Самые интересные выставки декабря

 
4909
31
03 декабря 2019 в 12:36
Источник: Дарья Пушко

Декабрь приготовил минчанам много выставок, ради которых однозначно стоит выбраться из дома даже в морозный день. Выбрать есть из чего: от Парижской школы до современной белорусской фотографии, от классической живописи до песочных инсталляций. Завершаем год на культурной волне!

Выставка «Шрага Царфин. Ведущий к свету»

Национальный художественный музей Республики Беларусь.

6 декабря 2019 — 28 февраля 2020.

Шрага Царфин — один из числа художников со сложным бэкграундом, которых Беларусь считает «своими», наряду с его знаменитыми современниками Марком Шагалом и Хаимом Сутиным.

Родился Царфин в 1899 году в местечке Смиловичи Минской губернии, когда территория Беларуси была частью Российской империи. В возрасте 15 лет эмигрировал сначала в Палестину, затем в Берлин и наконец в Париж, где стал частью масштабного интернационального художественного сообщества под названием Парижская школа. В итоге «своим» художником его считают не только в Беларуси, но и в России, и во Франции, к этому всему прибавьте еще еврейские корни — и получите художника-космополита. Это отразилось и в его творчестве.

Нынешняя экспозиция станет первой персональной выставкой Шраги Царфина в Беларуси. Полсотни живописных произведений, представленных на ней, происходят из частных коллекций и выставляются крайне редко. Часть экспонируемых картин приобретена компанией «А-100» у наследников художника — их белорусская публика увидит впервые.

У живописи Шраги Царфина есть все шансы понравиться широкому кругу зрителей благодаря завораживающему колориту его картин. Столь впечатляющего эффекта художник добивался с помощью изобретенной им уникальной техники: он смешивал гуашь и масляные краски, что стало его фирменным узнаваемым стилем.

Выставка работ Алеси Скоробогатой «Дактилоскопия»

Галерея «Арт-Беларусь» (ул. Козлова, 3, этаж 2).

30 ноября — 20 декабря.

Дактилоскопия — это способ идентификации человека по его отпечаткам пальцев. Для белорусской художницы Алеси Скоробогатой дактилоскопия становится концептуальным приемом: на каждой из созданных ею работ под авторской подписью она оставляет своей отпечаток пальца.

Алеся Скоробогатая — молодая, но уже известная художница, чьи картины впечатляют зрителей сочетанием технического мастерства (что уже становится большой редкостью в современном искусстве) и таинственности замысла. Свидетельством ее популярности служит тот факт, что на ежегодных выставках «Осеннего салона с „Белгазпромбанком“» Алеся пять раз подряд получала Приз зрительских симпатий.

Выставка «Книга песка»

ZAL #2 (ул. Козлова, 3, этаж 2).

28 ноября — 12 декабря.

Название выставки «Книга песка» отсылает к одноименному рассказу аргентинского писателя Хорхе Луиса Борхеса. Его первые строчки помогают настроиться на правильный лад восприятия: «Линия состоит из множества точек, плоскость — из бесконечного множества линий; книга — из бесконечного множества плоскостей; сверхкнига — из бесконечного множества книг».

Песок, благодаря своим особым свойствам и качествам, становится на выставке символом бесконечности, беспредельности времени и пространства: вспоминаются бескрайние дали пустыни или мерное, гипнотизирующее действие песочных часов. Для художников — участников выставки песок становится главным связующим звеном — он выступает в качестве основополагающей темы, центральной метафоры и доминирующего материала.

Будучи столь универсальным медиумом, песок открывает простор для широкого поля интерпретаций и объединяет самые разные работы: видеоарт, инсталляции, арт-объекты, керамику, стекло, живопись на холсте, металле, бумаге. Участники выставки — современные белорусские художники: Владимир Кондрусевич, Елена Чепелева, Денис Тропашко, Анна Силивончик, Катерина Алимова, Жанна Морозова, Артем Максимов, Юлия Гайдукова, Елена Атрашкевич.

Выставка работ Кристины Нарвилайте «Всё тебе скажу»

Галерея ДК (ул. Герцена, 2а).

15 ноября — 15 декабря.

В модной «Галерее ДК» продолжает работу выставка современной литовской художницы Кристины Нарвилайте «Всё тебе скажу». Доверительное название выставки подкупает: работы действительно проливают свет на внутренний мир художницы, на ее личную жизнь и творческие переживания. Среди представленных работ есть графика и арт-объекты, созданные из реальных повседневных вещей, дорогих сердцу Кристины (например, детских игрушек ее дочери Лауры), а также целого спектра нестандартных материалов, от цемента до пластика. Эти ассамбляжи представляют собой шкатулки памяти, вбирающие в себя предметы из окружающего мира и художественно их переосмысляющие.

Выставка «Бег с ножницами»

Национальный центр современных искусств (Некрасова, 3).

20 ноября — 8 декабря.

Бег с ножницами — регулярное занятие молодых художников, чьи работы представлены на выставке, ведь они — студенты и молодые специалисты Академии искусств, которые занимаются текстилем. Экспозиция в НЦСМ разрушает миф о том, что художественный текстиль — это только одежда. На самом деле этот материал дает возможность затронуть такие актуальные темы, как урбанизация, проблемы экологии, воздействие информационных технологий на социум и другие волнующие современного зрителя вопросы.

Поверьте, молодым художникам есть чем вас удивить: сегодня костюм может состоять не только из стандартных шерсти и хлопка, но включать в себя пластик и эпоксидную смолу.

Выставка молодой белорусской фотографии «2х2»

Музей-мастерская Заира Азгура (ул. Заира Азгура, 8).

28 ноября — 21 декабря.

Выставка «2х2» — это уже вторая часть выставочного проекта, в котором участвуют молодые белорусские фотографы. Ранее мы писали о первой части этого проекта, в этот раз участниками стали Мария Корнеенко и Андрей Новиков. Экспозиция строится вокруг темы семейной памяти. Она так или иначе близка любому: почти у каждого дома есть альбомы с семейными фотоснимками, просмотр которых неизбежно погружает в состояние ностальгии, светлой грусти или радостных воспоминаний.

В проекте «На разломе времени» Мария Корнеенко рассказывает и показывает нам свою семейную историю — историю взросления ее дочери. Главной локацией становится дача — историческое место силы для семьи на протяжении десятилетий. «Разлом времени» случается прямо на глазах художницы, когда с течением времени воспоминания начинают наслаиваться на реальность. Это едва уловимое, но сильное ощущение художница сообщает зрителю с помощью визуальных возможностей искусства фотографии.

Схожий путь проделывает и Андрей Новиков в проекте «Монограмма» — он возвращается в то место, где родился и вырос, чтобы увидеть и осмыслить его по-новому. Визуальной точкой отсчета выступает архив фотоснимков его отца.

200x150 см, 100" 4:3, мобильный, рулонный ручной, на штативе, покрытие матовое белое 1:1

Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей в одном месте

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Источник: Дарья Пушко