34 582
23 ноября 2019 в 8:00
Автор: Александр Чернухо

«А вдруг кто-то перевернет игру!» Как живут рэп-баттлы после хайпа?

Автор: Александр Чернухо

13 августа 2017 года на YouTube-канале versusbattleru было опубликовано видео, которое сейчас называют историческим. Хип-хоп-звезда и непобедимый баттл-рэпер Oxxxymiron вышел против Славы КПСС — многоликого персонажа, не известного тогда широкой публике. Видео собрало 43 млн просмотров, то есть миллионы людей наблюдали за тем, как два рэпера пытаются литературно унизить друг друга. Уже постфактум этот баттл анализировали филологи и обсуждали культурологи, сотни СМИ делали на теме трафик и называли рэп-баттлы новым культурным явлением. Спустя два с половиной года все пришло к тому, с чего началось: баттлы из мейнстрима снова возвращаются в андеграунд и становятся развлечением для ценителей. Рассказываем, что происходит с ними сейчас.

Что происходит с российским баттл-рэпом?

«Мы отпугнули ********, которые зашли посмотреть на волне хайпа»,говорит организатор крупнейшей баттл-площадки России Ресторатор. Этого человека много критиковали и хвалили, называли талантливым коммерсантом и обвиняли в том, что Versus приглашает не тех людей. Сейчас YouTube-канал, на котором выкладываются все баттлы лиги, имеет нескромные 4,55 млн подписчиков — это примерно в три раза меньше, чем у Влада Бумаги, но цифра все равно серьезная. Новые ролики здесь публикуются примерно раз в неделю, но показатели так себе: в среднем выпуск Versus сейчас набирает 500—600 тыс. просмотров. Для канала с таким количеством подписчиков статистика плохая.

Примерно так же выглядит и финансовая ситуация на площадке. В подкасте комика Владимира Бухарова Ресторатор признается, что Versus ушел в минус.

Самые жирные времена российского баттл-рэпа пришлись на 2016—2018 годы. Начинался этот хайп вокруг исключительно нишевой темы со зрелищных, энергичных и эмоциональных выступлений Oxxxymiron — человека, который сыграл определяющую роль в популяризации баттл-рэпа. Мирон уничтожал своих соперников, строчил рифмы и панчи как из пулемета и считался непобедимым MC.

Просмотры баттлов росли и постепенно начали собирать миллионы. Люди, получившие от YouTube новый телевизор, оставляли просмотр новых выпусков на вечер — и под пивко наблюдали за происходящим в кругу. Изучали исторические конфликты, обсуждали фаворитов, даже делали ставки. Площадка начала обрастать спонсорами и в самые жирные времена имела несколько крупных контрактов и спонсорские пакеты.

Мы наблюдали за невнятным выступлением одного из самых талантливых артистов поколения Noize MC, видели, какими темпами поглощает в кадре пиво одиозный Хованский, как шутят про чью-то мамку и позорно забывают слова в самый ответственный момент, как Oxxxymiron отклеивает пластырь с новой татуировкой. Короче, получили новый сериал с бесконечным набором персонажей и турнирным азартом.

Потом случился «тот самый баттл» — Oxxxymiron проиграл, Гнойный победил. На этом фоне произошел настоящий медиавзрыв, и рэп-баттлы стали главной темой на ближайшие несколько месяцев. Их смотрели даже люди, которые ничего не понимают в рэп-баттлах, неожиданно выяснилось, что, кроме Versus, есть еще несколько лиг и что их тоже можно смотреть.

В баттл-рэп пришли большие деньги. YouTube пестрел рекламой, рэперы появлялись в кадре в спонсорских майках, на баттлы периодически стали выходить не MC, а блогеры. Просмотры, деньги, скандалы, недовольства — все смешалось в один большой снежный ком, который уже практически невозможно было контролировать. Все это вылилось в самый дорогой и худший в истории Versus баттл Guf против Птахи. 20 млн просмотров, забытые слова, плохо прожеванные рифмы и иногда вообще их отсутствие. Очередной медиаскандал, большие деньги и недовольство тех, кто в теме. Снежный ком врезался в дерево и разлетелся на много-много частей.

«С нами остались люди, которые так разбираются в баттл-рэпе, что понимают каждую отсылку. Мы делаем баттлы для баттл-рэперов. Но нас впереди будут баттлы и для этого сброда», — говорит Ресторатор в том же подкасте. Сейчас Versus переживает период похмелья и потихоньку возвращается к привычному существованию в режиме крупнейшей в СНГ авторитетной баттл-площадки. Реклама практически пропала, большие медиаперсоны давно не появлялись на экране, но, кажется, все, кроме случайных людей, остались довольны.

«В каждом выпуске было три основные рекламы плюс спонсорские паки. Максимально было по девять интеграций. А за последний год у нас было пять реклам на 30 баттлов, — описывает то, что происходит сейчас, Ресторатор и продолжает: — Я много своих денег вложил в проект, мой товарищ много вложил в проект, у него отрицательный баланс. Но мы все равно будем ждать хороших спонсоров, не хотим больше работать с гнилым г****м».

Сейчас гонорар баттл-рэпера на Versus составляет 50 тыс. российских рублей (примерно 1600 белорусских) — это меньше, чем в «сытые» годы площадки, но все равно цифры гораздо выше, чем несколько лет назад.

Кроме Versus, в России функционирует несколько крупных баттл-площадок: «Рвать на битах» с 535 тыс. подписчиков, SlovoProject с 224 тыс. подписчиков, RBL с 154 тыс. подписчиков, «Кубок МЦ» с 83 тыс. подписчиков.

Что происходило с баттл-рэпом в Беларуси?

«Сейчас баттлы везде, от телеканала „Культура“ до газеты „Рэспубліка“,писал в своей колонке на 34mag.net один из участников крупнейшей белорусской площадки Minsk Independent Battle. — На самом деле это ужасно. Любая крутая движуха, становясь слишком массовой, очень быстро приедается и скатывается в пошлятину. Когда контркультура превращается в тренд, а андеграунд становится мейнстримом — это начало конца. Странно видеть, как то, что не должно было вылазить из подвалов, становится золотой жилой для тех, кто хочет подзаработать».

Minsk Independent Battle был основан в 2016-м, и 13 октября того года было опубликовано первое видео с баттла. Сейчас у него чуть меньше 20 тыс. просмотров и 35 комментариев: кто-то сравнивает одного из участников с Oxxxymiron, кто-то говорит, что ему стыдно за Минск. Со временем баттлы переехали из небольшого клуба Ili во вместительный Re:Public, на большие мероприятия начали приходить сотни людей, у MIB появились спонсоры. В пиковые для рэп-баттлов времена ролики с баттлов на YouTube собирали больше 10 тыс. просмотров, а самый популярный — сражение Эмио Афишла и Abbalbisk — получил 143 тыс. просмотров.

Спустя два года после первого выпуска основатель площадки Костя Баяндин описывал то, что происходит вокруг баттлов в Минске:

«Сыпаться все стало к середине этого сезона, во второй половине 2017 года. В том числе поэтому третий круг мы решили не снимать. Показательно, что никто нас не спросил, почему мы не выпустили эти баттлы на видео. А участники — ну, они же и сами виноваты в этом. Когда приходят на баттлы бухие и читают текст с бокала пива, пусть это и выглядит шедеврально.

Почему все загнулось? Так это же понятно. Всех задолбали баттлы. Я не смотрю Versus. Посмотрел два отбора с нового Fresh Blood. И так делают многие люди».

Последнее видео с баттлов на канале Minsk Independent Battle было опубликовано в конце декабря 2018 года. Это были финалы турнира MIB Arena. В одном из них сражались тибет и Артем Сергеевич. Победил последний. После того как MIB ушел в безвременную спячку, парень основал свою площадку.

Что с ним происходит сейчас?

Артем в этой теме с 2016 года. Парень не из рэп-тусовки, начинал как обычный зритель, заинтересовавшись кухней рэп-баттлов. Записал на скорую руку видеозаявку и отправил ее на одну из локальных минских площадок.

— Организатор сказал, что отбор уже закончился, но добавил: «Если найдем оппонента, а у тебя будет нормальная заявка, то мы тебя возьмем». Я накидал пару панчей, за пару часов записал заявку — и скоро уже баттлил. Я воду не лью и стараюсь делать каждый раунд по 3—4 минуты — только панчи и только на оппонента. Бывало, что меня чувак баттлил 8 минут, а потом я его уделывал за пару минут.

Артем победил на One One Battle, а затем попал на Minsk Independent Battle — крупнейшую белорусскую баттл-площадку. Второй сезон на MIB тоже остался за Артемом.

— Мои первые деньги за баттл — $100, это был призовой фонд турнира. Мы пошли с друзьями на Зыбицкую, я был на кураже и снимал сторис в Instagram, сидя на лошади: «Да, я сегодня на коне». Протусили соточку, и все. На MIB призовой фонд составил уже $500, но деньги в этой движухе вообще никакого значения не имеют. После финала я половину гонорара потратил в ту же ночь: проставил пиццу, бухлишко и все такое.

В лучшие времена крупнейшая баттл-площадка Беларуси собирала несколько сотен человек и десятки тысяч просмотров. Но хайп прошел, а вместе с этим взяли безвременную паузу и белорусские рэп-баттлы. Артем решил продолжать сам.

— Движуха прошла. «Акапелку» очень сильно затмили BPM-баттлы. Мой финал на MIB собрал 1,5 тыс. просмотров, а финал BPM-баттла — 4 тыс. Людям поднадоело это смотреть: есть MC, за которыми до сих пор наблюдают, но новички уже сто процентов никому не интересны. Только если придет какой-то суперноватор и перевернет игру, но пока такого на горизонтах нет. Упал интерес к баттлам не только в Беларуси: Versus сейчас тоже плохо смотрят. Отсеялись люди, которые пришли на хайпе, и сейчас осталась реально преданная аудитория. Сегодня я выкладываю баттл, он набирает 50—60 лайков во «ВКонтакте», но меня это вообще не парит: я понимаю, что это люди, которым реально интересна эта движуха. Что это за люди? Половину лайков ставят сами баттлеры. А если серьезно, то это молодые пацаны, которые увлекаются рэпом и баттлами и потенциально сами хотят участвовать.

Артем решил сделать свою площадку и назвал ее Ace Battle. Сейчас на канале 228 подписчиков, а самый популярный ролик с баттлом имеет 1,4 тыс. просмотров. На сами баттлы в столичном клубе приходит 100—150 человек.

— У меня есть конференция во «ВКонтакте», в которой 20 баттлеров. Я сижу и думаю: какой баттл был бы интересен? Этот с этим уже баттлились, этот намного сильнее — будет в одну калитку. Прикидываю и составляю пары, и ребята уже начинают друг друга подкалывать в конференции. Это как в боксе: Макгрегору говорят, что будет бой с Хабибом, и он его уже ненавидит.

Вообще, мне нужна целевая аудитория, которая интересуется баттлами. Левые люди не интересны: пускай это будет 500 просмотров, но продукт должен быть хорошим. Под некоторыми нашими баттлами стоит 40 лайков, 0 дизлайков и 400 просмотров. Репутация важнее. Но все заявки я рассматриваю.

На Versus есть один белорусский чувак — Эмио Афишл, но его баттлы… У меня спрашивают, почему я не приглашаю его в качестве баттлера или судьи, но для меня репутация площадки важнее. Он критически слабый как баттлер: средний чувак с моей площадки уберет его без проблем. Я думаю, что его берут на Versus только из-за нехватки кадров.

По словам Артема, участники Versus готовы приехать на баттл в Беларусь, но выдвигают конкретные финансовые условия.

— Я считаю, что они вообще опухли в край: мы предлагали победителю Versus забатлить на нашей площадке, но он запросил $800 гонорара и оплату перелета. Есть еще один знакомый парень, и он готов забатлить, если мы оплатим ему проезд. Но я не готов подстраиваться под время, которое удобно только для него. В первую очередь я хочу, чтобы комфортно было мне и моим MC.

Белорусские баттл-MC пробовали попасть на Versus. Для этого нужно отправить на электронную почту свою видеозаявку со строгим регламентом: ее продолжительность должна быть не больше минуты. Ее рассматривает менеджер и дает ответ.

— Никому из наших баттлеров попасть туда не удалось, есть только Эмио Афишл. Вот на RBL попал один чувак, но баттл не зашел, и больше его не приглашали. Сам бы я хотел попасть на топ-площадку вроде Versus, RBL или «Кубка МЦ» — думаю, я бы показал настоящий минский уровень.

А вообще, если бы была битва площадок и мне бы сказали выставлять бойцов, я бы выставил человек пять, за которых не стыдно. Это молодые ребята от 20 до 24 лет, они занимаются абсолютно разными вещами, а в баттл-рэпе уже несколько лет. Они разбираются и понимают, что делают, — на таких людях и их инициативе все держится.


Сериал под названием «Рэп-баттлы» закончился для широкой аудитории. Сейчас на YouTube смотрят другие сериалы и шоу с захватывающим сюжетом. С баттлами остались только самые стойкие и преданные бойцы — для них движуха продолжается, они до сих пор рыскают в поисках удачного панча.

с контейнером, пылесборник: контейнер, потребление: 700 Вт, без регулировки мощности, шум 76 дБ
вертикальный 2-в-1, пылесборник: контейнер, мощность всасывания: 120 Вт, потребление: 400 Вт, регулировка мощности на корпусе, турбощетка
Выбор покупателей
с мешком, пылесборник: мешок, мощность всасывания: 460 Вт, потребление: 2000 Вт, труба: сталь, регулировка мощности на корпусе, шум 83 дБ

Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by