«Сгорел билет на Depeche Mode, это страшная моральная травма!» 104 человека «повелись» на обещания податься на визу

 
UPD
22 305
24 февраля 2020 в 12:10
Автор: Дарья Спевак
Автор: Дарья Спевак

В суде Центрального района Минска сегодня рассматривается уголовное дело о мошенничестве в отношении 41-летнего гродненца. Согласно обвинению, он вместе с двумя другими сообщниками якобы регистрировал белорусов в польское консульство — обещал очередь за визами. Но никакой регистрации на самом деле не было. Как итог — чч. 3 и 4 ст. 209 УК РБ (мошенничество в особо крупном размере).

Сегодня в суд пришли не все потерпевшие — лишь 17 человек. Всего, согласно обвинению, на удочку визовых махинаций попались 104 белоруса.

По заявлению прокурора, гродненец по фамилии Запорощук записывал людей в несуществующие визовые очереди с апреля 2012-го по октябрь 2013 года. Общая сумма, которую заплатили доверчивые белорусы, — почти 15 тысяч рублей. По данным следствия, Запорощук проворачивал схему не один. Двоих его предполагаемых сообщников (Леонова и Чичко) уже осудили — они сейчас отбывают наказание в исправколонии и по этому делу проходят как свидетели.

Обвиняемому 41 год, прописан в Гродно, но в последнее время жил в Москве. Имеет среднее образование, холост, без детей. Ранее несколько раз был судим — тоже по статьям, связанным с завладением чужим имуществом.

Пока прокурор зачитывает расширенную версию обвинения, в зале тишина и полусонное настроение. Все-таки 104 эпизода и все похожи один в один.

Для нового бизнеса обвиняемый снял офис по улице Раковской в Минске, начал давать объявления в интернете и у подъездов. Что заманивало потерпевших? Стандартный прием «приведи друга — получи скидку».

Схема такая: платишь примерно 50 долларов (суммы часто отличаются из-за обещанных скидок) — и место в «очереди» якобы твое. Договор, оформление документов — все выглядело правомерно. Но потом белорусы заходили на сайт посольства и не находили себя в списках. Визы нет, офиса на Раковской — тоже. Потерпевшие подписывали договоры публичной оферты без номера и даты.

— Виновным себя по ч. 3 ст. 209 УК признаете? — спрашивает судья после долгого перечисления эпизодов обвинения.

— Нет, — отвечает обвиняемый.

— По ч. 4?

— Нет.

В суде выступают потерпевшие. Первым выступает житель Минского района Владимир. Он уже толком и не помнит, в каком году это было. Оказывается, в 2013-м.

Владимир нашел объявление на подъезде своего дома — на рекламке обещали электронную очередь для подачи документов на визу в польское посольство. Позвонил по номеру, приехал в офис, встретился с тремя мужчинами. Потерпевший не помнит, был ли обвиняемых среди них.

— Заключил договор, отдал 50 евро аванса, за три месяца должны были зарегистрировать.

— Документально передача денежных средств оформлялась? — уточнила судья.

— По-моему, да. Оставшуюся часть нужно было внести по факту регистрации. Но потом, месяца через два, связь пропала — номер отключился, — Владимир рассказывает, что, кроме денег, передавал компании ксерокопию паспорта.

На третий месяц мужчина понял, что его обманули, — обратился в милицию. Говорит, что позже (с полгода назад) ему вернули 50 евро.

— Вы знали физический адрес — Раковская, 32—6. Почему вы не обратились, чтобы вернуть средства? — спросила защита.

— Телефон был отключен — я понял, что меня обманули.

Исходя из показаний потерпевшего от 2014 года, ему все же сначала удавалось дозвониться в эту фирму: отвечали, что ответственный за его визовую очередь сотрудник уволился. А в сентябре 2013-го телефон перестал отвечать.

Вторая потерпевшая — минчанка Людмила — обратилась в компанию обвиняемого летом 2013 года. Объявление она тоже увидела на подъезде дома. Позвонила, поехала на Раковскую заключать договор. Ее встретил молодой человек, она отдала анкету, заключила договор и приложила копию паспорта. В течение месяца Людмиле обещали электронную регистрацию в польском посольстве — за себя и за мужа она отдала предоплату 100 евро.

— О регистрации мне обещали сообщить по телефону, но никто не звонил. Спустя месяц набрала с просьбой о возврате денег и расторжении договора — через неделю мне вернули 100 евро, — на компенсацию морального вреда Людмила подавать не собирается. Потерпевшей она себя не считает, потому что деньги ей вернули.

Следующая потерпевшая — тоже Людмила — как и остальные, не знакома с обвиняемым. Ее история похожа на предыдущие, но деньги ей вернули прошлой весной — говорит, в слезах звонила теща Запорощука. Но все по порядку — все началось семь лет назад.

— У меня стоял вопрос о получении визы. Самостоятельно зарегистрироваться не могла, из сообщений на форуме поняла, что у многих такая проблема. Увидела объявление от фирмы на своем подъезде. Созвонились, подъехала в офис на Раковскую в мае 2013-го. Заключили договор, — рассказывает Людмила. Она оставила предоплату в 50 евро сотруднику офиса.

В конце августа она позвонила в компанию, но ей ответили: зарегистрировать не получается из-за технических сбоев, попросили подождать. Прошел месяц — телефон уже не снимали. Потом номер был отключен. В ноябре 2013 года Людмила начала искать отзывы о фирме — прочитала, что много людей из Гродно были обмануты, заведено уголовное дело.

Минчанин Анатолий тоже не знает Запорощука. Визовую фирму мужчине порекомендовала приятельница — дала телефон, он поехал на Раковскую. Заключил договор, через пару месяцев обещали забронировать очередь. Заплатил 70 долларов — внизу в договоре это отметили.

— Звонил до того времени, пока мне не перестали отвечать на телефонные звонки. До этого говорили, что из-за технических причин процесс задерживается, — вспоминает Анатолий. После безрезультатных звонков он приехал в офис на Раковскую: соседи сказали, что его уже не существует и что много обманутых людей уже приезжали сюда. Итоговый сценарий тот же: чья-то родственница относительно недавно вернула минчанину деньги. После того как уже были возбуждены уголовные дела.

Минчанин Андрей тоже впервые в жизни видит обвиняемого. В 2013-м он хотел поехать в Прагу на концерт Depeche Mode — нужна была виза. Прибыл в тот самый офис, дали подписать «бумажку» — так он называет договор. Со стороны компании «бумажка» уже была подписана.

— За две анкеты отдал по 60 долларов. Когда сроки поджимали, начал звонить в компанию. Пару раз приезжал в офис, а потом все — поцеловал дверь, — его тоже просили подождать по техническим причинам, а потом сказали ждать три месяца. В итоге телефон отключился, в «комнатушке» никого не было. — Тогда я ввел в интернете «Тур де ворлд» — и понял по форумам, что это «кидалово».

После возбуждения уголовного дела дама по фамилии Лукашенок передала Андрею 250 рублей — с подписью, что «за Запорощука Дмитрия».

— Но у меня сгорел билет на концерт за 70 евро! Это страшная моральная травма! — иронизирует (или нет) потерпевший.

— Я приношу извинения от компании, что вы не попали на концерт Depeche Mode. Со своей стороны мы обещаем до конца года купить вам билет, если эта группа будет заявлена в программе, — говорит Андрею обвиняемый.

— Я согласен и не на Depeche Mode — на «Би-2»! — отвечает потерпевший.

Следующий потерпевший, Альберт, говорит, что повелся на самую низкую цену — нашел информацию на скидочном сервисе в интернете. Приехал в офис, оформил документы, внес 75 долларов авансом. Речь идет все о том же 2013-м. Альберт пока первый из потерпевших, кто до суда был знаком с обвиняемым.

Большинство опрошенных потерпевших обращались к посреднику из-за технических сбоев на сайте польского посольства — зарегистрироваться напрямую было нереально. Как раз невыполнение обязательств фирма Запорощука порой объясняла очередной хакерской атакой на сайт посольства.

— Интернет пестрил сообщениями, что много проблем с этим посольством. Срочности по визе у меня не было, поэтому я не особо давил на фирму, — говорит Альберт. Потом телефон компании перестал отвечать, офис закрылся. Затем мужчина зашел на форум и встретил таких же обманутых, как он. Форумчане объединились и пошли в милицию.

В прошлом году к Альберту тоже приезжала будущая теща Запорощука: привезла ему 75 долларов и небольшую сумму за моральный ущерб.

Минчанка Ольга не знакома с обвиняемым. Ее история тоже выпала на 2013 год. Объявление нашла на скидочном сайте, поехала в офис — все стандартно.

— Виза нужна была мне и супругу. Мне предложили сделать сразу многоразовую визу, — рассказывает она. У Ольги планировался первый «шенген». Фирма обещала сделать визы за три месяца и оформить приглашение на Ольгу. — Я заплатила 290 долларов — об этом была сделана отметка в договоре.

Ольга позвонила посредникам через месяц, потом через два, а потом через три. Сроки опять же задерживались из-за «проблем технического характера». Потом женщина хотела вернуть деньги, но дозвониться по номеру уже не смогла.

— После этого я подъехала в офис. Женщина из соседнего помещения сказала, что они переехали. Но я не думала, что они закрылись. Начала искать информацию о новом адресе и узнала, что заведено уголовное дело, — вспоминает женщина.

В мае прошлого года Ольге отдали 290 долларов — опять же потенциальная теща Запорощука. На моральную компенсацию потерпевшая не претендует.

Последний на сегодня потерпевший, Денис, тоже впервые видит обвиняемого. В 2013 году минчанину нужна была виза — по совету знакомых попал в ту самую фирму. Какому-то Алексею заплатил аванс в 100 евро за готовую визу «под ключ».

— За две визы выходило в районе 180 евро. Периодически звонил в компанию, но что-то не получалось: были слова типа «софт» и «программа», — по словам Дениса, в октябре никто не брал трубку. Мужчина приехал в офис и сказал Алексею вернуть деньги. Пообещали завтра, но позже офис был пуст. В конце 2019 года Денису деньги вернули — 100 евро «плюс какой-то процент».

Разбирательство по делу продолжается.

Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей в одном месте

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!