38 673
205
17 апреля 2020 в 8:00
Автор: Никита Мелкозеров. Видео: Миша Безруков

«Мужчина не думает, как девушка потом дотащит его сто роз домой». Правда о работе курьера в эпоху коронавируса

Жизнь, несмотря на коронавирусную пору, оставляет ощущение хоть какого-то комфорта. Как минимум потому, что ходить в магазины совершенно необязательно: доставка цветет на максималках. Курьеры поддерживают остатки экономики и рискуют своим здоровьем. Рубрика «Бытовуха» по такому поводу спешит показать новый ролик. Минчанин Дмитрий объясняет, почему быть пешим курьером намного сложнее, дает понять, какое пространство занимает 301 роза, вспоминает проблемных клиентов и признается, что о возможности заразиться старается не думать, пусть и боится этого. Поехали!




«В час пик тащил промышленные весы с двумя пересадками»

— Работая курьером, можно накачаться?

— В классическом понимании, думаю, нет. Ноги можно убить — это да. Особенно если вы чуть постарше и работаете пешим курьером. Метро, микрорайоны, подъезды. Вы бегаете по лестницам. Если молоды, физически подготовлены и размяты, то неплохое, конечно, упражнение.

Когда человек занимается физкультурой, все происходит плавно. Когда человек занимается курьерством, он хватает коробку в 10 килограммов и сразу спешит доставить ее. Хотите накачаться — идите в тренажерный зал к нормальному тренеру.

— Самая странная посылка, которую вы доставляли?

— Это произошло, когда я работал пешим курьером. Первый день в профессии. Были заявлены напольные весы. Ну ладно. Посылку требовалось забрать в районе рыбокомплекса. Я приехал, меня спрашивают: «А где машина?»«Какая машина?» Оказалось, что это не просто напольные весы, а промышленные напольные весы.

«Перепутать заказы достаточно сложно. Надо быть совсем невнимательным»

Такая штука высотой 1,3 метра. Объемный ящик. Как я его тащил? Да на энтузиазме только! Настоящий треш! Незатейливый главбух сэкономила два рубля для своей компании, а мне сказала, что кто-то что-то попутал. Такое происходит часто. Люди хотят сберечь денег (хотя там разница в самом деле пару рублей) и вызывают пешего курьера, хотя ясно, что по уму их груз должен работать автомобиль. Люди делают это специально, и это проблема.

В том случае с промышленными весами в метро меня, понятное дело, не пустили бы. Нужны были две пересадки на автобусах. Но час пик, зима. Я сперва доехал до Казинца, а оттуда — на Запад. С небольшим скандалом, но вот так вот я начал свою работу.

— Что делать, если ты привез подарок, но никто не открывает?

— На этот случай прописаны четкие инструкции. Есть временной диапазон доставки. Я в него вкладываюсь, мне не открывают, тогда связываемся с техподдержкой и вместе принимаем решение. Но обычно все рассасывается.

Недавно приехал в Боровляны. Нет человека и нет. Я стою у нужного дома, пуфик людям привез. Оказалось, женщина сделала заказ и оставила мужа ждать, а тот отправился деньги снимать. В итоге полчаса пришлось простоять. У меня был последний заказ, никуда не опаздывал, так что мог себе позволить ожидание.

Но в любом случае, если бы я не дождался, проблемы были бы не у меня, а у магазина, который товар продал. Они бы потом разбирались и заказывали бы новую доставку.

— Что делать, если перепутал заказы?

— Это не проблема глобального масштаба. В любом случае будет звонок в поддержку. При этом, даже если у тебя полный заказов багажник, все они маркированы. Я тоже стараюсь особо не смешивать. В моем представлении перепутать заказы достаточно сложно. Надо быть совсем невнимательным. Но это точно не характеристика для курьера, который априори многозадачен.

В жизни пешего курьера подобную ситуацию вообще сложно представить. Он берет один, в лучшем случае два заказа. Это работа, когда уходит много времени, за которое происходит мало доставок.

«Если человек будет трудиться, получит 1300 рублей и больше»

— Сколько может зарабатывать курьер в Минске?

— У меня средняя автодоставка обходится в 9—10 рублей. Нижняя граница — 8,5, верхняя может быть и 15. Но это грязные деньги. Из условных 10 рублей курьеру достается 75% процентов, то есть 7,5 рубля. Пеший курьер имеет нижнюю границу в 5 рублей.

«Вы наверняка не представляете себе, что такое 301 роза. Они занимают ну очень большое пространство»

Я пенсионер, жилы не рву, считайте, работаю на полставки. Здоровье больше не позволяет. Выходит 600—650 рублей. Но я езжу на экономичной машине (Volkswagen Up), которую заправляю метаном. Если кто-то задумывается, то надо понимать, что с какой-нибудь Lada Vesta будете работать на бензин.

В общем, если человек будет трудиться хорошо и много, то будет иметь 1300 рублей и больше. Кто хочет, тот зарабатывает.

— Самый дорогой заказ, который вы доставляли?

— Он же и самый дурной, так вышло. Вез ни много ни мало 301 розу. Девушка-студентка отмечала свой день рождения. Передо мной стояла задача: подъехать к ресторану в начале проспекта Победителей. Там мы связались с девушкой, которую одарили. Повезло, она оказалась адекватной. 301 роза просто не влезала в мою машину. «Ничего, если мы разделим?»«Ничего, завезите их, пожалуйста, в общежитие».

В общем, какой-то воздыхатель решил ее удивить. Деньги у человека, видимо, были. Заказ уверенно ушел за 500 рублей. Уже непосредственно на месте мне повезло, что соседи девушки курили возле входа и помогли затащить все это на четвертый этаж.

Вы наверняка не представляете себе, что такое 301 роза. Они занимают ну очень большое пространство. Правда, 101 роза встречается намного чаще. Это сейчас мода. По крайней мере до кризиса была мода. В комплекте с большим количеством роз всегда идут вазы. Недавно привез такую комбинацию женщине-стоматологу. Она такая миниатюрная, хрупкая, посмотрела на эти розы, вздохнула: «Вы с ними мучились, а теперь мне с ними мучиться».

То есть, ребята, вы если хотите сделать что-то приятное, то сначала подумайте о характере и привычках девушки. Есть вариант, что ей не будет приятен ваш «миллион алых роз». Многие не продумывают момент транспортировки. Ей привозят 100 роз в офис в разгар рабочего дня, а что потом? Многие мужчины гонятся только за эффектом, который произведет этот букет. Наверное, не очень хорошо, когда подарок создает проблемы человеку, которому адресован.

— Можете вспомнить своего самого бесячего клиента?

— Пожалуй, да. Клиентку. 8 Марта — это очень большой вал заказов и доставок. Работы порядком. Я пешком. Мне нужно было доставить той девушке контактные линзы. Город стоял в пробках. Я уже загодя понял, что не успеваю на заявленное время. Набрал заказчице, попросил прощения, объяснил ситуацию. Она сказала, что не вопрос, в принципе. И вроде бы мы договорились.

«Мужчина из поселка Радужный предъявлял претензии: „У меня самый дорогой букет, а вы его не можете доставить раньше!“»

Проходит пару минут — меня набирает отправитель. Человек в шоке. Ему только-только позвонила заказчица и потребовала убрать плату за часть линз в качестве морального ущерба за мое опоздание. Мол, она ждет только до 15:00, и все. В общем, полный бред.

Беру такси. В 14:58 привез заказ. Девушка молча забрала линзы, слова мне не сказала. Я бы даже не поверил, что она могла устроить такой скандал. Посмотрел я на нее и решил простить. Явно дело было не в ситуации, а в каких-то внутренних переживаниях.

А еще мужчина из поселка Радужный как-то предъявлял претензии: «У меня самый дорогой букет, а вы его не можете доставить раньше!» Там было не просто раньше, а сильно раньше, досрочно. Я же попадал в указанное в заказе время. В итоге привез раньше, но не настолько, насколько хотелось заказчику.

Объяснил вежливо, что по дороге возникли проблемы. «Меня ваши проблемы не волнуют!»«Ну, если вас не волнуют мои проблемы, почему меня должны волновать ваши?» Ну, он обтек. А потом резко всучил мне деньги. На этом мы и расстались. Есть категория людей, которые считают, что им все должны.

Правда, я хочу оговориться. 98% заказчиков — приятные люди. Даже проникаешься. Просто есть разница в понятиях. Я до пенсии работал юристом. К юристу люди идут с проблемами. А на пенсии я курьер. Курьер по большей части доставляет радость. В том смысле, что новые вещи, подарки и так далее.

«Если груз стремный, лучше отказаться»

— Боитесь коронавируса?

— В плане боязни у меня два варианта: либо не работать, либо работать. Так что я боюсь и делаю. Жизнь мне не оставляет другого выбора. В ней, сами понимаете, за последнее время появились различные маски, перчатки и обеззараживатели. Руки раньше так часто, конечно, не обрабатывались.

Клиенты в возникшей ситуации среагировали не сразу. Но недавно стали появляться запросы по санитарной части. Позавчера я доставлял человеку бамбук, кстати, для меня очень необычный груз. Его заказчик меня с пристрастием проанкетировал: «Вы в маске? Вы в перчатках?» Человек не указывал бесконтактную доставку, но я в итоге ее провел. Сами понимаете, раньше такого не было.

«Женщина вручила мне шоколадку. Самые большие мои чаевые в карьере»

Я пока не сталкивался с требованиями, это все пожелания. Но ситуация нормальная. Есть какое-то количество складов, появляться на которых без масок запрещает их руководство. Считаю, правильно. Если я буду в маске на какой-либо доставке, человек не напряжется лишний раз. Всем будет хорошо.

Могу сказать точно, что в нынешних эпидемиологических условиях я бы точно не работал пешим курьером. Возможно, это особенности конкретно моего организма. Но за зиму работы пешим курьером с постоянными поездками в метро я подхватил все возможные инфекции. В машине все контролируется, вплоть до примерного количества своих контактов в день. В общественном транспорте, безусловно, нет. И подземка для людей с не самым сильным здоровьем в моем представлении — худший вариант.

— Каким курьерам тяжелее всего?

— Вне нынешней ситуации — пешим курьерам по зиме. Особенно в микрорайонах. Лед, холод, неизведанные тропы. Обладателям транспорта попроще. Если говорить о коронавирусе, то умозрительно могу рассуждать о самом тяжелом варианте для ребят из «Евроопта». Там изначально физически непростая работа, график, интенсивность и большое количество контактов.

Смотрите, одна доставка — это в классическом понимании два контакта: с отправителем и получателем. Если у меня средний день на полставки, это пять доставок, контактов может быть десять. Как минимум половина из них — абсолютно новые люди, которые непонятно где были. Но это легкий вариант. А у ребят из «Евроопта», Menu.by, работников доставок пиццы контактов намного больше. Всем ясно, что за одной передачей в день они точно не ездят. У ребят за один заезд может быть моя суточная норма контактов.

— Застревали когда-нибудь в лифте?

— Да, когда работал пешим курьером. Возле остановки «Улица Чигладзе» есть подъемник в подземном переходе. Так устал за день, что решил подняться на этаж. Ну и он застрял. Ехать несколько секунд. Минут 40 просидел. Связывался с диспетчером, а она такая уставшая: «Ну придет, придет». Сесть не на что — облегчил работу ногам. Суббота, вечер. Так себе история. Правда, больше такого не было.

Чаще лифты просто не работают. Максимально я на своих ногах забирался на 12-й, наверное, этаж. На 6-м этаже стояла банкеточка с распечаткой: «Присядьте, отдохните». У женщины с 12-го этажа был юбилей. Она сказала мне, получив свою доставку: «Нельзя мне отказывать сегодня!» И вручила мне шоколадку. Самые большие мои чаевые в карьере.

— Курьерам вообще дают чаевые?

— Мне пару раз сказали: «Оставьте это себе». Рубль-два — людям не хочется ждать, пока я найду сдачу. Двери закрываются. Что я буду звонить и жесточайше требовать забрать свои деньги? Ну нет же.

— Не боитесь, что вам в заказ подкинут наркотики?

— Знаете, когда начал работать, у самого возник такой же вопрос. В большинстве случаев, если это не фикус какой-нибудь или 301 роза, ты получаешь запакованные и запечатанные коробки. Что внутри, тебе не очень понятно. Кому это везется, тоже не очень понятно.

Как-то меня попросили отвезти слайсы. Не спайсы, а слайсы. Я тогда вообще не знал, что это такое. Посмотрел и говорю: «Нет-нет-нет». Меня все смутило: и отправитель, и его адрес, и название продукта, и необходимость брать только наличные. Стремно. Но оказалось, что это такая довольно дорогая штуковина для детей, чтобы им лизать.

Мое мнение такое: если стремно, лучше отказаться. Я поначалу сильно мандражировал. Не хочется быть использованным для темных дел. Благо теперь вожу по большей части открытые грузы.

Спасибо ребятам из сервиса «Хуткибай» за помощь.

Суши и роллы, чтобы негрустно и вкусно проводить апрель в изоляции. Есть в наличии

роллы, хот маки (горячие), 8 шт, 255 г, икра летучей рыбы, лосось

Без паники! Важная информация о COVID-19. Памятки Onliner

Хроника коронавируса в Беларуси и мире. Все главные новости и статьи здесь

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Самые оперативные новости о пандемии и не только в новом сообществе Onliner в Viber. Подключайтесь

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by

Автор: Никита Мелкозеров. Видео: Миша Безруков
Без комментариев