет к буре. В общем и целом создается впечатление, что туроператорам станет проще договариваться с отелями и перевозчиками. После пережитого стресса человеку нужен вариант Light. Блюдечко с золотой каемочкой, которое поднесли прямо к губам. Борьба за клиентов станет еще более ожесточенной. Сервис, думаю, наверняка улучшится. К примеру, сейчас уже страхуют не только от коронавируса, но даже от невылета из-за COVID-19.

По другим примерам. У нас есть концепция All Family Club. Мы много лет пытались выпросить плюшки у отелей для владельцев такой карточки. Бесплатные лежаки, зонтики, посещение спа — мелочь, но приятно. От очень многих отелей мы не могли добиться подобных бонусов. Типа, к нам и так едут, зачем напрягаться в этом направлении? А сейчас все радостно соглашаются.

Есть концепция семейного отдыха по раздельности. Рядом два отеля. В одном отдыхают дети почти по принципу пионерского лагеря: своя анимация, своя жизнь. Но родители рядом, они могут навестить детей по желанию. Есть мнение, что родители после карантина будут бояться отпускать детей в одиночестве. И сейчас мы получаем много предложений по скидкам. Франция, например, по ценнику может сравняться с Болгарией.

Не знаю, как эта концепция пойдет в Беларуси, но в России многие фирмы ею пользуются.


Интересуемся экспертным мнением у Ярослава Степанюка — директора по развитию новых направлений в Aviasales.

— Как дела у самолетов?

— Дела не очень хорошо, это точно. Выбирая между «плохо» и «очень плохо», я ближе ко второму варианту. Кажется, мировая авиация ни разу не была в подобном кризисе. Думаю, в СНГ государственные авиакомпании получат субсидии от своих правительств (как это часто происходит) и выберутся. Частным компаниям придется сложнее. Часть из них придется хоронить. Какую именно, зависит от сроков нынешнего кризиса.

— «Хороший вариант» для перевозок — это как?

— Лучше всего, чтобы самолеты ушли со стоянок уже вчера. Но это невозможно. Если летом перелеты начнутся хотя бы внутри СНГ, будет не так уж плохо. Это даст надежду, что ближе к осени/осенью/в конце года возобновятся международные пассажироперевозки. Усредненный вариант — ноябрь. При таком раскладе бо́льшая часть авиакомпаний вне зависимости от формы собственности выкарабкается.

— «Плохой вариант» для перевозок — это как?

— Этот вопрос сложнее. Если до конца года самолеты не начнут летать по всему свету (хотя бы по части), мир действительно станет другим. Существует очень большое количество факторов, которые могут повлиять на ситуацию. И учесть все никак невозможно. Все будет зависеть от позиции каждого конкретного государства, от позиции местных банков, от возможности получения кредитов или ее отсутствия, от наличия или снова-таки отсутствия послаблений по лизингу самолетов.

Даже если будет совсем плохо, надо понимать, что самолеты все равно останутся, как и потребность людей в передвижении. Возможно, изменится формат перелетов. Как вариант, компании будут готовы терять деньги и идти на условия, диктуемые государством. К примеру, делать рассадку через кресло. Это очень дорого и невыгодно. Но ради возвращения пассажиров компании пусть краткосрочно, но пойдут на подобный шаг.

— Как в этой ситуации придется лоукостам?

— Рассадка, о которой я говорил, сократит количество пассажиров в салоне почти что на половину. Чуть меньше, но примерно. Лоукосты вообще не смогут жить в таком формате. Эта модель предполагает почти полную загрузку. Летая с полупустым салоном, лоукост-компании будут работать в минус каждый рейс. Думаю, перевозчиков подобного формата, скорее всего, станет меньше.

— Могут ли компании повысить цены после карантина?

— Такой вариант есть. Сто процентов, что авиакомпании будут рассматривать вариант повышения стоимости. Например, к этому может привести уменьшение конкуренции: многие игроки все же не доживут до конца кризиса.

У авиакомпаний сложная экономика. Цена складывается из очень большого количества факторов. И некоторые нынешние повышения, ясное дело, связаны с желанием компенсировать потери. Но цена для авиаперевозчиков все равно имеет очень большое значение. Потому через какое-то время мы в любом случае вернемся к привычным ценам.

— Пассажиры будут бояться летать после пандемии?

— Скорее всего, люди будут заинтересованы в местах, которые смогут обеспечить их эпидемиологическую безопасность. То есть будут находить такие страны, чтобы не попадать в 14-дневный карантин по прилете. В любом случае подобная профилактика будет проводиться какое-то время. Хотя пример Китая показывает, что половина внутреннего трафика страны вернулась недели через две.

То есть неясно, какой временной промежуток потребуется путешественникам, чтобы вернуть чувство безопасности, но летать мы все равно продолжим.

— Могут ли компании понизить цены после карантина?

— Массовая атака акциями также рассматривается. Даже сейчас многие перевозчики делают скидки на оставшиеся перелеты. А когда все наладится, вложения в маркетинг видятся логичным шагом. Потому что пользователей надо будет возвращать для восстановления оборотов. Будем надеяться, что в плане стоимости потребителей ожидает лучшее время в их туристической жизни.

— Как поменялась цена?

— Наше белорусское отделение проанализировало ранние бронирования на осень в 2019 и 2020 годах. Средний чек на авиабилеты в этом году стал доступнее на 34%.

— Есть смысл реагировать на нынешние акции?

— Мне кажется, есть смысл вкладываться в будущее. И если вам предлагают что-то на конец года за небольшие деньги, это вполне вариант. Авиакомпаниям прямо сейчас нужны деньги. Посмотрите, часть из них сейчас не возвращают деньги, а предоставляют ваучеры на следующие полеты. То есть перевозчики уверены в своем будущем. Потому лично у меня лежат несколько билетов на конец года. Каждый человек должен брать ответственность на себя.

Суши и роллы, чтобы негрустно и вкусно проводить май в изоляции. Есть в наличии

сет, 40 шт, 1214 г, икра летучей рыбы, креветка, кунжут, лосось, лосось копченый, морские водоросли (чука), творожный сыр

Важно знать:

Хроника коронавируса в Беларуси и мире. Все главные новости и статьи здесь

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Самые оперативные новости о пандемии и не только в новом сообществе Onliner в Viber. Подключайтесь

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by