Спецпроект

«Дышать можешь?» — «Могу!» — «Значит, это не COVID-19». Про болезни носа и апрельскую аллергию на березу

14 апреля 2020 в 9:00
Источник: Полина Шумицкая. Фото: Александр Ружечка, Владислав Борисевич
Спецпроект

«Дышать можешь?» — «Могу!» — «Значит, это не COVID-19». Про болезни носа и апрельскую аллергию на березу

Источник: Полина Шумицкая. Фото: Александр Ружечка, Владислав Борисевич

Если для кого-то «родная березонька» — это символ возвращения домой и прочих радостей, то для многих белорусов с аллергией — враг номер один. Каждый апрель береза начинает цвести и превращает жизнь сотен людей в бедствие разной степени тяжести. Многие даже вынуждены на время покидать страну. Что кроется за малоизвестным словом «поллиноз»? Как не стать жертвой людского прессинга во времена коронавируса, если ты чихаешь? Чем обычный насморк отличается от серьезной проблемы? В каких случаях необходимо хирургическое вмешательство, а в каких — нет? Обо всем этом мы поговорили с минчанкой Ольгой и хирургом-оториноларингологом Александром Лищенко. Продолжаем совместный с «ЛОДЭ» цикл публикаций о нашем здоровье.

«Аллергия на родную березку. Такая вот беда»

Архитектор Ольга рассказывает о том, как живется человеку с аллергией в обычные дни и сейчас, когда люди напуганы коронавирусом.

— Все началось классе в одиннадцатом, когда мне было семнадцать лет. Яркое воспоминание: март или начало апреля, кто-то принес охапки мимоз в школу, а у меня прямо сильный приступ чиханья! Говорили: «Может, у тебя аллергия на тополь?» Но она проявляется летом. И у бабушки с дедушкой росло огромное дерево, а никаких симптомов у меня не было. Нормально переносила. И березка рядом росла. И клен. Забавно, в детстве березовый сок я не любила, а вот кленовый — огонь!

Через несколько лет я узнала, что у меня аллергия на пыльцу березы. На родную березку. Такая вот беда (смеется. — Прим. Onliner). Официально это называется «поллиноз».

Как я это выяснила? Пару лет назад работала в офисе, где вообще не открывались окна. Чтобы проветрить помещение, можно было максимум открыть дверь. Да, там стояли кондиционеры. Но никто никогда их не чистил. Я думаю, что, когда кондиционер включался на охлаждение, то вся пыль и пыльца циркулировали внутри помещения, фильтр забивался — и поэтому у меня случилось обострение аллергии в тот год. Начался такой приступ соплей, чиханья, зуда глаз и неба, что не передать!

Тогда я поняла, что больше это терпеть невозможно, и пошла к врачам. Аллерголог в частной клинике сделал мне кожные тесты — такие маленькие царапинки. Я и минуты не просидела, как на руках возле подписанной буквы «Б» — «береза» — вылезли здоровые красные волдыри. И еще в списке «врагов» оказалась травка тимофеевка. Мне поставили «поллиноз» и сказали, что если период цветения березы (апрель) и тимофеевки (август) я хочу провести без соплей, то нужно уезжать в сухие теплые страны. Туда, где нет березы. «Проведите отпуск в Египте или Тунисе», — посоветовали мне.

Еще предложили такой вид терапии, когда в организм малыми дозами вводится аллерген, и затем должна выработаться резистентность. Некоторым это помогает, некоторым — нет. Но я не захотела. Пока что мне хватает обычных назальных спреев.

— Нам писала в редакцию читательница, что у ее сына тоже аллергия на пыльцу березы. По словам женщины, они вынуждены сидеть дома, закрыв все окна, занавесившись марлей, и ждать дождя. Для вас апрель такой же тяжелый месяц?

— Ну нет, занавесить окна марлей и не выходить из дома несколько недель подряд — это уж совсем крайний случай. Видимо, у ребенка очень выражена аллергия... Да, апрель и август — точно не самые любимые мои месяцы в году, но как-то справляюсь (улыбается. — Прим. Onliner).

Я знаю, что людям с поллинозом важно проверить, нет ли у них аллергии на лекарства. Например, дантист посоветовал мне сдать анализы на анестетики.

— Есть люди, которые действительно уезжают из Беларуси на время цветения березы. А что помогает вам?

— Когда проходит дождь, становится легче. Влажность прибивает пыльцу. Кроме того, я живу в Зеленом Бору, у нас тут лес, сосны, дышится хорошо. А в городе, конечно, все обостряется. Человеку с поллинозом лучше выбирать жилье за чертой города, как мне кажется. Есть ведь замеры — концентрация пыльцы в Минске, общее загрязнение.

В апреле я никогда специально не уезжала из страны. В Египет? Нет, спасибо, не тянет. А в августе пару раз ездила на море, и действительно, там дышится гораздо легче.

На мой взгляд, людям с поллинозом полезно иметь качественный салонный фильтр в машине. В увлажнителях для дома я тоже всегда обращаю внимание на фильтр. Когда прихожу на работу или домой (возвращаюсь с улицы), чищу нос солевым раствором, мою руки — это все мы и так сейчас делаем из-за коронавируса. Некоторым помогает частая стирка одежды, чтобы убирать с нее пыльцу растений.

Потом есть такое понятие, как «перекрестная аллергия». Не можете нормально дышать, когда в воздухе пыльца? Вполне вероятно, что у вас еще и пищевая аллергия! У меня, например, — на магазинные яблоки, которые чем-то обрабатывают. Важно смотреть, какая еда ухудшает состояние, провоцирует обострение поллиноза. А вот на кошку, например, которая живет со мной, у меня никаких чихов и соплей. Хотя казалось бы! Все обычно жалуются на аллергию на котов, а я — нет.

Еще стоит осторожно выбирать ароматы, парфюмерию. Бывает такой острый запах, что мне достаточно один раз вдохнуть, и потом целый день буду чихать.

Говорят, что для детей хорошо, если есть домашние животные или среда за городом, где можно бегать, резвиться… Тогда выработается иммунитет к аллергенам. Хотя возьмем меня. Ребенок, выросший у дедушки с бабушкой в деревне, свои яблочки, парное молоко — откуда вообще аллергия?

Сейчас дело близится к середине апреля, и я чувствую, что появляются минимальные чихи. Это значит, что береза начинает цвести. Скоро добавится мой аллергический насморк, начнут чесаться глаза… Эх, прощай макияж…

— Сейчас, во времена коронавируса, вы замечаете особое давление? Люди смотрят косо на чихающего человека?

— Я недавно была в поликлинике, немного простыла. Сижу в коридоре, и тут слышу просто дикое чиханье! И мужской крик: «Да, я чихаю! У меня аллергия! Что вы все от меня шарахаетесь?! Я просто аллергик!» Прямо крик души. И смешно, и грустно. Я думала: «Да, дядя, как я тебя понимаю!» Начну чихать — от меня тоже будут шарахаться.

Действительно, люди будут пытаться отойти подальше, сторониться тех, у кого сильно проявляется поллиноз. Что ж, это абсолютно нормальная человеческая реакция.

— Удивительная, сюрреалистичная ситуация: люди стали бояться людей…

— Так и есть. Чувствую ли я это на себе? Я стараюсь минимально выходить на улицу и с людьми не контактировать. Хорошо, что нас перевели на удаленку. Максимум — выхожу в магазин или аптеку.

— Вы судорожно ищете в себе симптомы коронавируса или твердо знаете, чем аллергический чих отличается от обычного?

— О, вопрос в яблочко! Вот я заболела, простуда какая-то. Сижу и думаю: «Черт, а вдруг оно? Как дышится? Нормально. Спокойно, значит, это не COVID-19. Без паники!» С друзьями созваниваемся, поддерживаем друг друга, успокаиваем, помогаем сохранять приподнятое настроение, шутим. Главный вопрос: «Дышать можешь?» — «Могу». — «Молодцом!»


«Приходит человек и говорит: „Доктор, не дышит нос, помогите!“»

Александр Лищенко — хирург-оториноларинголог первой категории медицинского центра «ЛОДЭ». Прооперировав тысячи пациентов за годы в медицине, он очень хорошо знает ценность такой, казалось бы, простой вещи, как свободное дыхание.

— С какими проблемами к вам чаще всего приходят на прием?

— С заболеваниями носа, конечно. С тем, что требует хирургического вмешательства. Например, смещение перегородки. Оно бывает либо в процессе роста, либо при травме. Частый случай — вазомоторные риниты. Приходит человек и говорит: «Доктор, не дышит нос! Помогите!» Еще есть группа пациентов с аллергией. Они чаще обращаются сезонно, но если привыкают к каплям, то и в течение года.

Если человек приходит в первый раз, нигде раньше не лечился, то обычно для восстановления слизистой носовых раковин предлагаю местные гормональные спреи, которые не всасываются в кровь. Примерный курс лечения — один месяц. Если есть эффект — человек задышал и, главное, может дышать после отмены лекарства, — отлично. В год обычно рекомендую три-четыре курса местных кортикостероидов, но желательно не более, иначе они могут пересушивать слизистую носа, приводить к образованию корочек, кровоточивости.

— Почему в Беларуси так много вазомоторных ринитов?

— Во многом влияет погода. В странах с теплым сухим климатом, особенно возле моря (скажем, в Ливане), совсем редко болеют ринитами. Но если южане приедут к нам, у многих возникнет та же патология, что и у белорусов. Сырость, холод… И вот уже тонзиллиты начинают обостряться, становится не только трудно дышать, но и беспокоит горло, миндалины… Еще у нас полевые травы и так далее, соответственно, больше аллергенов — вот и другая причина отечности носовых раковин.

— Вы замечаете на улице своих гипотетических пациентов? Есть такая профессиональная привычка?

— Иногда бывает. Например, когда люди громко шмыгают носом в общественном транспорте (улыбается. — Прим. Onliner). Или замечаю носовой оттенок голоса. Если человек гнусавит, это часто говорит о проблемах придаточных пазух носа — в частности, о полипозных синуситах. Пазухи заполняются отечно-полипозной тканью, воздушность исчезает — и все, голос меняется.

— Как отличить банальный насморк от серьезной проблемы? В каких случаях действительно пора идти к лор-врачу?

— Записаться на прием следует при остром процессе: больше недели сохраняется насморк, непроходящая головная боль (а при синуситах она именно такая). Облегчение наступает только если принять таблетку, а потом снова схватывает. Причем головная боль может отдавать в зубы верхней челюсти. Другие симптомы — гнойная мокрота, стекающая по носоглотке, общая слабость, субфебрильная температура (37,2, например).

— Прямо сейчас мы, можно сказать, украли вас из операционной. Вы проводили радиохирургическую вазоконхотомию. А что это вообще такое? Объясните для «чайников».

— Это малоинвазивное вмешательство для тех случаев, когда трудно дышать носом, эффекта от местных кортикостероидов нет, а самостоятельно отказаться от сосудосуживающих капель человек не может (развилось привыкание). Представьте, нарушен сон, приходится постоянно ходить с флакончиком спрея в кармане… Или аллергический ринит, который привел к стойкой патологии.

Чтобы мы легко дышали, пространство между перегородкой и носовыми раковинами, так называемый общий носовой ход, должно быть свободным. Если раковины отекают, они суживают этот ход. Пропускная способность для воздуха уменьшается, нет свободного вдоха…

Цель радиоконхотомии — уйти от капель. Радиоэлектрод (частота работы прибора — 3,9 МГц) несколько секунд изнутри воздействует на носовую раковину. Никаких разрезов, только местный наркоз. Через неделю послеоперационный отек проходит, и носовое дыхание восстанавливается.

— В лор-хирургии проводят операции под общим наркозом?

— Специфика такова, что используется либо местное обезболивание, либо общая эндотрахеальная анестезия. Внутривенная в лор-хирургии применяется редко, поскольку невозможно контролировать дыхательные пути. А во время эндотрахеального наркоза можно, ведь нет риска, что кровь попадет в бронхи. Организм полностью расслаблен, и хирургу легко работать. Врач-анестезиолог с помощью современного оборудования контролирует все параметры, отвечающие за жизнеобеспечение организма.

Под общей анестезией выравнивают перегородку носа, удаляют кисты пазух, полипы.

Конечно, люди волнуются перед наркозом. Это нормально. Задача врача — максимально подробно объяснить, что будет происходить до операции, во время нее и после. Чем больше человек знает, тем меньше он беспокоится.

Типичные вопросы пациентов — «Все ли пройдет хорошо?», «Будет ли кровотечение?», «Будет ли болеть рана после операции?», «А стопроцентный ли результат?». На самом деле даже лучший хирург не может гарантировать, что все субъективные отрицательные ощущения полностью исчезнут, ведь нередко встречается лепториния — врожденная узость носовых ходов. Узенький нос от рождения — и все тут! Не внешняя форма, а именно внутренние ходы. Поэтому важно объяснить пациенту, что у хирургии тоже есть предел возможностей.

— Что вы думаете о пластике носа? Где здесь проходит грань? В каких случаях хирургическое вмешательство необходимо по медицинским причинам, а в каких его лучше избежать?

— Если человек страдает из-за того, что просыпается ночью, встает усталым, носит в кармане флакончик со спреем и вынужден пользоваться им несколько раз в день, — это одна история. Здесь очевидные лор-причины.

А если человек жалуется, что все разглядывают его «некрасивый» нос, который смотрит в сторону… Важно разграничить: это действительно так или только кажется пациенту? Ведь в обычной жизни мы с вами смотрим не на носы, а на лица людей. Оцениваем образ человека в целом: его взгляд, улыбку… Не нужно думать, что если где-то небольшой выступ, все только на него и будут смотреть! 99% людей даже не заметят. Я бы советовал пациентам, которые хотят сделать наружную ринопластику, подумать об этом.

Кроме того, у всех есть так называемый небольшой физиологический изгиб носа — переход костного отдела в хрящевой, — и это нормально, так задумано природой. Но если возникают сомнения, все же лучше обратиться к опытному пластическому хирургу, который подскажет верное решение.

— Допустим, парень играет в футбол, ломает нос. Нужно выравнивать перегородку или это лишнее?

— Да, нужно — в первые семь-десять дней после травмы, если есть западение или смещение кости. Это делается за пять-десять минут под внутривенной анестезией — быстро ставится, и все. Почему именно такой срок — десять дней? Потому что позже образуется костная мозоль, начинают срастаться кости. Если успеть вовремя, то можно выровнять нос и впоследствии избежать сложной операции по ринопластике под общим наркозом.

— Это должна быть ответственность врача — сказать пациенту «Вам не нужна пластическая операция, давайте-ка вы лучше сходите к психологу»?

— Считаю, что каждый врач должен быть немного психологом. Конечно, если доктор видит, что у пациента ложное восприятие своей внешности, что тот выискивает несуществующие проблемы, то нужно с человеком поговорить о целесообразности сложного вмешательства. Но в итоге пациенты возвращаются домой, обдумывают услышанное и сами принимают решение. Даже с небольшими смещениями порой все равно идут на пластику. Это уже их выбор.

Я стараюсь выслушать человека. Подождать, дать ему время выговориться — излить душу, что называется. Не перебивать. Попытаться поставить себя на его место. Если пациент ощущает, что ты проникся его проблемой, завязывается более искренний разговор. Это важно. В большинстве случаев люди чувствуют отношение, откликаются, видят, что ты реально хочешь помочь, а не что-то там сказать, лишь бы быстрее закончить прием. То, что я в силах посоветовать или улучшить, всегда пытаюсь сделать.

Спецпроект подготовлен при поддержке ООО «ЛОДЭ», УНП 100262226.

Читайте также:

Хроника коронавируса в Беларуси и мире. Все главные новости и статьи здесь

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Самые оперативные новости о пандемии и не только в новом сообществе Onliner в Viber. Подключайтесь

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by