Лукашенко и Медведев заочно поспорили друг с другом по поводу «чужих войн». Что случилось?

 
04 ноября 2019 в 23:01
Автор: Александр Владыко
Автор: Александр Владыко

Эта история началась в интервью Александра Лукашенко казахскому информагентству «Хабар». В нем белорусский президент, рассуждая о цене независимости и отношении к соседям, произнес слова: «не наши войны». Буквально спустя пару дней — снова. На этот раз о «чужих войнах» речь шла в эмоциональном комментарии учений НАТО у литовско-белорусской границы. Сегодня Дмитрий Медведев не сдержался.

«Сейчас мы сами решаем эти вопросы. Мы сами распоряжаемся своей судьбой. Но самое главное: Беларусь, да и Казахстан, — они ведь всегда были под чьей-то плеткой, как я часто говорю. Кто-то нами понукал, кто-то пытался на колени поставить. Особенно в Беларуси. Все эти войны — не наши войны. Отечественная война 1812 года, Наполеон прошелся до Москвы и назад вернулся через Беларусь. Все разграблено, все было уничтожено. Потом Первая мировая война. Дошли до того, что от Беларуси осталась только узенькая полосочка — часть восточных губерний отошла России, а (земли. — Прим. Onliner) до Минска отошли к Польше по Рижскому договору. Потом Вторая мировая война, у нас — Великая Отечественная война. Полностью Беларусь стерли с лица земли. Это не наши были войны. Мы тем не менее горя хлебнули. Мы в последней войне треть нашего населения потеряли. В основном гражданского населения. В чем были виноваты дети, старики? — рассуждал Александр Лукашенко во время интервью с руководителем „Хабара“. — А сейчас мы стали перед фактом и имеем возможность сами определять свою судьбу, не нанося никакого ущерба нашим соседям. Соседи — от Господа Бога, их же не выбирают: Украина, Польша, страны Балтии, наша Россия — это соседи. Мы кому-нибудь проблемы создали? Нет, Вы ни разу как журналист этого не слышали. Это наша независимость, наш суверенитет и наша ответственность перед этим».

Видео о «чужих войнах» размещено на сайте президента (смотрите с 2:40). Вкратце: «Беларусь за прошедшие столетия уже неоднократно страдала от чужих войн... Страница войн для белорусского народа уже перевернута. Наша политика понятна: мы хотим, чтобы в этом регионе и Европе в целом — нашем общем доме — был мир. Но, видимо, кому-то неймется... Перед началом Великой Отечественной войны уверяли, что войны не будет, а с гитлеровской Германией подписывались договоры...»

Что-то из этого легло в основу ответа премьер-министра России Дмитрия Медведева.

— Мы ни в коем случае не должны бросать хоть какую-то тень на подвиг наших предков, которые защищали свою землю — жили на территории современной России или Белоруссии (правописание в данном случае не соответствует варианту, приведенному в Общероссийском классификаторе стран мира. — Прим. Onliner), но они защищали-то ведь свою землю от захватчиков. Так было в 1812 году, так было в период Первой мировой войны, какую бы оценку ни давали ей историки, так, естественно, было в период Второй мировой или Великой Отечественной войны. <...> Это не участие в чужих войнах. Поэтому для меня очень странно слышать такие слова, — отметил глава правительства России на пресс-конференции после встречи АСЕАН.

После этого не могла не отреагировать белорусская сторона. Потому что спор неожиданно зашел на тему скреп, слишком важных для обоих руководств. «Тени на подвиг» — это не новость, но они всегда бросались откуда-то извне, от недоброжелателей. А Минск и Москва официально не признают ни тени, ни намека на тень.

Комментарий последовал от пресс-секретаря Лукашенко Натальи Эйсмонт. Она заявила, что слова о чужих («не наших») войнах были вырваны из контекста. По словам Эйсмонт, Лукашенко знаком с реакцией главы российского правительства на слова о «чужих войнах».

— Реакция, надо сказать, очень неожиданная — и неожиданность ее заключается в полном искажении сути,заявила РИА Новости пресс-секретарь президента Беларуси.

Эйсмонт выразила уверенность, что не нужно подробно разъяснять, что означает «все эти войны — не наши войны».

— Все предельно ясно: говоря об этом, президент имел в виду, что навоевались — и Беларусь, и Россия — хватит! Тем не менее, коль уж тема получила развитие, не могу не отметить несколько моментов, — сказала собеседница агентства. По ее мнению, если кто-то в постсоветский период и отрекался от чего-то, то «делалось это не в Беларуси, а в самой России, и не единожды». Эйсмонт также отметила, что примеры приводить не будет, хотя могла бы.

— Еще более странно для российского премьера должно выглядеть то, что после стольких пройденных вместе испытаний сегодня наши страны погрязли в бесконечных переговорах по нефти, газу и даже продуктам питания, — сказала пресс-секретарь Лукашенко. Она призвала Москву и Минск решать эти вопросы, а не вспоминать «седые времена».

Эйсмонт подчеркнула, что «главный вопрос, который возникает в связи с этим обсуждением: кому и зачем нужно сегодня поднимать эту тему?»

— С чего бы? Наше отношение к истории всем известно. Хотите посмотреть, как чтят память о защитниках Отечества, — приезжайте в Беларусь! Просто кому-то надо, чтобы эта вроде бы предельно понятная тема вдруг зазвучала. Или, может быть, надо найти новый повод укусить?.. Но это — вопрос пока риторический, — заключила она.

Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей в одном месте

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!