Вчера каникулы закончились, а многие дети остались дома. Это ответ родителей. Что было во второй день? Мы прогулялись по минским школам, пообщались с родителями, а также учителями.
7:30. 42-я школа города Минска, уроки там начинаются в 8:00. Жители ближайших домов выгуливают собак, курят на лавочке, ведут детей в сад и школу.
— Последнюю неделю Каменная Горка оживает — надоела изоляция, — говорит прохожий, пока мы идем к школе.
Один за другим к школе подходят работники, правда, в этом же порядке они и отмахиваются от комментариев. Наконец, ловим первого учителя, женщина рассказывает, что работается отлично:
— Я работаю в начальной школе, сегодня должно быть 18 детей из 28, вчера было 16. Мы соблюдаем все меры: маски, все дети приходят с антисептиками, сидят в шахматном порядке — сейчас позволяет пространство.
По словам учительницы, она обязана работать в маске, а вот на детях маску не всегда удержишь. Хотя им нравится.
— Мы сейчас настраиваем и онлайн-обучение. Для тех, кто сидит дома, и для тех, кто ходит в школу. На сайте школы автоматически обновляются задания. Я присылаю задания родителям в Viber, у меня пока что нет компьютера, чтобы заполнять сайт, — рассказывает женщина.
— Мой ребенок учится в этой школе в первом классе. Конечно, страхи и опасения есть, но и учиться надо же. Почти все дети ходят в эту школу, тут по 15 первых классов, — говорит Екатерина.
Мама также рассказывает, что в классе ребенка соблюдены все меры: следят, чтобы дети мыли руки, ходили в маске, все обрабатывают антисептиками. Да и детей в целом в школе много. Из класса они выходят только в столовую и туалет.
7:45 — дети идут волнами: кто-то в маске, кто-то без. Кого-то родители доводят до двери, а дальше ребенок идет сам, говорят, что теперь такие требования.
Встречаем еще одну учительницу, она спешит на занятия, но минутку готова уделить нам.
— В основном в классах по четыре-пять человек, были, где и 16 детей, но это редкость. Хотя в среднем в классе по 30 человек, — говорит Анна Ивановна. — Что-то мы стараемся сбрасывать на сайт, но распоряжения об онлайн-обучении еще не поступало. Детей, которые не ходят, контролировать не получается, и вряд ли получится, да и интернета в моем кабинете нет, чтобы все время быть в сети.
Направляемся в следующее место — средняя школа №12. В 8:00 детей особо нет, взрослых тоже. Мимо нас проходит работник: «Все хорошо, работаем нормально, не трогайте нас». На территории школы людей практически нет, а если и идут, то проходят мимо — тут есть проходной путь. Видим, как обрабатывают двери школы дезинфектором.
В 8:10 замечаем, как мужчина доводит до дверей школы ребенка.
— Сейчас в школу заходить нельзя — до дверей, а дальше сам. В начальной школе много детей, в старшей поменьше. У ребенка в школе 11 человек — половина класса. В семье обсуждалось: вести ребенка или нет. Но и нам работать ведь нужно. А если не из школы принесет ребенок вирус, то мы принесем, — говорит Игорь.
Видим, что кто-то с детьми заходит в школу, а потом выходит. Значит, правило «до дверей» вовсе не правило, а рекомендация.
Встречаем еще одну маму, за ее спиной прячется ребенок.
— Мне нравится в школе, — грустно отвечает мальчик.
— У меня старшая дочка сидит дома, она была на домашнем обучении, сейчас перевели на дистанционное, чтобы учителя домой не приходили. Она и сама все делает хорошо. А вот младший в начальной школе, базу ему мы так не заложим, как здесь, — отвечает мама.
Через пару минут к нам выходит женщина, должность и имя она отказывается называть. Говорит, что «заместитель», и просит удалиться.
— Вы прекрасно понимаете, о чем идет речь! Условия достаточно повышенной опасности, школу не нужно посещать. Если наша школа не поставила калитки, то это не значит, что сюда можно пускать посторонних граждан. В данный момент я представляю школу и никого не боюсь, но настоятельно говорю вам уйти, — повышенным тоном говорит женщина.
Выходим за забор и наблюдаем за школой издалека. Кто-то спешит на занятия, кто-то нехотя плетется за мамой.
— У ребенка в классе трое учеников. Нет возможности оставить детей дома, вот второго веду в детсад.
Велосипеды для подростков
Галина Михайловна преподает английский. Рассказывает, что нагрузка сейчас увеличилась, ведь приходится не только проводить уроки в школе, но и заниматься с теми детьми, которые учатся дистанционно.
— Много ли детей в школе?
— Нет, не много. Было по 30 человек, сейчас примерно 10-15 в зависимости от класса. Но процесс обучения идет и в школе, и дистанционно. Нагрузка на учителей, конечно, увеличивается, поскольку и сами по себе уроки нужно проводить, и дополнительно разрабатывать материалы и методику для дистанционных занятий.
В 8:28 спешит в школу парень.
— Я сегодня первый день иду, у меня в классе из 30 вчера было 15 человек. Я в 11-м классе учусь, так что нам нужно ходить, на аттестат оценки нарабатывать, к экзаменам готовиться. Ну и дома что сидеть? Про школу знаю, что буфет сейчас не работает, — с тоской говорит молодой человек.
Одна учительница разрешила нам пройти в свою школу (это не школа №12!) и на условиях анонимности показала, как устроен процесс.
— Детей в коридорах практически нет, а если и есть, то тихонько сидят в своих гаджетах, — проходим мимо парочки таких.
— Я учитель физкультуры, если про другие предметы что-то и ясно, как настраивать процесс, то как делать это нам, непонятно. Зарядку расписать дистанционно? Ну и какой родитель это сделает с ребенком, когда им столько задач по математике решать? — недоумевает женщина.
Уроки она сейчас проводит на улице, переодеваться в спортивную форму детям нельзя, раздевалки им не открывают. На школьном стадионе ученики все 45 минут должны ходить кругами и дышать свежим воздухом. Те, кто освобождены, все равно выходят на улицу и гуляют со всеми. Такие рекомендации.
— Своего ребенка я в школу не вожу. Родители всего класса решили, что дети пока будут учиться удаленно. Классный руководитель сказала писать заявления в свободной форме, указав причину отсутствия: неблагоприятная эпидемиологическая обстановка. Пока ребенок дома, чувствую себя спокойней. Кто знает, с кем после школы он будет общаться, куда пойдет, будет ли в маске. Такого не проконтролируешь, — рассказывает учитель.
Проходим мимо учительской, где видно, как на столе стоит антисептик, а учителя бурно обсуждают, что кто-то пытается сфотографировать учителей и школу.
Классный руководитель 5-го класса тоже не отказалась пообщаться с нами:
— Школу посещают 200 учащихся из 1400. В классах, где работаю я, — пять-шесть человек. Максимум десять. Как правило, мы проводим полноценный урок с теми, кто пришел. А после занятий выкладываем файлы, видеоформаты, тесты на сайт school.by в электронные журналы. Также высылаем домашнее задание. Как это будет проверяться, пока неизвестно, система еще не налажена.
По словам учительницы, БГПУ и некоторые другие вузы принялись помогать школам — создают сайты с разработками уроков. Что в будущем упростит работу.
— У учителей есть какие-то разработки в компьютерах, но не на каждый урок, не в таком формате, нет систематизированности. Сейчас выходит много сверхурочных часов: помимо работы в классе, я прихожу домой, где разрабатываю программу для других учеников.
У нас нет правил, есть желание администрации: маски, перчатки. Приказа для учеников тоже нет, это родители надевают маски и перчатки детям, также это советуют и учителя.
Старшие классы понимают, что такое средства гигиены. А младшим ты не объяснишь, что в маске ты должен находиться всегда. Они вирус не видят, как им объяснить, что он существует?
Важно знать:
Хроника коронавируса в Беларуси и мире. Все главные новости и статьи здесь
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Самые оперативные новости о пандемии и не только в новом сообществе Onliner в Viber. Подключайтесь