Январь — это месяц, когда даже птицы замирают в полете и не так активно шевелят крыльями. В общем, все очень вяло. Но мы нашли десять отличных альбомов, которые сделают ваши выходные и будни приятнее. Наконец-то крутой альбом Эминема, атмосферный релиз от мастеров «темного» джаза Bohren & Der Club Of Gore, интересная электронная музыка от африканских амазонок, идеальный танцевальный альбом от канадцев с неприличным названием Holy Fuck. Эти и другие интересные находки января — в нашем обзоре, а одним плей-листом нашу подборку вы можете послушать вот здесь.
Немецкие классики так называемого «темного» джаза не выпускали новый материал с 2014 года — тогда вышел предыдущий полноформатник трио Piano Nights. Если вы никогда не слышали музыку коллектива, то готовьтесь к предельно медленному, зацикленному джазу, который звучит как саундтрек к неснятому нуару. Идеальная музыка для тягостных посиделок наедине с самим собой и долгих тоскливых зимних вечеров. При этом новый альбом группы отличается от того же Piano Nights выраженной мелодикой: местами это звучит так, будто саксофон с пластинки Romantic Collection замедлили раза в три и добавили к нему скорбное пианино и едва шевелящегося барабанщика. На самом деле можно только завидовать умению музыкантов играть так медленно и так эмоционально в рамках жанра. Так что берите не глядя и слушайте: альбом, полный печали, потусторонних звуков и оставляющий огромное пространство для фантазии слушателя.
Американская группа Algiers громко заявила о себе в 2017 году, когда вышел второй альбом коллектива под названием The Underside of Power — мощная работа, в которой как-то очень органично и классно сошлись воедино госпел, индастриал и традиционный инди-рок. Тогда же у группы появилась пара больших хитов: титульный The Underside of Power и яростный Walk Like a Panther. Критики альбом оценили, однако группа не улетела в мейнстрим, а осталась в комфортной для себя среде. Новый альбом Algiers появился в самом начале 2020 года: на нем музыканты не отходят от привычной для себя стилистики и социально-активной текстовой составляющей, но будто бы нарочно делают альбом чуть менее мейнстримовым, без очевидных хитов и ярких поп-номеров для широкой аудитории. Это сборник, записанный в свое удовольствие и именно так, как этого захотели сами музыканты. Так что, вполне вероятно, этой весной мы снова увидим американцев в клубе «Брюгге».
Последние два года оказались для Маршалла Мэзерса не очень простыми. Сначала он выпустил провальный альбом Revival и долго отмахивался от всех подряд, желая защитить девятый полноформатник от нападок. Потом в срочном порядке записал Kamikaze, немного поправивший положение заслуженного рэпера. Ну а вот теперь созрел для большого концептуального релиза, вдохновленного творчеством Альфреда Хичкока. Здесь, как и на прошлых альбомах, целая россыпь именитых артистов, среди которых опять зачем-то затесался Эд Ширан, но при этом материал Эминем представил просто убойный, и среди двадцати композиций можно с натяжкой отыскать пару-тройку откровенно проходных номеров. В общем, Маршалл возвращается с отличным рэп-альбомом, на котором ко всему прочему, кажется, снова ставит рекорд скорости: послушайте трек Godzilla — удивитесь, на какие чудеса способен человеческий речевой аппарат.
Джаз с эфиопскими традиционными мотивами не такая уж редкость, но в данном случае шестеро отличных инструменталистов из английского Лидса записали просто идеальную по звучанию стилизацию, от которой веет шестидесятыми, горячим африканским воздухом и неснятыми приключенческими фильмами. Альбом, название которого переводится «В поисках потерянного города Обезьяннего бога», представлен, кстати, как саундтрек, хотя никакого фильма не существует — это выдумка лейбла ATA Records. Но в принципе эта музыка могла бы зазвучать в «Сломанных цветах» Джармуша, который густо наполнил свою комедию эфиопскими мотивами. Слушать этот материал с бесконечной вязью басовых партий, бархатным кларнетом и игривой перкуссией — сплошное аудиофильское удовольствие. В эту музыку незаметно для себя самого погружаешься с головой и не хочешь выныривать, пока не дослушаешь до конца.
Дэн Бежар, кажется, больше известен широкой аудитории по группе The New Pornographers, хотя главным его проектом был и остается Destroyer — странный, ироничный и очень музыкальный. Бежар выпустил под этой вывеской 12 полноформатных альбомов, но самым важным из них стал Kaputt, захваленный мировыми критиками. Последовавшие за ним Poison Season и ken только укрепили Destroyer на высоких позициях. Это насмешка, карикатура, которая в какой-то прекрасный момент превратилась во что-то серьезное, и 12-й студийный альбом канадца будто вишенка на этом торте: тонко сыгранный, красивейший сборник, который вам еще только предстоит расслушать. Начните с замечательного сингла Cue Sinthesizers и двигайтесь дальше — не пожалеете.
Еще одна канадская история. Электронщики Holy Fuck нечасто балуют новым материалом, но каждый раз делают достойные вещи. Новый альбом группы называется Deleter — это пластинка с ощутимым влиянием французской электроники, в которой изящно пульсирует многослойный краут-рок. Звучит это все как идеальная музыка для вечеринок, где диджей ошалел настолько, что не может остановиться, но его никто и не просит — наоборот, все требуют продолжения. Короче, если вы решили устроить предельно мокрые танцы и находитесь в поисках идеального ритма и подходящей музыки, под которую просто невозможно не танцевать, то Deleter — попадание в десяточку. Это красиво, ритмично и атмосферно одновременно, так что ваша вечеринка выйдет на новый качественный уровень.
В 2015 году в Мали была основана женская супергруппа с претенциозным названием Les Amazones d’Afrique, в которую вошли известные африканские артистки из Мали, Нигерии, Габона, Бенина, Алжира и Франции. Спустя два года девушки выпустили дебютный альбом République Amazone — замороченный трип-хоп с очевидным влиянием традиционной африканской музыки. Спустя три года амазонки возвращаются с новым материалом — еще более претенциозным Amazones Power, в котором артистки продолжают эксперименты с электронной музыкой и традиционными мотивами континента. Это звучит как минимум интересно: трип-хоповые ритмы и приемы сочетаются с небанальной мелодикой, а харизматичные голоса африканских певиц добавляют этой записи характера и колорита.
Итан Груска — человек из предельно музыкальной семьи. Его прадед был довольно известным барабанщиком, дед — обладателем нескольких «Оскаров» за саундтреки (у него пять «Оскаров» и 25 «Грэмми», в том числе за «Имперский марш» для «Звездных войн», музыку к фильмам «Челюсти», «Индиана Джонс» и «Один дома»), отец — тоже отличным композитором с кучей наград. Сам Итан вместе с сестрой создал группу The Belle Brigade, выпустившую два альбома и получившую неплохую критику. В январе Груска представил сольный альбом En Garde — меланхоличный фолк с ощутимым влиянием Суфьяна Стивенса и других видных американских сингеров-сонграйтеров. Получилась приятная запись без каких-либо откровений, но при этом симпатичная и обаятельная. В общем, если вы фанат фильма «Внутри Льюина Дэвиса», любите грустные песни под гитару и неплохо знаете английский язык, то эта запись прямо для вас.
Посмертные альбомы — достаточно спорная штука, потому что часто выглядят как откровенная спекуляция мейджоров на имени погибших артистов. Circles кажется исключением из правила: это тихий, почти интимный сборник Мака Миллера, умершего в 2018 году в результате передозировки. Запись пронзительная, со вкусом и не отдающая приторной коммерческой спекуляцией. Миллер, которого почему-то принято звать рэпером, хотя определить четкие стилистические границы его творчества куда сложнее, погиб в разгар работы над Circles — альбомом, который должен был стать продолжением триумфального Swimming (большой метафоры о том, как лирический герой работы учился плавать, чтобы не пойти ко дну). Circles вполне бы мог стать еще одним триумфом живого артиста, но стал трогательной эпитафией, появившейся на надгробии Миллера спустя полтора года после его смерти.
Суровую обложку третьего полноформатного альбома американской певицы Poppy можно запросто перепутать с артом какого-нибудь лохматого норвежского блэк-метал-акта. Ничего общего у этих явлений, разумеется, нет. Poppy — проект, который мчит по крепким коммерческим рельсам и являет собой американскую попытку спекулировать на популярности j-pop. Альбом I Disagree вполне можно охарактеризовать как кавай-метал: поп-мелодии здесь искажены коммерческим ню-метал-звучанием, но ничего, кроме умиления, в итоге это не вызывает. Такую музыку вполне можно ставить маленьким детям на ночь и не опасаться, что через пару лет они начнут рисовать пентаграммы на свежих обоях и читать ЛаВея студеными зимними ночами. Короче, если вы находитесь под впечатлением от проектов вроде Babymetal, то вот этот альбом зайдет отлично.
Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by