Декабрь приготовил минчанам много выставок, ради которых однозначно стоит выбраться из дома даже в морозный день. Выбрать есть из чего: от Парижской школы до современной белорусской фотографии, от классической живописи до песочных инсталляций. Завершаем год на культурной волне!
Национальный художественный музей Республики Беларусь.
6 декабря 2019 — 28 февраля 2020.
Шрага Царфин — один из числа художников со сложным бэкграундом, которых Беларусь считает «своими», наряду с его знаменитыми современниками Марком Шагалом и Хаимом Сутиным.
Родился Царфин в 1899 году в местечке Смиловичи Минской губернии, когда территория Беларуси была частью Российской империи. В возрасте 15 лет эмигрировал сначала в Палестину, затем в Берлин и наконец в Париж, где стал частью масштабного интернационального художественного сообщества под названием Парижская школа. В итоге «своим» художником его считают не только в Беларуси, но и в России, и во Франции, к этому всему прибавьте еще еврейские корни — и получите художника-космополита. Это отразилось и в его творчестве.
Нынешняя экспозиция станет первой персональной выставкой Шраги Царфина в Беларуси. Полсотни живописных произведений, представленных на ней, происходят из частных коллекций и выставляются крайне редко. Часть экспонируемых картин приобретена компанией «А-100» у наследников художника — их белорусская публика увидит впервые.
У живописи Шраги Царфина есть все шансы понравиться широкому кругу зрителей благодаря завораживающему колориту его картин. Столь впечатляющего эффекта художник добивался с помощью изобретенной им уникальной техники: он смешивал гуашь и масляные краски, что стало его фирменным узнаваемым стилем.
Галерея «Арт-Беларусь» (ул. Козлова, 3, этаж 2).
30 ноября — 20 декабря.
Дактилоскопия — это способ идентификации человека по его отпечаткам пальцев. Для белорусской художницы Алеси Скоробогатой дактилоскопия становится концептуальным приемом: на каждой из созданных ею работ под авторской подписью она оставляет своей отпечаток пальца.
Алеся Скоробогатая — молодая, но уже известная художница, чьи картины впечатляют зрителей сочетанием технического мастерства (что уже становится большой редкостью в современном искусстве) и таинственности замысла. Свидетельством ее популярности служит тот факт, что на ежегодных выставках «Осеннего салона с „Белгазпромбанком“» Алеся пять раз подряд получала Приз зрительских симпатий.
ZAL #2 (ул. Козлова, 3, этаж 2).
28 ноября — 12 декабря.
Название выставки «Книга песка» отсылает к одноименному рассказу аргентинского писателя Хорхе Луиса Борхеса. Его первые строчки помогают настроиться на правильный лад восприятия: «Линия состоит из множества точек, плоскость — из бесконечного множества линий; книга — из бесконечного множества плоскостей; сверхкнига — из бесконечного множества книг».
Песок, благодаря своим особым свойствам и качествам, становится на выставке символом бесконечности, беспредельности времени и пространства: вспоминаются бескрайние дали пустыни или мерное, гипнотизирующее действие песочных часов. Для художников — участников выставки песок становится главным связующим звеном — он выступает в качестве основополагающей темы, центральной метафоры и доминирующего материала.
Будучи столь универсальным медиумом, песок открывает простор для широкого поля интерпретаций и объединяет самые разные работы: видеоарт, инсталляции, арт-объекты, керамику, стекло, живопись на холсте, металле, бумаге. Участники выставки — современные белорусские художники: Владимир Кондрусевич, Елена Чепелева, Денис Тропашко, Анна Силивончик, Катерина Алимова, Жанна Морозова, Артем Максимов, Юлия Гайдукова, Елена Атрашкевич.
Галерея ДК (ул. Герцена, 2а).
15 ноября — 15 декабря.
В модной «Галерее ДК» продолжает работу выставка современной литовской художницы Кристины Нарвилайте «Всё тебе скажу». Доверительное название выставки подкупает: работы действительно проливают свет на внутренний мир художницы, на ее личную жизнь и творческие переживания. Среди представленных работ есть графика и арт-объекты, созданные из реальных повседневных вещей, дорогих сердцу Кристины (например, детских игрушек ее дочери Лауры), а также целого спектра нестандартных материалов, от цемента до пластика. Эти ассамбляжи представляют собой шкатулки памяти, вбирающие в себя предметы из окружающего мира и художественно их переосмысляющие.
Национальный центр современных искусств (Некрасова, 3).
20 ноября — 8 декабря.
Бег с ножницами — регулярное занятие молодых художников, чьи работы представлены на выставке, ведь они — студенты и молодые специалисты Академии искусств, которые занимаются текстилем. Экспозиция в НЦСМ разрушает миф о том, что художественный текстиль — это только одежда. На самом деле этот материал дает возможность затронуть такие актуальные темы, как урбанизация, проблемы экологии, воздействие информационных технологий на социум и другие волнующие современного зрителя вопросы.
Поверьте, молодым художникам есть чем вас удивить: сегодня костюм может состоять не только из стандартных шерсти и хлопка, но включать в себя пластик и эпоксидную смолу.
Музей-мастерская Заира Азгура (ул. Заира Азгура, 8).
28 ноября — 21 декабря.
Выставка «2х2» — это уже вторая часть выставочного проекта, в котором участвуют молодые белорусские фотографы. Ранее мы писали о первой части этого проекта, в этот раз участниками стали Мария Корнеенко и Андрей Новиков. Экспозиция строится вокруг темы семейной памяти. Она так или иначе близка любому: почти у каждого дома есть альбомы с семейными фотоснимками, просмотр которых неизбежно погружает в состояние ностальгии, светлой грусти или радостных воспоминаний.
В проекте «На разломе времени» Мария Корнеенко рассказывает и показывает нам свою семейную историю — историю взросления ее дочери. Главной локацией становится дача — историческое место силы для семьи на протяжении десятилетий. «Разлом времени» случается прямо на глазах художницы, когда с течением времени воспоминания начинают наслаиваться на реальность. Это едва уловимое, но сильное ощущение художница сообщает зрителю с помощью визуальных возможностей искусства фотографии.
Схожий путь проделывает и Андрей Новиков в проекте «Монограмма» — он возвращается в то место, где родился и вырос, чтобы увидеть и осмыслить его по-новому. Визуальной точкой отсчета выступает архив фотоснимков его отца.
Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей в одном месте
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!