В пятницу, 1 ноября, стартует очередной кинофестиваль «Лiстапад». За неделю с лишним в минских кинотеатрах покажут полторы сотни фильмов со всего мира, названия которых большинству ни о чем не говорят. Выбираем самые любопытные картины и рассказываем, почему на них стоит обратить внимание.
(Румыния, Франция, Германия)
Продажный полицейский из Бухареста сбегает с роковой красоткой на Канары. Там он ввязывается в хитрую мафиозную схему по вытаскиванию из тюрьмы человека, который где-то припрятал большую сумму денег. Чтобы сохранить все детали спецоперации в тайне, гангстеры учат полицейского секретному языку островного племени гуанчи, похожему на причудливый свист.
Удивительно, но, возможно, самый зрительский фильм «Лiстапада» приехал из Румынии, хотя тамошнюю «новую волну» зрители обычно не любят за аскетизм и затянутость. Корнелиу Порумбою, главный румынский режиссер момента, обычно специализируется на остроумных человеческих комедиях о разных чудаках, а в «Свистунах» решил сделать заход в жанр классического приключенческого детектива. Получилось то что надо: запутанная история, перестрелки, предательства, лавстори и сюжетные твисты. Абсурдистский румынский юморок Порумбою тоже, видимо, нигде не просвистел: критики пишут, что фильм мало того что увлекательный, так еще и дико уморительный.
«Свистуны» в этом году участвовал в основном конкурсе Канн, но ничего не выиграл.
(Китай)
За поэтичный и эстетский неонуар на «Лiстападзе» обычно отвечают китайцы — этот год не исключение. Еще один каннский номинант, «Озеро диких гусей», представляет собой гипнотическую криминальную фантазию в урбанистических пейзажах, которая заставляет попеременно вспоминать картины Вонга Кар Вая, неоновую трилогию Николаса Виндинга Рефна и иногда даже «Джона Уика». Сюжетом же фильм очень похож на классику французской новой волны «На последнем дыхании» Жан-Люка Годара. Судя по всему, у лауреата Берлинале Дяо Инаня вышло трагичное кино о том, как одна роковая ошибка может заставить человека спуститься в самое сердце тьмы.
Банда мелированных гопников решает с конкурентами, кто будет держать район, путем соревнований по угону мотороллеров — кто больше угонит, того и территория. В темноте, чего-то не разглядев, главарь Чжу Цзенун убивает двух полицейских, приняв их за членов другой банды. За голову парня назначают огромную награду, а он тем временем пускается в бега по городским закоулкам со случайной знакомой — коротко стриженной проституткой, у которой тоже непонятно что на уме.
(Чехия, Словакия, Украина)
Классический фестивальный шокер — тот самый фильм, о премьере которого будут еще долго ходить байки, как одна половина зрителей через полчаса сбежала из зала, а вторая в восторге роняла челюсть. В прошлом году таким был новый фильм Ларса фон Триера, в этом — «Раскрашенная птица» из основного конкурса Венецианского фестиваля. Говорят, что самых впечатлительных привел в тотальный ужас эпизод с выковыриванием глаз, одна сцена с бутылкой и момент с заживо сожженным хорьком. Но вообще все сходятся во мнении, что чех Вацлав Маргоул изобразил на экране один сплошной бессмысленный и беспощадный аттракцион насилия, какой из себя и представляла Вторая мировая война.
Судя по синопсису, еврейский подросток остается сиротой и начинает кочевать от одной семьи к другой, стоически переживая весь встречающийся на пути ужас, — от «Раскрашенной птицы» стоит ждать треш-трибьюта «Иди и смотри». В фильме даже снялся Алексей Кравченко, тот самый повзрослевший мальчик из шедевра Элема Климова. Но у чешской ленты есть и одноименный книжный первоисточник 1965 года, тоже скандальный роман поляка Ежи Косинского. Писатель заявлял книгу как автобиографичную, а потом был уличен в плагиате.
(Северная Македония)
Документальный фильм о македонской пасечнице, живущей вместе с больной матерью в живописной горной деревеньке. С пчелами у женщины налажен чуть ли не духовный контакт: она собирает мед голыми руками, большую часть оставляя в ульях, и зарабатывает на продаже совсем скромные суммы. Привычный уклад жизни меняется, когда в деревню переезжает семья турецкого бизнесмена, который собрался развернуть в окрестностях целое медовое производство.
Ради полуторачасовой зарисовки режиссеры Тамара Котевска и Любомир Стефанов прожили вместе со своей героиней целых три года. Видимо, не зря: зарубежные критики говорят, что такой тонкой, личной и драматургически накаленной реальной истории позавидовал бы любой сценарист.
«Страна меда» заочно убрала всех конкурентов в оскаровской номинации за лучший документальный фильм. Статуэтку ей предсказывают еще с января, после премьеры на фестивале «Сандэнс». На «лiстападовский» показ билетов уже не осталось, но фильм рано или поздно должен появиться в сети, не пропустите.
(Польша, Франция)
20-летний Даниэль во время пребывания в исправительном лагере решил стать священником. Все портит судимость — молодому человеку предлагают только работу на лесопилке в небольшом поселке. По дороге туда Даниэль заглядывает в костел и, притворившись священнослужителем из Варшавы, втирается в доверие к больному викарию. Парню разрешают подменять батюшку на проповедях: сначала он на ходу гуглит молитвы, а потом начинает страстно импровизировать. Вскоре харизматичный лжесвященник становится настоящей звездой и опорой округи, жители которой переживают страшную трагедию.
«Тело Божие» уже стал хитом в Польше и был отправлен от страны на «Оскар». Пишут, что режиссер Ян Комаса по-новому ставит вопросы о вере и морали, а также изучает механизмы влияния на людей. Интрига по поводу того, кто на самом деле главный герой, просто аферист или искренне сочувствующий человек, должна сохраниться до самого конца. Многие особенно хвалят театрального актера Бартоша Беленю, который виртуозно играет оба этих состояния.
(Бельгия)
Патрик — счастливый дурачок со смешной прической, работающий плотником в натуристском лагере отца. После скоропостижной кончины патриарха мужчине приходится взять на себя управление лагерем, но у него, как назло, пропадает любимый молоток, и он больше ни о чем не может думать. Беготня Патрика в поисках инструмента превращается в экзистенциальную комедию абсурда, в ходе которой он должен повзрослеть и понять, что собой представляет на самом деле.
Бельгиец Тим Милантс получил за дебютного «Патрика» режиссерский приз на фестивале в Карловых Варах, что интересно, поскольку набивал он руку вовсе не на инди-комедиях, а на больших и брутальных телевизионных драмах («Острые козырьки», «Террор»). Главную роль сыграл звездный бельгийский актер Кевин Янссенс, которого привыкли видеть в образе обаятельного преступника, а здесь он превратился в тучного кидалта — зрители в Бельгии от такого радикального перевоплощения были в восторге.
(Беларусь)
Единственный фильм из списка, который мы уже посмотрели, поэтому готовы за него ручаться. «Сашин ад» — новая и самая авангардная работа белоруса Никиты Лаврецкого, известного скромными драмами про неловкое общение 20-летних. Сам режиссер называет картину эмо-хоррором, а все происходящее по сюжету напоминает какой-нибудь «Твин Пикс» или кино американского направления «мамблгор» — малобюджетные фильмы, где люди просто долго разговаривают о жизни, а потом начинает происходить какая-то страшная дичь.
Главный герой Саша, работник скучного минского офиса, увлекается зарубежным хип-хопом и на досуге пишет биты для интернет-приятеля, известного рэпера из Бельгии Оливера. Друзья решают дать совместный концерт в Ok16, но приезд весельчака Оливера в итоге оказывается весьма нервным событием для забитого битмейкера. Вдобавок выясняется, что у Саши есть еще одно пугающее хобби.
«Сашин ад» целиком снят на старую VHS-пленку — нарочно корявая, лоу-файная картинка только усиливает и без того нарастающее чувство тревоги и дискомфорта. Еще это редкий шанс увидеть знакомую Немигу, шаурмичные у Комаровки и другие минские локации в непривычно жутковатом облике.
(Австрия, Германия)
Этот фильм неспроста помещен в отдельную программу фестиваля, которая называется «Киноязык: иной синтаксис». Авторы действительно выворачивают наизнанку все привычные методы кино: берут реальную историю первой собаки-космонавта Лайки, выдумывают на ее основе философскую сказку о реинкарнации животного, а затем снова помещают в документальный нарратив.
Кино почти целиком составлено из кадров безучастных наблюдений за обычными бродячими собаками на улицах Москвы. Снималось все на уровне глаз животных и только поздним вечером или на рассвете, когда собаки минимально пересекаются с людьми. Они оказываются в нелепых ситуациях, «общаются», враждуют и иногда проявляют свою жестокую сущность (есть одна длинная кровавая сцена с кошкой). Мысли собак голосом усталого ученого озвучивает Алексей Серебряков. С кинофестиваля в Локарно передавали, что все это не просто какое-то абстрактное эссе, а настоящий триллер и чуть ли не еще один «Король Лев», который как будто бы снял Терренс Малик.
(Франция, Германия)
Еще одно нетипичное, хотя и намного более формальное кино про космос, которое покажут слегка за пределами «Лiстапада» — в рамках сеанса-постскриптума. Ева Грин играет женщину-астронавта, которая готовится к первой годичной экспедиции на Марс. Бывший муж, который тоже работает в космической отрасли, шутит, что обгоняет жену, потому что уже исследует грунт с Венеры. Американский коллега рад женщине на борту, мол, будет кому готовить. Руководство советует отказаться от части обязанностей из-за возможных последствий для женского организма.
Все вроде бы указывает на то, что перед нами очередной феминистический манифест о становлении женщины в «мужской» профессии. Однако зарубежная пресса уверяет в обратном: пишут, что «Проксима» на самом деле — чуткая драма о невозможности найти баланс между работой и воспитанием ребенка. У главной героини есть маленькая дочь, и именно привязанность к ней будет ставить под угрозу мечты о покорении космоса.
Алис Винокур стала редким зарубежным режиссером, которому разрешили полноценные съемки в российском Звездном городке и на Байконуре. Поэтому в фильме есть множество почти документальных сцен тренировок именно европейских астронавтов.
(Украина)
Победитель второй по важности программы Венецианского кинофестиваля «Горизонты», то есть следующий лучший фильм года после «Джокера» по версии тамошних членов жюри (на самом деле не совсем, но интересно так думать).
Сюжет разворачивается в 2025 году в восточной Украине. Война закончилась, но Донбасс превратился в безжизненную пустыню. Сергей, бывший солдат с посттравматическим расстройством, не может адаптироваться к нормальной жизни. Он присоединяется к добровольческой группе «Черный тюльпан», которая занимается эксгумацией тел военных. Там герой начнет сближаться с тоже травмированной войной девушкой Катей.
По мнению режиссера Валентина Васяновича, экологическая катастрофа — самая большая, но малоосвещаемая проблема Донбасса. Сотни шахт заброшены и затоплены. Отравленная вода из них попадает в колодцы и реки. Васянович предсказывает, что через пару-тройку лет Донбасс станет второй зоной отчуждения. Собственно, об этих мрачных событиях он и снимает кино, только помещает в центр историю любви. Критики говорят, что получилась оригинальная и красивая антиутопия и, возможно, лучший украинский фильм XXI века.
Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!