Кому Gucci за 100 рублей? Почему в минских торговых центрах полно фейков и кто их покупает

09 февраля 2020 в 10:00
Источник: Лора Нагапетян. Фото: Анна Иванова

Кому Gucci за 100 рублей? Почему в минских торговых центрах полно фейков и кто их покупает

Источник: Лора Нагапетян. Фото: Анна Иванова

Обычный день в ТЦ на Немиге, 3. Спрашиваю в одном из павильонов, есть ли белая куртка. «Белая? Только длинная, Givenchy, 150 рублей», — непринужденно отвечает продавец. На вешалке болтается пуховик с контрастной надписью, чтобы никто не усомнился в том, что вещь добротная, брендовая. Юбер де Живанши, покинувший мир в 2018 году, так и не узнает, что где-то в центре Европы его имя наглым образом эксплуатируют и даже не краснеют. Хотя, конечно, проблема подделок давняя. Во Франции, например, даже за ношение фейков штрафуют. А в Минске контрафактные товары красуются на полках магазинов в современных торговых центрах. Разбираемся, почему это плохо и беспонтово.

«К нам часто приходят девушки, которые разбавляют оригиналы подделками»

Кроссовки подозрительно плохого качества, но с известным логотипом, сумки под Chanel — привычное явление, которое в Беларуси начало активно развиваться еще с девяностых. Ну, с девяностыми-то все понятно: время было такое. Но сегодня, когда на дворе прогрессивный 2020-й, ситуация не изменилась.

Фейки свободно продаются не только на рынках, но и в торговых центрах так называемого нового образца — больших и светлых комплексах, несущих в себе и торговую, и развлекательную, и гастрономическую функции.

В одном из магазинов в ТЦ «Замок» брендовые сумки выставлены во всей своей красе за стеклянной витриной. Невозможно не остановиться и не поглазеть на логотипы, которые так красиво смотрятся: Saint Laurent, Louis Vuitton, Fendi…

Здесь продаются люксовые копии, иначе говоря, товары качества luxe. Они отличаются от обычных копий тем, что сделаны из натуральной кожи, максимально схожи с оригиналом, избавлены деталей, не соответствующих действительности. Стоимость удивляет. Например, в данном магазине такие сумки продаются от $500. Недешево для фейков.

Продавец рассказывает о товаре не без надменности:

— Копии очень хорошие. Это кожа. Я слышала от компетентных людей, что такие сумки делаются там же, где и оригиналы. Потому что, действительно, мы сравнивали сумку с прилавка и настоящую сумку — фактически отличий не было. Ну, там мелочи совсем.

Ищем в интернете фото настоящей сумки, чтобы сравнить.

— По картинке в интернете вы ничего не определите, — убеждает консультант. — Надо смотреть качество кожи, швы, все остальное.

Valentino. Слева — фейк за 1300 рублей, справа — оригинал за $2300

Человек, который совершенно не интересуется модой, подвоха не заметит. Ну сумка и сумка, за что такие деньги? Но если ты хоть немного в теме, то с ходу заметишь несоответствия. Бросаются в глаза дешевая фурнитура, некачественное тиснение на металлических деталях и даже несоответствующий размер самой сумки.

Dolce & Gabbana. Слева — фейк за 790 рублей, справа — оригинал за $1100

Но! Издалека, а то и на фотографии подделку отличить нереально. Этим зачастую пользуются «инстадивы». Консультант подтверждает эту мысль:

— К нам часто приходят девушки, которые разбавляют оригиналы подделками. Имен называть не буду. Речь о тех, кто носит бренды. Если копии хорошие, то почему бы и нет? Есть классические сумки, а есть сезонные. Согласитесь: зачем отдавать такие деньги за сезонные?

Louis Vuitton. Слева — фейк за 600 рублей, справа — оригинал за $1600

В ТЦ на Немиге, 3, ситуация с продажей фейков удручающая: их тут полно. Рай для тех, кто любит пустить пыль в глаза, но не может позволить себе тяжелый люкс за его реальную стоимость. Продавщица в одном из боксов, буквально от пола до потолка загруженном брендами на любой вкус, объяснила разницу между люксовыми копиями и обычными:

«Если люксовые сумки полностью повторяют оригиналы и сделаны из натуральной кожи, то обычные лишь внешне похожи на них и сшиты, как правило, из кожзама».

Китайские «дизайнеры» также оставляют за собой право что-либо менять в своих произведениях: то лишнюю деталь пришьют, то логотип не там, где надо, влепят. Цена, соответственно, становится очень даже приятная.

Вот, например, хит конца прошлого и начала нынешнего года: сумка-пельмень под названием Pouch от Bottega Veneta.

— Ее носят подмышкой, — со знанием дела объясняет продавец.

Bottega Veneta. Слева — фейк за 125 рублей, справа — оригинал за $2300

В другом месте натыкаемся на фейковые кроссовки. Есть как Balenciaga Triple S (обретшие бешеную популярность в последние годы), так и Nike. Примеряем менее популярные кроссовки Alexander McQueen. Выглядят неплохо, правда, они менее массивные, чем настоящие, и буквы на заднике слишком большие.

— Кроссовки, кстати, кожаные. Не отличишь от оригинала. Они даже приходят в коробке, с пыльником, со всеми бумажками, — убеждает девушка и демонстрирует упаковку, которая на самом деле совсем не такая, какой должна быть. Но чего хотеть за 160 рублей?

Alexander McQueen. Слева — фейк за 160 рублей, справа — оригинал за $450

Беспощадному подделыванию подвергаются даже сумки среднего сегмента. В официальном магазине сумка Pinko стоит от $300. Но зачем платить больше, если на Немиге, 3, такую же можно найти за 85 рублей? Девчачьи Pinko соседствуют c суперэлитной Hermes, стоимость которой стартует от $8000. Рядом лежат шарфы Louis Vuitton.

Спрашиваем в одном из магазинов: нет ли проблем с открытой продажей фейков? Консультант насторожилась, но отрицательно покачала головой: какие вообще могут быть проблемы?

Средоточие сумок с фейковыми лейблами часто встречается на островках. В Dana Mall можно найти дорожную сумку Dolce & Gabbana, правда, вряд ли такая когда-либо появлялась в официальных коллекциях модного дома. Есть сумочка, отдаленно напоминающая Chanel.

У всех перечисленных реализаторов есть один плюс: они хотя бы не выдают реплики за оригиналы и не скрывают, что предлагают лишь пародию на красивую жизнь. Занятие вроде как и нечестное по отношению к правообладателям, но зато вполне честное по отношению к покупателям.

Cartier. Слева — фейк за 75 рублей, справа — оригинал за $12 300

Зачем люди покупают фейки?

Начнем с того, что далеко не все знают, как выглядит сумка Gucci, и покупают ее копию без задней мысли просто из-за приглянувшегося дизайна. Повсеместно можно увидеть людей, например, с такой сумкой, отдаленно напоминающей Louis Vuitton. Это вольная фантазия китайского производителя, так как в коллекциях Louis Vuitton точно такой же модели нет и никогда не было.

Еще одна категория покупателей — те, кто искренне верит продавцу, доказывающему, что это оригинал. И вроде подозрения закрадываются, но сладкая цена сразу убивает их. Недавно Onliner писал о похожем случае.

Покупали ли вы фейковые одежду, обувь, аксессуары?

Чтобы сделать свой выбор, войдите или зарегистрируйтесь

Есть и осознанные «носители» фейков, которые таким образом стремятся повысить свою значимость в глазах друзей, прохожих. Массовая культура (видео на YouTube, фото в Instagram) делает все для того, чтобы вложить в умы людей культ брендов.

Билли Айлиш, например, постоянно появляется в нарядах, усыпанных лого Gucci или клеткой Burberry. Может себе позволить. Вот и поклонники таких звезд хотят себе позволять.

Но греют ли фейки душу? Вряд ли. В них нет вековой истории модного дома, качества, заложенного лучшими мастерами, дорогущих материалов и той самой ауры эксклюзивности.

Почему вы приобретали подделки?

Чтобы сделать свой выбор, войдите или зарегистрируйтесь

Как с фейками борются в Европе: многотысячные штрафы и даже тюрьма

Еще в первой половине прошлого века Кристиан Диор лично следил за тем, чтобы на показе никто ничего не записывал и не зарисовывал, а Кристобаль Баленсиага устраивал показы позже остальных дизайнеров, чтобы те уж точно ничего не «сперли». Сегодня, когда ситуация с копированием вышла из-под всякого контроля, все это звучит довольно мило. Борьба с контрафактом во всем мире ведется давно, но результаты можно описать выражением «капля в море».

В прошлом году появилась информация, что рынок поддельных вещей в России превысил легальный. Продажа реплик стала чем-то обыденным и не порицаемым. И даже статьи Уголовного кодекса не способны это исправить.

Звезды в Instagram без зазрения совести рекламируют контрафактные магазины — в этом была замечена даже Ольга Бузова. Белорусские блогеры тоже не брезгуют таким заработком.

А вот в Испании, Германии и Греции поддельные вещи изымают и ликвидируют. В Италии продавцам грозит штраф, который может достигать €10 тыс., покупателям — аналогичные наказания.

В Париже уже более 10 лет действует система, по которой обычного туриста могут оштрафовать на огромные суммы, если он прогуливался с поддельными вещами, не говоря уже о самих продавцах. Штрафы могут достигать €300 тыс., в худшем случае грозит тюремное заключение.

А все потому, что бренды терпят убытки каждый раз, когда кто-то решает купить условно не оригинальный ремень Gucci, а фейковый. С другой стороны, фейки — такая себе нормальная реклама, совершенно бесплатно маячащая везде, где только можно.

Почему в Беларуси так много фейков и никому до них нет дела?

На вопрос отвечает юрист Татьяна Ревинская:

— Правовая охрана товарного знака обеспечивается на законодательном уровне. Применительно к Республике Беларусь данная охрана осуществляется на основании регистрации товарного знака в патентном органе (ГУ «Национальный центр интеллектуальной собственности Республики Беларусь») в порядке, установленном законодательством о товарных знаках и знаках обслуживания, или в силу международных договоров Республики Беларусь. Основными документами, регламентирующими данный вопрос, являются Мадридское соглашение о международной регистрации знаков 1891 года и протокол к нему (пункт 1 статьи 1018 Гражданского кодекса).

Проще говоря, если товарный знак зарегистрирован в Национальном центре интеллектуальной собственности Республики Беларусь, то на территории страны осуществляется его правовая охрана, если же в других, международных организациях, то правовая охрана осуществляется только по заявлению владельца товарного знака.

В Минске нет ни одного официального бутика популярных люксовых компаний. Поэтому и на повсеместные майки Vetements и пуховики Moncler пожаловаться некому.

Если же представить, что такое случится, то компания будет вправе требовать наказания для нарушителя.

— Неправомерное использование товарного знака влечет административную ответственность (часть 3 статьи 9.21 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях), — уточняет юрист. — Санкция указанной нормы предусматривает основное взыскание в виде штрафа (на физлицо — от 30 до 50 базовых величин, на ИП — от 50 до 100, на юрлицо — от 100 до 300), а также дополнительное взыскание в виде конфискации предмета административного правонарушения. Кроме административной ответственности, должностное лицо (лиц) организации можно привлечь к уголовной ответственности по статье 201 Уголовного кодекса.


— Проблема контрафакта не только затрагивает интересы правообладателей, но и негативно сказывается на потребителях, — считает юрист Татьяна Ревинская. — Производители и продавцы оригинального товара несут убытки. Потребители, стремясь сэкономить, приобретают дешевый, заведомо поддельный товар, который быстро приходит в негодность из-за низкого качества.

Экологичности тут точно нет. Есть ли стиль и поднятие самооценки, решать вам.

Читайте также:

Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!