«Обещал раздавать деньги, и я пошла на умножение». О розыгрышах в Instagram

335
03 марта 2020 в 8:00
Автор: Александр Владыко

«Обещал раздавать деньги, и я пошла на умножение». О розыгрышах в Instagram

Свежая история о девушке из Речицы, которая выиграла гив от Тимати и его жены Анастасии Решетовой, взволновала аудиторию. Казалось бы, мы уже давно решили: розыгрыши за подписку — это зло, гивы — развод, и вообще, где красный «гелик», как тут соотечественница стала обладательницей $15 тыс. Разбираемся с экспертом в SMM Алексеем Ткачуком.

Для тех, кто отказывается вылезать из танка: гив — это Instagram-конкурс c призами. А Алексей Ткачук — один из главных белорусов в мире соцсетей. Сам он называет себя «скромным», но подписан как «digital-блогер №1 в рунете». С 2018-го работает в Санкт-Петербурге, с декабря прошлого года — сам на себя. Автор и создатель блога Dnative.ru

Посмотреть эту публикацию в InstagramПубликация от Алексей Dnative Ткачук (@denominant)

— Алексей, удивились истории успеха Дарьи?

— Я знаю разные истории. То, что аудитория считает розыгрыши в Instagram нечестными, но при этом регулярно в них участвует, — это классика поведения. Десятки и сотни тысяч участвуют, призов мало, сомнений много. Особенно когда каждый раз ничего не выигрываешь.

У Тимати в этом деле не лучшая репутация. Однажды (в 2018 году. — Прим. Onliner) он объявил о розыгрыше своего Gelandewagen. Для участия нужно было подписаться на сотню предложенных аккаунтов. Потом конкурс пропал из ленты артиста. Разгорелся скандал. В итоге Тимати вручил кому-то ключи и машину, но сомнений в подлинности конкурса это убавило едва ли.

К слову, «гелик» стал причиной еще большего скандала в случае с блогером Гусейном Гасановым.

— Это был один из самых успешных розыгрышей в истории, — говорит Алексей. — Гасанов получил несколько миллионов прироста к своему Instagram. В итоге победила девочка из Украины, которая даже ни разу не сфотографировалась с этим «геликом». Конечно, все это порождает вопросы. Люди ищут подвох.

А чего скрывать, в истории было много случаев, когда организаторы нанимают актера и делают из него победителя. Это получается дешевле, чем раздавать машины. То есть дыма без огня не бывает.

Кардашьян включилась после Бузовой

— Правда, что розыгрыши в таком формате в Instagram в принципе зародились в России?

— Определенно. Первые гивы появились в конце 2017-го у звезд. Это была классическая механика: у меня есть 10 наборов косметики, подписывайтесь, отмечайте в комментариях — и сможете получить набор.

Потом гивами стали называть целые кампании. Начался перелив трафика, а спонсоры стали объединяться в пулы и покупать резко подорожавшую рекламу в аккаунте Бузовой, например. Глобально цифры всем нравились, и никто не думал об одном: что потом люди будут с удовольствием отписываться, и вообще, это нецелевая и несегментированная аудитория.

Посмотреть эту публикацию в InstagramПубликация от Ольга Бузова (@buzova86)

На Западе гивы стали популярны гораздо позже. У Кардашьян и других топов они начались в прошлом году. Причем интересно так, с кучей юридической информации. Например, что Chanel не имеет никакого отношения к конкурсу. Instagram тоже не имеет. Западные селебрити чуть больше подчиняются законодательству.

Но и запас доверия у западной аудитории больше. У нас, чтобы выбрать победителя и лишить скептиков аргументов, нужно проводить розыгрыш в прямом эфире, просто, с объяснениями, используя рандомайзеры, которым все доверяют. На Западе… У меня товарищ как раз пробовал продвинуть там свой рандомайзер. Они вообще смысла не поняли. Просто сделали скриншот с именем победителя и выложили в сторис. И никакого негатива.

— Вы часто говорили, что розыгрыши должны умереть. Но они не только живут, но и обрекают на приключения миллионы участников.

— Я не говорил, что они умрут. Я обращал внимание, что гивы убивают аккаунты. Люди подписываются на Instagram-аккаунты из списка, даже не заходя в профили. Подписываются, ждут розыгрыша и отписываются. Большинству контент просто неинтересен. Меня умиляет, когда барбершоп из Беларуси участвует в таком. Ну получат они 50 тыс. аудитории — но какой процент из этого целевая? Зачем белорусскому барбершопу российские читатели? А алгоритм Instagram — штука достаточно сложная, после массовых отписок убивает охваты. Алгоритм понимает: раз люди массово бегут из профиля, значит, не очень-то он и интересен, особенно показывать его другим людям не стоит. Охваты падают с 40 до 10%. Вот я о чем.

Посмотреть эту публикацию в InstagramПубликация от Алексей Dnative Ткачук (@denominant)

— А зачем устроители розыгрышей в это лезут?

— У меня несколько догадок. Кому-то нужна накрученная аудитория. Кто-то участвует, чтобы компенсировать отписку от предыдущего гива.

— Простые люди, которые участвуют в гивах, чем-то рискуют? Например, личной информацией или потерей доступа к аккаунту?

— Вообще, нет. Единственное, чем они могут рисковать, — это во время массовой подписки получить по рукам от Instagram за чрезмерную активность. В остальном всю информацию об аккаунте, которая есть в открытом доступе, можно собрать и так.

«Ужасная история» от Дарьи

Это письмо пришло еще в начале года, но юридически оно без шансов на справедливость (по мнению Дарьи), поэтому приводим его в качестве примера, как делать не нужно.

«Все началось с того, что я участвовала в именном гиве Оксаны С***ой в Instagram, — пишет минчанка. — Одним из спонсоров была страница миллиардера Максима Р-ва (так он себя называет). В шапке профиля было написано, что он проводит социальный эксперимент, который заключается в следующем: на своем канале в Telegram Максим будет каждый день раздавать деньги. Тем самым он докажет, что за деньги можно подписать сколько угодно людей.

Мне стало интересно, и я подписалась на канал. Там он каждый день (заранее говорил время) раздавал деньги. Чтобы выиграть, надо было в его личные сообщения спамить. Чем более ты активный, тем выше шанс выиграть. Я решила попробовать поучаствовать. Ну естественно, время шло, и я ничего не выигрывала, но, помимо раздачи денег, он брал людей на умножение их депозита (ставки на спорт) и в чате выкладывал результаты (как потом оказалось, все эти люди были подставными).

Я попыталась вернуть свои деньги, пошла в банк, но там мне сказали, что возврат невозможен. В милиции мне сказали, что ничего сделать нельзя, только подавать на него в суд, но тут концов не найти».


— Алексей, что можете сказать, кроме того, что Дарья ошиблась?

— Собирание — это безумно популярная тема. Особенно в TikTok и Instagram. Почему? Особенности аудитории, которой можно влить в уши какую-то чушь про прогнозы, просадки, умножения на спорте и так далее. Обычно собирают небольшие деньги, из-за чего до суда никто не доходит. А если и дойдет, то вряд ли будет толк. В Беларуси легально вообще нельзя не то что розыгрыши в соцсетях проводить — даже торговать там. Поэтому рассчитывать на защиту закона сложно.

Раздача денег, тем более гарантированных, — это верный признак мошенничества. Когда Zara приходила в Беларусь, одновременно с официальным аккаунтом появилась куча левых с обещаниями сертификатов в обмен на подписку. Бренд легко блокирует такие аккаунты, но не всегда это получается быстро. В итоге появилась группа людей, которые приходили в магазин с требованием отоварить сертификат.

— По каким еще признакам можно определить мошенников?

— Еще два подлых сценария сегодня — монтаж и обещание призов в обмен на верификацию.

Например, Максим Галкин принял участие в гиве. Мошенники берут это видео, монтируют, перезаливают на свои аккаунты — и вперед: Галкин как бы приглашает к участию.

Второй сценарий — на примере анкетирования: зайди, ответь на вопросы и получи деньги. Человек приходит, отвечает на ряд дебильных вопросов (типа какие бренды вы знаете: Pepsi, Coca-Cola, Chanel и еще что-нибудь всем известное). В конце сообщение: «Вы такой интересный человек, так отвечаете — вот вам за это приз в несколько десятков тысяч рублей. Но чтобы получить его, нужно подтвердить, что вы реальный человек. Переведите немного вот сюда».

Если для участия в конкурсе требуют указать личные данные (номер телефона не считается) или что-то оплатить — развод, сразу закрывайте.

Больше всего мошенников крутится сегодня в Instagram, потому что это просто самая популярная сеть. Зато жулики из «Одноклассников» чаще попадают в новости Onliner. Просто встречаются такие сюжеты, мимо которых не пройти.

Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by

Автор: Александр Владыко